Назад

Главная страница

 

Написавший эти строки композитор Алексей ВУЛЬФОВ хорошо известен слушателям радиоканала классической музыки "Орфей". Автор двух крупных циклов передач о творчестве Г. В. Свиридова и Д. Д- Шостаковичи, свыше 50 прочих музыкальных передач сотрудничает с радио "Орфей "с первых дней его основания. Передачи А.Вульфова выходят в эфир очень часто и сопровождаются слушательским успехом. Тем понятнее боль, с которой автор толкует о нынешних проблемах "родной" радиостанции...

 Помогите “Орфею”!

Издевательство над культурой всегда сопровождало дурные времена. Кончалось это, конечно же, в результате плохо. Похоже, не произойдет чуда и на сей раз...

Ни для кого не секрет, в каком почете ныне во всем мире музыкальная классика. Ежегодно проводится около 2000 крупных акций (фестивалей, концертов, конкурсов и т. п.), связанных с академической музыкой. Уже давно из разряда музыки для избранных классика прочно вошла в категорию музыки для всех. Чего, стоят, например, совместные концерты знаменитых трех теноров с известными лидерами рок культуры, собирающие целые стадионы? И внимание этой сфере жизни человеческого духа уделяется соответствующее. В Германии, например, каждая область страны имеет свой радиоканал классической музыки. У нас в России такой радиоканал один — "Орфей".

Последнее пристанище высокой музыкальной культуры. Оплот тех, кто в чехарде дня сегодняшнего не утратил еще совсем в своей душе высокого понятия об искусстве, тех, кто попросту любит классическую музыку. Одинокий маяк, еще теплящийся в море всевозможных звуковых катаклизмов и извращений...

Вряд ли нужно говорить о значении такого радиоканала. Хотя, впрочем, дьявол все делает, как известно, "в темноте, сзади и наоборот", поэтому чаще и чаще в нашей жизни приходится доказывать очевидное — перевернутое с ног на голову по каким-то стихийным обстоятельствам.

С самых первых дней существования "Орфею" предсказывалось большое будущее. И действительно, голос "Орфея" звучал слышнее и слышнее, станция функционировала при поддержке могучих музыкантов — в первую очередь, Георгия Васильевича Свиридова, Евгения Федоровича Светланова, Иегуди Менухина и других заслуженных мастеров отечественной и зарубежной музыкальной культуры. Творческое общение с талантливыми сотрудниками "Орфея" и радовало, и дисциплинировало, не допускало никакой халтуры или пошлости. Каждый материал тщательно выверялся. Передачу записывали порой по много часов, пытаясь достичь творческого абсолюта.

На станции была создана уникальная "копилка", так сказать, мыслей и чувств о классической музыке, причем охватывавшая всю историю ее существования и касавшаяся всех жанров, потому что на "Орфее" было уникальное содружество высокопрофессиональных редакторов и интересных личностей-авторов, работающих в самых различных музыкальных сферах. Можно было говорить со слушателем о мейстерзингерах или хоровых шедеврах Свиридова, о симфониях Бетховена или творчестве современных молодых композиторов — к чему душа стремится. Все верно — об искусстве и должен идти лишь свободный, живой и серьезный разговор. Таким образом, "Орфей" был не просто неким заменителем проигрывателя, а местом концентрации истинного творческого познания и самого духа музыки.

Кроме того, "Орфей" регулярно транслировал почти все значительные концерты из московских залов, а также из крупнейших залов мира — "Ла Скала", "Гранд Опера", "Метрополитен Опера", — любители музыки могли быть в курсе всех последних событий. Стоит ли удивляться, что почта "Орфея" пухла от писем слушателей, накал художественных страстей, полемика, азарт были вполне взаправдашними.

Казалось бы, надо ли говорить о всей громадности значения столь широкого культурного просветительства, тем более сегодня, в век унижения всего Высокого! Ведь даже далекому от музыки, но прогрессивно мыслящему функционеру должно быть, очевидно, что такая станция, к тому же одна-единственная на всю огромную страну (вдумайтесь!), не должна испытывать проблем с жизнедеятельностью.

Но, увы — сегодня "Орфей" несет огромные потери. Главная причина, как объясняет руководство радиостанции, в пресловутом финансировании (ненавижу это кошмарное слово!), хотя лишь недальновидные в нынешних условиях могут надеяться на государство.

Практически невосполнимой утратой "Орфея" стала невозможность пользоваться записями Телерадиофонда. Не хочется в этой статье рассматривать вопрос о законности приватизации единым субъектом уникальнейшего собрания записей Фонда, копившегося на протяжении десятилетий и, без сомнения, составляющего грандиозное национальное достояние страны. Сегодня факт налицо: Телерадиофонд берет деньги с редакций, пользующихся его услугами. Разумеется, маломощный "Орфей" не в состоянии оплатить Телерадиофонду пользование записями, несмотря на то, что многие из них осуществлены... нынешними редакторами "Орфея". Насколько мне известно, на сегодняшний момент между станцией и Телерадиофондом так и не достигнуто никаких результатов по нахождению хоть какого-то консенсуса, а созданная фонотека самого "Орфея", конечно же, слаба, малочисленна и не способна полноценно обеспечивать ежедневный 18-часовой эфир. К сожалению, содержательная емкость эфира радиостанции заметно истощилась.

Убогим и допотопным можно назвать нынешнее техническое оснащение станции. В аппаратную приходишь, как в музей звуковой техники. Где компьютеры, современные монтажные программы, достойная жанра аппаратура? А то и совсем никакой нет, кроме микрофона. Мне за последние годы не раз приходилось делать передачи в прямом эфире, потому что ГДРЗ долгое время не предоставлял монтажных аппаратных для "Орфея". Восторги по поводу моего авторского мастерства здесь абсолютно неуместны — это вынужденная, "сквозь зубовный скрежет", мера, навязанная нынешним беспределом, увечащим всякие серьезные ремесла. Нельзя делать художественные передачи в прямом эфире, они должны быть выверены, это не репортаж и не "развлекательная игра со слушателем" (как играют с собачкой — а ну-ка, подпрыгни, напрягись, схвати свою косточку, читай — автомобиль, компьютер или стопку денег, — ах, сколь популярно это сегодня в народе!). А как записать передачу, когда то нет пленки, то аппаратной, а теперь даже профессионального режиссера на "Орфее" нет! Что ж — совсем ничего не делать? Вот и приходится идти на разные творческие издержки.

Твердо могу сообщить читателям, что ныне "Орфей" звучит исключительно благодаря энтузиазму и мужественному бескорыстному труду редакторов радиостанции, за грошовое жалованье продолжающих выпускать в эфир свои программы. Это настоящие интеллигенты, истинные хранители культуры, верные себе и своему жизненному призванию.

Однако не могу не удивляться: сколь долго можно выезжать на "голом" энтузиазме редакторов и авторов эфира, не закладывая никаких материальных стимулов для повышения его качества. Разве, например, может заставить работать "на выкладку" и "на перспективу" гонорар в 63 рубля? (К слову, это мой гонорар за последнюю 50-минутную передачу.) Мизерные гонорары, количество которых к тому же ограничено эфирной сеткой, давным-давно не пересматривались. Спрашивается, на какой художественный результат при такой оплате труда можно рассчитывать?

И все же, по-видимому, материальная нужда, а может быть кадровая, мягко говоря, негибкость руководства станции привели к тому, что редакцию покинули и покидают по сей день замечательные профессионалы, что, конечно же, оборачивается невосполнимыми потерями на эфире, все ниже и ниже опуская его качественную планку. Разве задача удерживать высокий уровень вещания не есть непременное условие для каждого вещателя? Последнее время бесконечные "ляпы" в эфире: неверные объявки, редакторские помарки, пропадание звучания, излишне большие паузы, откровенные технические сбои — просто утомили. Да, энтузиастов, подвижников необходимо сохранять на "Орфее" любой ценой, как самую большую драгоценность.

За последний год на "Орфее" записывалось не так уж много художественных авторских передач. "Разговоры" идут по большей части лишь в прямом эфире, к чему я уже выразил свое отношение. Слушатели жалуются на то, что все чаще идет "одно и то же", — еще бы! Например, моя передача "Музыка Д. Д. Шостаковича к кино" звучит чуть ли не каждые две-три недели — неслыханный успех даже в сравнении с "Титаником" или "Цирюльником"! — но, увы, это не бахвальство мое, а горькая-прегорькая самоирония... Создается впечатление, что творческий процесс на "Орфее" попросту остановился, и стало "нечего ставить" в эфир.

Так и не добились руководители станции вещания в FM-диапазоне. А сколько лет исполнения их обещаний ждали слушатели, истинные меломаны! Не расширяется вещание "Орфея" и вовне. "Орфея" не слышат! Утерян для вещания программ "Орфея" и качественный мощный передатчик для Москвы, вещавший на средних волнах. Что дальше ждет "Орфей"— переход на вещание в пределах Садового кольца? Я делал передачи о музыкальных коллективах из многих городов России — из Иваново, например, - и оттуда сообщали с печалью, что "не смогли поймать", "ничего не сумели расслышать", "сплошной треск" и т. д. Какой позор! А вот всяческие рок - и поп каналы слышно великолепно даже на Мысе Шмидта. 

Неужели погибнет на радио последний оплот высокой музыкальной культуры? Неужели последние представители племени истинной интеллигенции (и дети их!) останутся без своего и по сей день, невзирая на океан черных соблазнов, любимого духовного источника, без "песнопенья, врачующего болящий дух"? Если так пойдет дело дальше, — говорю об этом с большой болью, — вполне возможно...

Ворам и разбойникам Высокое не требуется — это понятно, здесь ничего не дождешься. Помните, Промокашка в известном фильме — "Мурку", говорит, давай! Шопен ему не нужен... Так что на толпы спонсоров и поддержку "сильных мира сего" "Орфею" рассчитывать не приходится. Но ведь в конце концов очевидно: материальные потребности "Орфея" в масштабе даже нынешней кризисной экономики микроскопичны.

По-видимому, о станции наверху попросту забыли, а к негативным изменениям, которые в настоящее время происходят на "Орфее", соответствующие вышестоящие инстанции относятся равнодушно. Чем можно объяснить такую "никакую" позицию? Но разве не является их первейшей задачей вникать в проблемы музыкального радио и помогать ему в сохранении высокого художественного статуса?

Можно ли, в этой связи, рассматривать такое положение дел иначе, как издевательство над культурой?

 От редакции газеты «Культура». Остается лишь надеяться, что руководство холдинга, в состав которого, согласно Указу Президента, должно войти радио "Орфей", обратит внимание на проблемное состояние радиоканала и примет соответствующие меры по возвращении его вещанию качественного художественного уровня.

© 1999, "Российская музыкальная газета"

 



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.