Назад

Главная страница

 

  
Inside concert making.

Мы знаем о концертах все!..

 

Когда пять лет назад я обсуждал с друзьями перспективы создания собственного агентства концертов классической музыки, большинство замечаний были скептическими. Меня пугали прежде всего обилием конкурентов на этом, на первый взгляд очень привлекательном, рынке. Действительно, в каждом крупном телефонном справочнике под концертные организации выделена целая  рубрика, включающая, как правило, не менее десятка позиций. Правда, за исключением одной-двух компаний. которые и так у всех на слуху еще с достопамятных советских времен, в каждом следующем выпуске справочника все остальные строчки уже заняты другими фирмами. К тому же, в половине оставшихся компаний уже не снимают трубку (хороший справочник опаздывает с информацией примерно на полгода), а в другой половине диспетчер на телефоне не знает, сколько человек играет в струнном квартете. И так - из номера в номер, из года в год… 

Так что для начала я просто поверил своей интуиции, а теперь убедился еще и на практике, что конкурентоспособных конкурентов у нас, прямо скажем, немного. То, что делает большинство из них, бизнесом назвать трудно. Одни из них - гигантские, но уже умирающие постсоветские монстры, получившие в наследство от бывшего Союза неплохие помещения в центре столицы. За счет сдачи этих помещений в аренду направо и налево (это чаще) они и живут*. Точнее, не сами организации, а их управленческие кадры. Артисты же с громкими званиями делают вид, что получают гонорары (размеры которых они стесняются даже называть в разговорах с западными коллегами), а слушатели делают вид, что платят за билеты, и еще недовольно кривят нос, когда билет стоит дороже 30 рублей (для потомков - на сегодняшний день это примерно 1,2 доллара). 

Мне могут возразить что-нибудь жалестное по поводу низкой покупательной способности "бедненького" нашего населения. Отвечаю ревнителям бедности отечественной культуры: концерты наших эстрадных звезд (даже не первой величины) с билетами по 500-1000 рублей собирают многотысячные стадионы. Не кого-нибудь там, не каких-нибудь пресловутых "новых русских", а очень даже "простых советских людей", самые настоящие народные массы, да к тому же еще оболваненные специально для них созданной масс-культурой. Так что не прибедняйтесь, граждане, и не оправдывайтесь! 

Прогрессивной формой хозяйствования в таких организациях считается выдача артистам билетов на распространение, по принципу "помоги себе сам". По идее, с этих денег артист и должен получить свое вознаграждение. Вот только куда девать эти билеты, когда круг родственников и знакомых, знакомых их знакомых и друзей учеников их бабушки будет исчерпан - неизвестно.

Другим компаниям тоже достался зал, чаще камерный - мест на 80-140 (остальные уже заняты), подаренный, как правило, уже после перестройки, так сказать "под горячую руку", или просто по пьянке. На базе такой концертной площадочки постепенно (или сразу) образуется фирмёшка, которая пытается заниматься концертами и вообще как-то "раскручивать" зал. Естественно, что делать с этим залом они не знают, да и нельзя их в этом винить - просто прецедентов честного и успешного бизнеса в этой области в нашей стране почти нет, следовательно, учиться им просто не у кого. Одна из самых гениальных идей, родившихся в этой среде - организовать фестиваль, в котором вместо того, чтобы платить гонорары исполнителям, брать с них деньги за аренду зала, перевозку инструментов и изготовление афиш (если об этом вообще кто-то подумал). 

Наконец, к третьей группе принадлежат компании. которые создаются, когда у какого-нибудь бизнесмена или госслужащего, допущенного к бюджетным средствам, есть друг/подружка/дочка/племянница-музыкант(ша) и случайно образуются лишние деньги. Тут же находится тетушка или племянник, которые могли бы (так, от нечего делать) возглавить новую компанию. Такая фирма существует, как правило, "до первой крови" (т.е. первого реального дела), либо - пока не кончатся деньги или интерес спонсора. Больше всего таких людей и компаний следует опасаться музыкантам-исполнителям, так как гонору и денег у тех обычно хватает лишь на то, чтобы громко заявить о себе и написать себя большими буквами в афишах. До выплаты же гонораров музыкантам, к сожалению, дело обычно не доходит (друзья! будьте бдительны: это - не исключение, а правило!). 

На фоне всего этого деятельность нашей компании более всего походит на реальный бизнес. Раскрывать секреты я, конечно, не буду, но кое-какие советы начинающим могу дать.

Чтобы организовать свой концерт (или понять, как это может быть сделано другими людьми, что научит Вас уважать труд продюсера и не заглядывать ревниво в его карман), нужно:

1.       Прежде всего быть уверенным, что Вы сами получили бы удовольствие от собственной игры.

2.       Понять и сформулировать, прежде всего для себя, чем Вы лучше (или чем Вы отличаетесь от) десяти тысяч других московских музыкантов.

3.       Составить программу, которая была бы интересна не только Вам или Вашей маме-музыковеду.

4.       Подумать, с кем Вы будете играть. Это важно не только с точки зрения репертуара: Ваши партнеры по камерному ансамблю должны быть либо всегда одни и те же (и тогда Ваш ансамбль уже должен иметь название = "торговую марку" и существовать как самостоятельная художественная и деловая единица), либо следует выбирать себе друзей с постоянным "повышением градуса", что совершенно необходимо для быстрого карьерного роста (а если Вы профессионал - Вы просто обязаны стремиться в первые ряды!).

5.       Вам, может быть, и все равно, будет ли положительным финансовый баланс Вашего мероприятия, но Вашим партнерам неплохо было бы заплатить гонорар. Если Ваши партнеры - солидные люди, то Вам не обойтись без привлечения спонсоров. Поищите их среди Ваших родственников и знакомых, среди посетителей Ваших прошлых концертов. Подумайте, сколько у них нужно попросить, и что Вы можете дать им взамен. Рекламные блага, которые Вы им предложите, должны быть разумно целесообразными (например, бесполезно упоминать фирму, торгующую дорогими автомобилями, на концерте, билет на который стоит 15 рублей, а публику составляют старушки из близлежащих домов). 

6.       Понять, что за люди будут Вашими слушателями, и сколько будет таких людей (за вычетом Ваших родственников и друзей).

7.       В соответствии с пунктом "4" выбрать зал и сформулировать представление о цене на билеты (с одной стороны, это вовсе не обязательно должны быть убогие 15-25 рублей, но если билет на Ваш концерт стоит 10 долларов, Вы должны очень хорошо понять, что Вы дадите слушателям на эти деньги!).

8.       Договориться с залом*.

9.       Обеспечить рекламно-информационную поддержку своего концерта: заказать афиши (хорошенько подумав, что на них должно быть написано), подумать, где их развешивать, и сделать это; сочинить пресс-релиз и заслать его в дружественную Вам прессу (которой нужно обзавестись заранее).

10.   Заранее позаботиться о настройке рояля (если он, конечно, нужен), необходимом количестве стульев и пультов на сцене, о том, кто будет переворачивать ноты, о том, кто будет объявлять номера. 

11.   Хорошо бы еще изготовить программки (а это - приличный макет и достаточный тираж, что тоже стоит денег или времени). 

12.   Если Вы играете на арфе или на клавесине, да к тому же еще не у себя дома, то нужно также позаботиться о транспорте и "носильщиках". Хорошо еще, что исполнителям классической музыки не надо возиться с пресловутым "аппаратом" эстрадников!

13.   Если Ваш концерт в двух отделениях, в антракте слушателей хорошо бы покормить/напоить. Следовательно, нужно договориться с буфетом (в камерных залах буфета обычно нет). Поскольку у Вас, очевидно, нет лицензии на такой род деятельности, Вам нужно либо пригласить кафе выездного обслуживания (что возможно, если Вы докажете им перспективу большого количества публики), либо организовать бесплатное питание - легкий коктейль-фуршет, включенный в цену билета.

14.   Если по договору с залом Вы отвечаете за распространение билетов, заранее найдите человека, который будет это делать.

15.   И наконец - заниматься, заниматься, заниматься! Люди, пришедшие на Ваш концерт, должны захотеть придти еще раз (как говорят маркетологи, "клиента нужно удержать!").

Конечно, каждый концерт по-своему уникален, и все мелочи можно предусмотреть (и предвидеть) только на основании значительного опыта, поэтому - либо смелее в бой и набивайте шишки, либо отдайтесь профессионалам. Только сначала посмотрите на человека, который предлагает быть Вашим менеджером, и подумайте, знает ли он об этих 15 пунктах, складываются ли они для него в единое мероприятие (которое для Вас, может быть, важнейшее в жизни!), или же он будет это делать в первый раз и не лучше, чем это сделали бы Вы. 

В последующих выпусках "Московского Музыкального Вестника" я планирую опубликовать несколько кратких руководств для музыкантов-исполнителей и для начинающих менеджеров:

·        как написать пресс-релиз и где знакомиться с прессой,

·        как составить текст афиши и где ее вешать,

·        как правильно установить цену на билеты и как их распространять,

·        где искать спонсоров и что им говорить, и т.п.

Порядок, в котором они будут выходить, зависит от ваших заявок. Их можно оставить по адресу: skanavi@postman.ru . Милости просим также на страничку нашей компании в рамках "Вестника".

Удачи Вам в Новом Году! До встречи!

Алексей Сканави
генеральный
продюсер,
"New Classic Stars"
Music Management



Это мое частное, субъективное мнение. Можно сказать, всего лишь гипотеза. Просто, мне кажется,  им больше неоткуда взять деньги. (назад)


Варианты договора с залом бывают разные:

·         самый безопасный для музыканта - делить выручку с залом 50/50 (если бухгалтерия зала не возражает),

·         самый простой (но рискованный) - заплатить аренду (чаще всего - в виде выкупа всех билетов по символической цене), а потом - продавать билеты по своему усмотрению. Рисков здесь два: трудности с распространением билетов (если вы. конечно, пока не мировая звезда!), и проблемы с финансовой отчетностью, в случае "наезда" налоговой службы,

·         самый "советский" - все бесплатно (бесплатный зал в обмен на бесплатную игру). Для тех, кто хочет обыграться или просто самовыразиться ("Не могу молчать!"), это конечно выход, но не надо при этом строить иллюзий, что Вы занимаетесь "музыкальным бизнесом". (назад)

 


Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.