Subject: [club-l] Re: A.Vasiliev, Schnittke


>>
//Писали бы все, как Моцарт. Или Монтеверди. Шнитке,
//кстати, блестящий стилизатор - он и под Моцарта сочинял, и под
//Шопена, и под кого только не. Я имею в виду его музыку ко всяким
//фильмам. Но видимо, это не давало ему почему-то внутреннего
//удовлетворения...
А.Васильев

  Относительно сказанного далее в письме - полностью согласен. А на этом
месте хотел бы немного остановиться.

  Две небольшие истории ( первую плохо помню, поэтому возможны
неточности ).
  Один не состоявшийся голландский художник ( не помню, кто ) решил
извлечь практическую пользу из очень большой популярности ( и цены ),
которые имели в 70х годах работы старых голландских художников, и стал
делать исключительно совершенные подделки, т.е. писал картины на темы,
вроде "блудный сын выходит из отчего дома", после чего где-нибудь
находили "ранее неизвестную картину Хальса". В конце концов, обколовшись
наркотиков, он сам признался в своем занятии, причем высказывался в том
смысле, что он превзошел всех, Рембрандта в том числе ( подделки под
Рембрандта он писал для себя, тк его работы хорошо систематизированы ),
но его не признают, а признают зато только вещи, имеющие антикварную
ценность и тд. Даже после этого НИ ОДИН искусствовед не соглашался
признать, что названные им картины - подделки. Тогда была проведена
экспертиза: он потребовал мастерскую, ампулы с морфием и в присутствии
полиции написал картину. При "слепом" просмотре приглашенные
искусствоведы опять не смогли заметить разницу.

  Недавно ( в 1996 г ) в универститете Санта-Клары в США была написана
программа, которая "сочиняет" несуществующие пьесы композиторов С
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВЫСОКОЙ ТОЧНОСТЬЮ. Нажал кнопку - пожалуйста, 42я симфония
Моцарта, нажал другую - 10я симфония Бетховена. Причем американские
критики оказались примерно в том же положении, что и в первом примере.
Европейские, надо сказать, оказались внимательнее. Сам автор программы
оказался крупным негодяем и решил поставить дело на коммерческую основу.
Т.е. замените звукозапись домашним электронным "композитором" - и вы
имеете бесконечное разнообразие вместо пары заигранных пластинок. Эта
заметка была опубликована, кажется, MIT Press, около полугода назад, и
после я за этой работой не следил - не психиатр.
( Дело в том, что те критерии, по которым человек анализирует стиль
произведения и почерк композитора, можно довольно просто формализовать.
И когда объем поиска оптимальных вариантов, при случайном выборе пути,
становится больше таких же возможностей человека - он оказывается в
положении Каспарова. )

  Шнитке, именно как великий композитор, "под такого-то" никогда не
сочинял. Стилизатор он, по-моему, не особенно блестящий, и подражания в
его сочинениях выполняют вспомогательные функции, связанные с другими,
главными задачами. В музыке к кинофильмам, когда он, как сам говорил,
продавал свою душу в кинематографе, подражания окружены весьма ироничной
атмосферой. В серьезных сочинениях они применяются для построения
символического образа, например, в Concerto grosso No1 - когда
"юношеский" фрагмент в духе Мендельсона "разъедается" силами времени,
старения, движение завершается танго - символом смерти, и концерт
заканчивается темой, с которой начинается - похожей на бой часов и
похоронный колокол ( подготовленное ф-но ). Достижение именно точности
подражания у Шнитке целью никогда не является - наоборот, ему достаточно
пунктирно наметить стиль, чтобы он был узнаваем.
  Стилизация крайне проста, и входит в число обязательных навыков
выпускника консерватории. Это - чисто технический процесс, и в том же
интернете можно найти массу сайтов композиторов-любителей, где пьсы,
например, под Баха написаны так, что "найдите 10 отличий". 
  Это очень большая разница - быть Рембрандтом или рисовать картину
Рембрандта, когда все устоялось и выделены формальные признаки стиля.
  Глубокое, на мой взгляд, замечание Хайдеггера из лекции для инженеров
"О сущности техники" звучит примерно так : техника ничего не СОЗДАЕТ,
она только со-ставляет, комбинирует, перерабатывает: землю, недра,
человека ( иногда - в минеральные удобрения ), музыку, живопись ( включи
компьютер и рисуй как Ван Гог - реклама одного графического редактора ),
и тд. И поэтому жизнь, по выражению Мандельштама, на культурную ренту,
является совершенно неприемлемой для настоящего художника, как бы
публике это не нравилось.

//..что позволило бы иногда не в гордом одиночестве в полном зале
слушать музыку.
Я.Пудалов

  Имею такую клиническую черту - даже когда хожу на концерт с женой,
покупаю билеты в разные концы зала. По-моему, не очень музыка годится
для слушания в компании.

  С уважением,
  Рудольф Гейдер

  rh@aha.ru?