Здравствуйте, Пользуясь выпавшим мне выходным днем, решил сделать разбор одной из предоставленных Борисом статей Петра Поспелова о гастролях Мариинки ("Казнить нельзя помиловать" -- хорошее название для рецензии на оперные спектакли, правда?). Решил я предпринять его не без колебаний, но, в конце концов, раз обещал,сделал. А тут еще подоспело письмо Алексея Васильева, ободрившее меня. На спектаклях и концерте, о которых идет речь в статье, я не был, поэтому судить об оценках по существу не могу. С другой стороны, это мое положение дает мне возможность рассмотреть данную рецензию с точки зрения читателя, желающего составить себе представление о том, чего он не видел и не слышал. В целом обращает на себя внимание обилие сообщаемых сведений (диву даешься, как это в сравнительно небольшую статью столько впихивается -- действительно, мастерство незаурядное); развязный тон -- оскорбительные пассажи, остающиеся таковыми вне зависимости от существа дела, и... отсутствие музыки как предмета рассмотрения -- такое впечатление, будто читаешь репортаж о футбольном матче или о выставке-продаже свиней. Действительно, Петр Поспелов пишет о чем угодно -- но лишь в минимальной степени о том, что, собственно, были за спектакли. Неужели в оперу или в концерт ходят за тем, чтобы воспринять "итальянский шик", "театральный блеск", чтобы узнать, кто "выиграл" -- Росторопович или Гергиев, когда певец имярек пел "удачнее", сбалансирован ли оркестр и проч. и проч.? Определенный контингент, конечно, ходит и за этим. Именно о нем писал я некоторое время назад (простите автоцитату): такие интересуются музыкой постольку, поскольку она являет собою элемент социальный -- попросту говоря, некоторая осведомленность придает такому слушателю вес в собственных глазах: он "в курсе", причастен. Но, господа, причем тут музыка как музыка? Кроме того, в рассматриваемой статье имеется ряд несуразностей и ошибок в русском языке. -------------------------------------------- ОСКОРБИТЕЛЬНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ >"Владимир Огновенко в роли Хованского-старшего старался перепеть вс╦ вокруг (и на >следующий день осип), Константин Плужников (Подьячий) проглотил все слова и >прожевал все ноты, Гегам Григорян (Голицын) пропал, Юрий Марусин (князь Андрей) >словно и вовсе не появлялся, Сусанна (Лариса Гоголевская) голосила как >ошпаренная, а Михаил Кит (Досифей) и Лариса Дядькова (Марфа) удирали от >оркестра как могли" Считаю, что так писать невежливо -- каково бы оно ни было на самом деле. По тону это напоминает обкомовского босса, куражащегося над подчинненными -- публичное унижение. >приходилось подолгу внимать искусству тех, кто почему-то называется >тенорами, -- Юрия Марусина и Константина Плужникова. Сие хамство есть. Говоря строго по существу, Плужникова я слышал в "Огненном ангеле" и не обнаружил ничего, что могло бы дать повод к такой оценке. >Никто не считает Ростроповича большим дирижером Вновь хамство. Так-таки никто? Меня, например, не спросили:). Я, впрочем, не отношусь к поклонникам Ростроповича (равно как и Гергиева, что в этом контексте существенно). Но уверен, что и без меня найдутся считающие Ростроповича большим дирижером. Шостакович, например, да и не он один, уверяю Вас. Но это все для Поспелова -- "никто", как видим. Кстати сказать, так ли важно с точки зрения музыки, большой дирижер или небольшой? >"Катерина Измайлова" началась с того, что бас Сергей Алексашкин >оказался на сцене, мягко говоря, не в форме и был прямо по ходу действия >спешно заменен Что же случилось? Внезапная болезнь? Травма? Стресс? Потеря голоса? В любом случае можно не сомневаться, что с г-ном Алексашкиным произошла серьезная неприятность -- что бы это ни было, ему не позавидуешь. Поспелов же позволяет себе писать об этом все в том же холуйски-насмешливом, оскорбительном тоне: так, как его коллеги пишут о Ельцине и его будто бы пьянстве (можно подумать, что Петя подбегал к г-ну Алексашкину с трубкой и требовал дыхнуть). Причем сработано мастерски -- формально придраться не к чему: судя по всему, написанное Поспеловым -- правда. См.: "профессиональное владение оружием острого слова", "легкое отношение к правде события" (С.С.Беринский) >красавца Сережу опять изображали теноровые остатки Юрия Марусина. Уф-ф... Это хамство. ----------------------------------------- НЕСУРАЗНОСТИ И ОШИБКИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ > За великолепный уровень, >достигнутый труппой в двух представлениях "Летучего голландца" Вагнера >[...] наступила неизбежная >расплата в виде пятичасового мытарства над слушателем под названием >"Хованщина". Почему неудачный (допустим) спектакль является неизбежной расплатой за великолепный уровень предыдущего? Очевидно, автор хотел сказать,что неудачный спектакль -- следствие изнурительного графика гастролей (тоже, кстати, бездоказательное утерждение). Но тогда автор не в ладах с русским языком. Затем: "мытарство над ...". Разве так говорят по-русски? Ни в одном из доступных мне словарей я такого словоупотребления не нашел. Да и звучит нелепо. Впрочем, может Петя где-то это и выкопал... > картина утратит окончательную отраду. Это-то уж точно безграмотно: некий псевдо-англицизм. >Выразительные деревянные створы Георгия Цыпина гремели в антрактах -- но >неплохо уже то, что это мешало слушать, ибо оркестр в этот вечер был хорош. Тут я что-то без пол-литры не разберусь. Антракты -- это которые когда декорации под музыку меняют, или которые когда публики в зале нет? И почему неплохо мешать слушать оркестр, который хорош? ...Неужели я такой тупой? Это ирония? Как говаривал Аркадий Апломбов у С.В.Образцова, "слишком тонкая шутка для этой аудитории"? Или слово "хорош" здесь употреблено опять же в значении "пьян"? Целый оркестр! Куда там басу Алексашкину... А может, здесь все же опечатка? Но ведь корректоры в РТ небось тоже хорошие гонорары получают... Кстати, в том же номере, что и рассматриваемая статья (мне его принесли добрые люди), имеется отличнейший, на мой взгляд, фельетон Максима Соколова (этого журналиста всегда читаю с интересом и удовольствием). Там цитируется некий специалист по духовному наследию коммунизма г-н Подберезкин, выражающий желание вырасти из бычка в борова. "Полна чудес могучая природа". ------------------------------------------ ОСОБЫЙ СЛУЧАЙ > традиционной, но умной Белой, но прямоугольной. Здесь я склонен уловить негативный оттенок в слове "традиционный" -- полагаю, с полным основанием: если "...но умный", то значит, традиционный -- как правило глупый. Вот тут можно, пожалуй, можно сказать два слова об "идеологии группировки" (С.С.Беринский) -- о взглядах, распространенных в определенной среде. Извините за саморекомендацию, но в рецензиях на мою работу часто подчеркивается как раз моя "нетрадиционность" как музыканта: это я к тому, что у меня имеется "алиби", позволяющее надеяться на запятую в благоприятном месте при рассмотрении моего "дела" (см. заголовок) -- словом, корысти в том, что я пишу, нет. И еще, уж коли речь об этом зашла: обо мне г-н Поспелов, сколько я знаю, никогда не писал, как и вообще РТ; исключение составляет комментированный анонс одного моего концерта, за пару-тройку недель до публикации анонса отмененного (профессионализм!) -- так что личный фактор в моих оценках отсутствует начисто. Очевидно, что художественная традиция -- это явление искусства, созидаемое деятелями искусства и самой жизнью, и, будучи уже создано, существующее в искусстве объективно, причем в самых разных видах (традиций много). Поэтому принадлежность того или иного произведения искусства той или иной традиции (кстати, всегда определяемая лишь с известной долей условности) никак не может быть поставлена в ряд его профессиональных качеств -- это его стилистическое (органическое) свойство. Говоря иносказательно, на яблонях растут именно яблоки, а селедка -- нет, хоть пиши рецензию в РТ. К сожалению, весьма часто приходится слышать (читать) неверное толкование понятия традиции -- в духе цитированного пассажа из Поспелова: см. напр. Варгафтика от 31 марта с.г. -- "пропасть фортепианной традиции, пропасть банальности и сентиментальности". Традиция, банальность и сентиментальность здесь свалены в одну кучу. Что означает здесь фортепианная традиция, не объясняется, а "Сентиментальный вальс" Чайковского, таким образом, -- дрянь; туда же и малеровские симфонии, о которых ученик Малера Отто Клемперер сказал Н.Я.Мясковскому: "Es muss doch banal sein" ("Так ведь это и должно быть банально"). Лихо, однако! В том и беда, что Попеловым, Варгафтиком и др. при оценке произведения искусства на первый план выводится манера, стиль, в котором произведение создано, -- как предмет оценки: сама манера критикуется ("нетрадиционно" -- хорошо, "традиционно" -- плохо). Это я нахожу признаком непрофессионализма музыканта, это и есть вкусовщина. Другое дело, когда банальностью и сентиментальностью подменяется добросовестная работа (Борис, я объсяню, что разумею под этим, в ответе на Ваше письмо), но это может быть в произведении любой манеры. По мне, иной "нетрадиционный" эффект бывает куда более банален, чем многое "традиционное". -------------------------------- В ЗАКЛЮЧЕНИЕ >Итак, казнь пока отменена Спасибо всемилостивейшему товарищу Поспелову за наше счастливое детство! Борис, как мы все видели, согласился со мной в том, что профессиональная музыкальная критика пишется о музыке и ради музыки, т.е. разговор ведется по существу дела. А в рассматриваемом примере? Очень удачным мне кажется слово, использованное на днях Владимиром Смолкиным: "накипь" -- есть ли тут что-то помимо накипи? По-моему, очень мало. Подробно ознакомившись со статьей Поспелова, я готов согласиться почти со всем, что писал об этом авторе покойный С.С.Беринский: "профессиональное владение оружием острого слова", "агрессивная идеология "группировки" (сочетание развязного, агрессивного тона с примитивными суждениями и пошлым отношением к музыке, распространенным среди всяких "мещан", в т.ч. т.н. "новых русских"), "легкое отношение к правде события"... И действительно, это "оставляет впечатление бандитских налетов, слегка закамуфлированных под музыкальную критику" -- во всяком случае, близкое к тому. А что до "киллеров", то оскорбления в печати вполне могут привести к трагическим последствиям. Я не верю, чтобы Петр Поспелов не знал, что так поступать нельзя, неприлично. Он даже про пост знает, христианин наш благочестивый, и про то, что мясо есть в пост не полагается. Между тем, человек, снискивающий себе пропитание щелкоперством, профессионально поставленным хамством (не говоря о профанации музыки), достоин, увы, самых мрачных харктеристик: такова, если угодно, традиция. Михаил Лидский P.S. >Мне только кажется, что человек, которому музыка дорога, такого не >напишет и не скажет. Может быть, я не прав? Алексей Васильев По-моему, правы совершенно. r р а