Subject: [club-l] Schnittke vs Mozart


Здравствуйте!

\\Играл светлановский оркестр под управлением А. Каца. Первым
номером
\\значилась 33-я симфония Моцарта.  Собственно, эта музыка и была
\\главной
\\целью моего визита в БЗК в этот вечер. Как оказывается,
исполнение \\симфоний
\\Вольфганга не менее редкое событие в Москве, чем Шнитке.
\\Вопрос ?1. Почему ? это очень трудно, это очень ответственно,
или \\музыканты
\\просто больше любят современную музыку ?

Ну, право же, не совсем точно: например, в пятницу Георг Марк с
БСО исполняли симфонию Хаффнер. Мне, правда, исполнение не слишком
понравилось - показалось скучным. В связи с этим на первый вопрос
отвечу (хоть я и не музыкант и даже не знаток): думаю, оттого, что
трудно. Во-первых, вся "грязь" уж очень хорошо заметна. Во-вторых,
музыка слишком известна, и исполнить ее так, чтобы она засверкала,
как новая, очень непросто. 

\\Вопрос ?2. (К любителям Шнитке.) Что я должен увидеть (услышать)
в
\\современной музыке, чтобы она мне понравилась ? Неужели
философию \\Ницше ?
\\если мне хочется философии, то я читаю или просто философствую.
А \\музыку я
\\слушаю ради музыки. 

Правильно, по-моему все так и делают. Но то, что сочиняет Шнитке,
это тоже музыка. И как любая музыка, она требует от слушателя
особого настроя. Если не нравится (мне, кстати, нравится не так уж
много из его музыки), то есть две возможности. Первая - не хочу
его больше слушать и не буду. Вторая - все-таки иногда пытаться
послушать и что-то услышать (мне у Шнитке легче слушать камерную
музыку). Для этого нужен, конечно, запас доверия к автору. Я имею
в виду, уверенность, что его музыка что-то в себе действительно
содержит, а не является имитацией. Что касается Шнитке, то
основания для такого доверия у меня имеются - это отзывы о нем
многих выдающихся исполнителей, не стану перечислять.

А вообще говоря, это довольно скользкий путь - сравнивать
композиторов. Все равно что сравнивать Леонардо с Ван Гогом. Я бы
даже не смог ответить на вопрос, кто мне больше нравится. Ведь и
мир меняется, и мировосприятие тоже. Да и нельзя же от несчастных
композиторов требовать, чтобы они все время одинаковую музыку
сочиняли. Писали бы все, как Моцарт. Или Монтеверди. Шнитке,
кстати, блестящий стилизатор - он и под моцарта сочинял, и под
Шопена, и под кого только не. Я имею в виду его музыку ко всяким
фильмам. Но видимо, это не давало ему почему-то внутреннего
удовлетворения :-) Есть своя внутренняя динамика развития у
искусства, а у художника есть внутренняя свобода. "Зачем арапа
своего младая любит Дездемона, как месяц любит ночи мглу? Затем,
что ветру и орлу, и сердцу девы нет закона!" Композитор вовсе не
обязан сочинять то, что пойдет на ура у слушателей, он бы тогда
стал поденщиком. В идеале он сочиняет то, чего не сочинить не
может. А уж нам, беднягам, приходится к этому прислушиваться. Или
не прислушиваться.

С уважением,
Алексей Васильев
  
-- 
======================================================
This message was sent by Alexei Vasiliev
e-mail: valex@iki.rssi.ru

Address:
Space Research Institute,
Profsoyuznaya 84/32,
117810 Moscow, RUSSIA
======================================================…ШЗ