Subject: [club-l] Concert Schnittke


>>
Здравствуйте !

  Сегодня в МЗК прошел очень хороший концерт из произведений Альфреда
Шнитке для виолончели и фортепиано, о котором я и хочу написать. Узнал о
нем сегодня утром, в метро, ( поэтому не написал заранее ) и не
рассчитывал достать билеты, но все оказалось наоборот. Несмотря на то,
что о концерте было объявлено даже в "моск.комсомольце", партер, где
сидели слушатели из партера, с балкона и студенты и преподаватели
Консерватории, был заполнен не полностью. Иногда логику нашей публики
понять невозможно.

  Программа концерта следующая :

  Сонаты для виолончели и ф-но номер 1(1978) и 2(1994).
  "Musica nostalgica"(1992)
  Эпилог из балета "Пер Гюнт".(1992)
  
  Играли Александр Ивашкин и Ирина Шнитке.

  Писать разбор концерта я, будучи чайником, не имею никакого морального
права. Так что заранее извините за нижеследующее.

  В советские времена при участии Г.Рождественского, Н.Гутман, О.Кагана,
Ю.Башмета и др., а также самого А.Ивашкина сформировался определенный
стиль исполнения сочинений Шнитке, который полноценно был представлен и
на сегодняшнем концерте. Его отличает подлинная одушевленность, подход к
пьесам как к нормальным академическим сочинениям, без агрессивного
преподнесения их как "авангардных" или "интеллектуальных". О последнем:
мне всегда очень нравились симфонии Малера в исполнении Г.Шолти, однако
в последнее время вдруг начало немного задевать определенное сродство
интерпретаций Г.Шолти ( особенно с Бостонским оркестром ) к
"мироощущению современного утонченного интеллектуала-неврастеника,
жертвы технической цивилизации, и тд...". Эту особенность имеют и многие
зарубежные интерпретации Шнитке, и это, в некотором смысле, клише,
предназначенное для очень высокого порядка, но пищеварения.
  Не мне об этом судить, но, быть может, игра А.Ивашкина имела
технические недостатки. Мне показалось, что "Musica nostalgica" вообще
"не пошла". Зато сонаты и "Эпилог..." были исполнены отлично. Благодаря
единому стилю, о котором я говорил, очень просто было представить этот
концерт с, например, Н.Гутман и Н.Петровым ( есть запись хорошего
исполнения Петровым Фортепианного концерта, с С.Сондецкисом ). Понятно,
что уровень был бы значительно выше. Стиль игры Ирины Шнитке лично мне
не особенно нравится. Но! Это - мелочи, концерт был замечательным, такое
исполнение Шнитке можно услышать очень редко!
  А.Ивашкин - доктор искусствоведения и близкий друг Шнитке, поэтому
глубокое, осмысленное изложение содержания сочинений было ожидаемым
заранее и полностью состоялось.
  Теперь о программе.
  В первом номере - 2-ой сонате - я, честно говоря, не разобрался.
Обычно у входа продают СД с исполняемыми на данном концерте
произведениями, но именно этого сочинения и не оказалось. Так что
осталось только музыкальное отделение РГБ. В продаже было два исполнения
1-й сонаты, оба хуже концерта.
  В зрелом творчестве Шнитке можно выделить две большие темы-периода,
которые охватывают большинство сочинений, написанных в определенный
отрезок времени. Это "человек и толпа" ( условно - 70-80гг ) и "доктор
Фауст и дьявол" ( 90гг, начиная с "Истории доктора Фауста...", 1983 ).
"Программа" сочинений Шнитке тесно связана вообще с направлением
немецкой мысли нашего века, например, Томаса Манна ( на которого Шнитке
вообще часто ссылается ), Ницше, Хайдеггера. Очень много для понимания
его музыки можно извлечь из отличной книги А.Ивашкина "Беседы с
Альфредом Шнитке" и из его же разборов отдельных сочинений.
  Содержание 1-й сонаты ( 1978 ) относится к первой теме. По содержанию
и общей конструкции соната похожа на написанный позднее ( 1985 )
гениальный Альтовый концерт, и имеет "традиционную" для виолончельных
сочинений Шнитке "техническую фактуру". Благодаря большому количеству
ярких родственных сочинений ( Альтовый концерт, Виолончельный концерт
но.2 ) соната воспринимается очень легко.
  "Musica nostalgica" - произведение, связанное с образами венской
классики. Здесь следует вспомнить (K)ein sommernacht Straum ( (Не)сон в
летнюю ночь ) и Concerto grosso no.1 ( с стилизациями Мендельсона ).
  В оригинальном "Эпилоге..."(1992) действие разворачивается после конца
балета, одного из важнейших сочинений Шнитке, относящегося ко "второй
теме". В последних отзвуках эха, когда зал еще "гудит", для чего
используется непрерывно звучащая магнитофонная петля с записью хора,
проносятся основные темы балета. Соотнесение обычного представления о
послезвучании эха ( которое в данном случае не затихает все время
исполнения сочинения ) с небыстрым темпом музыки создает совершенно
фантастическое ощущение времени. Надо сказать, что эта петля меня
порядком доконала, к концу начало даже немного мутить. По-видимому, в
связи с профессиональными деформациями, я воспринимал зацикленность
записи несколько более остро, чем на это было рассчитано. Затем,
использование настоящего ревербератора потребовало бы значительно
бОльшей технической оснащенности, и простота приема меня в конце концов
больше устраивает, чем технические изыски. Несмотря на качество,
электронный звук в этом сочинении был к месту и совершенно необходим.
  И все-таки, позвольте замечание по матчасти. Господа, либо играйте на
"Амати" и "Бехштейне", но и акустику используйте минимум Dynaudio
Contour($2500), а лучше Spherical horn($30000), или уж играйте на
инструментах Московской мебельной фабрики. А то после того ободранного
гучномовца, который выкатили сегодня, музыканты и ругают звукоусиление
на концертах. Известно, что Д.Шостакович тоже был против электроакустики
и называл записи "музыкальными консервами", но изменил свое мнение,
услышав в гостях у Б.Бриттена электростатические системы "Quad".

  2. В очередной раз нарушаю регламент. Борис, сделайте мне замечание,
если это совсем уж неправильно, но, мне кажется, я стараюсь говорить об
электронной музыке достаточно серьезно и не опускаюсь на уровень "клевых
примочек к саундбластеру", который мне тоже совершенно не интересен.
Кроме того, мне кажется, сама постановка вопроса об отношении
академической музыке к электронной не столь однозначна. 
  29-го числа в Доме композиторов будет концерт электронной музыки из
сочинений современных российских композиторов. Что там будет - не имею
никакого понятия, вряд ли что-нибудь пристойное. Так что это строго на
любителя. Для тех, кто хочет попытаться что-то себе представить,
страница одного из участников концерта, В.Белунцова, адрес которой я
выписал из журнала "Компьютерра" - www.glasnet.ru/~yenleh/vb.html .
  Лично меня в этой компании задевает отсутствие всяких тормозов. Как
изобретателю, мне необходимо, чтобы мои представления подвергались
достаточной критике. Там же не испытываешь никакого сопротивления. Можно
сказать любую совершенно идиотскую вещь : давайте мерить у "музыканта"
температуру в пищеводе в "состоянии измененного сознания" и управлять
оттуда синтезатором ? - Ура! Даешь! Клево! Вперед! ...Так жить нельзя.
Точно так же относятся к различным фирменным новациям, большинство из
которых антимузыкальны, с моей точки зрения.
  Тем не менее электронная музыка находится сейчас в самом младенческом
состоянии. Для реализации ОДНОГО нормального инструмента нужна
вычислительная мощность, в десятки тысяч раз превосходящая мощность
самых мощных современных процессоров ( двоичных ). И это не отговорка, а
факт. И этим в значительной степени объясняется примитивное звучание
современных инструментов. Отсюда - стремление приукрашивать текущее
состояние дел и другие проблемы взросления.

  С уважением,
  Рудольф Гейдер, 

  rh@aha.ru}Л<ш<