Subject: [club-l] Concert Schnittke


>>
Здравствуйте !

Приходится себя немного поправить :

//интерпретаций Г.Шолти ( особенно с Бостонским оркестром )

  Конечно, имеется в виду известное исполнение Георгом Шолти всех
симфоний Малера с ЧИКАГСКИМ оркестром, изданное фирмой Decca. Чикагский
оркестр играет технически абсолютно идеально, однако особенности
изложения материала в этих записях, отсутствующие в записях Шолти с
немного менее совершенным Лондонским оркестром, мне не понятны.

//  По поводу письма А.Андреева.

  Замечания Александра Н. Андреева АБСОЛЮТНО СПРАВЕДЛИВЫ ! Я тоже
считаю, что Моцарт лучше Шнитке. И Шнитке тоже считает себя хуже
Моцарта. Гессе считал, что после Моцарта музыки вообще не было никакой.
Единственно, замечательная обустроенность такого подхода противоречит
лично моему мироощущению.
  Ровно на эту тему снят, например, фильм Л.Висконти "Семейный портрет в
интерьере". Пересказывать здесь содержание не имеет смысла, фильм очень
известный. Кто смотрел, лучше поймет, что я имею в виду.
  Разрешите, в свою очередь, немного оправдать себя.
  Прежде всего, ни одного из звучавших на концерте сочинений Шнитке я
раньше не слышал. Кстати, кроме Первой сонаты, все остальное было первым
исполнением в Москве. С другой стороны, сочинения, исполнявшиеся в БЗК,
имею в записи в исполнении Бема, Караяна, Когана и др ( с ходу не помню
). А.Кац, которого слышал много раз, честно говоря, нравится лично мне
не особенно. Так я и сделал свой неправильный выбор.

//Вопрос ╨1. Почему ? это очень трудно, это очень ответственно, или
музыканты просто больше любят
//современную музыку ?

  Конечно, очень трудно и очень ответственно. А вот особой любви к
современной музыке я чего-то у музыкантов не замечал. И Моцарта
недостаточно исполняют по той же причине, что и современную музыку -
слишком много модуляций.

//Вопрос ╨2. (К любителям Шнитке.) Что я должен увидеть (услышать) в
современной музыке, чтобы она мне
//понравилась ? Неужели философию Ницше ? если мне хочется философии, то
я читаю или просто
//философствую. А музыку я слушаю ради музыки. По-этому я предпочитаю
Моцарта; мне он современнее.

  И правильно предпочитаете !
  
  Если говорить о "чистом искусстве", то Шнитке очень хорошо знает
характер, природу музыкальных инструментов. Поэтому его концерты и
камерные сочинения исполняют лучшие солисты : Н.Гутман, Ю.Башмет,
Н.Петров, В.Крайнев, О.Каган и тд..
  Потом, я не очень понимаю, что Вы считаете внемузыкальным ? Трагедию ?
А как Вы тогда относитесь к "Дон Жуану", 40-й симфонии ? И вообще,
многие сочинения Моцарта очень не безоблачны.
  Затем, центральная проблема религиозного искусства, которым является и
музыка Шнитке, - проблема добра и зла. Многие сочинения Шнитке, так же,
как и Шостаковича, Шенберга, Мусоргского, Бодлера, Достоевского, связаны
с исследованием зла. Шнитке НАГЛЯДНО показывает ( отличие методов
искусства от философии, именно, в этом слове - ПОКАЗАТЬ; это "Охота на
бабочек", поиск вещей, которые ускользают сквозь понятия ) различные
лица зла - от демонического ( "Пер Гюнт" ) до пошлости, о которой много
писал Набоков ( Альтовый концерт, Третья симфония ).
  Доказывать, почему это "имеет право на существование", и, тем более,
как это может "нравиться", - совершенно не знаю, как.

// ...а не ту, которую анонсирует "Московский Комсомолец".

  Комсомолец я не читаю, так же, как и вообще газеты, однако то, что
даже при такой информации проклятых любителей Шнитке не набралось на
Малый зал - действительно, странно - до сих пор такого не было еще.

// Мне хотелось бы обсудить почему сегодня в России Шнитке не нужен.
Д.Корнилов

  Очень, конечно, пафосно, но справедливо. К музыке это уже не
относится, но, когда жена Альфреда Гарриевича вышла на сцену, слушатели,
по-моему, не очень уютно себя почувствовали. Не знаю, что тут обсуждать,
сегодня много кто не нужен. И Моцарт тоже.

  С уважением, 
  Рудольф Гейдер.

  rh@aha.ru

  PS: Александр, где Вы слушали Паганини ?─Юп