Subject: [club-l] Shoenberg, Re:pardon,musica viva,Re:orgel


>>
Здравствуйте!

  Арнольд Шенберг писал, что изобретенная им система "обеспечит
господство немецкой музыки на ближайшие 100 лет". Сто лет прошло,
однако!
  Этому событию был посвящен сегодняшний концерт в РЗК. Свелана
Савенко(сопрано) и Юрий Полубелов(фно) исполнили: Три пьесы для фно,
Восемь песен соч.6, Шесть пьес для фно, соч 19, Три пьсы, соч. 11,
Пятнадцать стихотворений из "Книги висячих садов" Стефана Георге.
Концерт имел явно просветительскую направленность, тк "данными"
исполнители не блистали, однако интеллектуальный уровень исполнения был
неплохим. Т.е. и фортепианные, и вокальные сочинения были исполнены с
явным пониманием содержания, точнее, чтобы оно было понятно самой глупой
публике, т.е. мне. Особенно благодарен за песни "из Книги висячих
садов", которые я слышал, честно говоря, в первый раз. И исполнены они
были лучше всего остального.
  По гробовому молчанию, которое наступало всякий раз, когда я пытался
заговорить о Шенберге, он среди нас никому не нравится(или я нес
совершенную ахинею). Если это так, то интересно, почему. Ранний Шенберг,
камерный - чистейший Брамс, симфонический - Вагнер, в той же пропорции,
что и Брукнер с Малером. А дальше - линейная логика развития идей. 
  Вс╓ "музыкальное косноязычие" Шенберга - религиозного происхождения, и
это существенно. Когда после всяких "Моисеев" Генделя-Россини слушаешь
"Моисей и Аарон"(гениальнейшее "Einziger, ewiger, allgegenwarter..."),
то понимаешь, что другого языка у этой тематики быть НЕ МОЖЕТ. И начал
это не Шенберг, а Брамс в "4-х строгих напевах"(*). И я не вижу здесь
никаких "качественных скачков". И вне религиозного мироощущения лично я
Шенберга не могу себе представить, даже светские сочинения. Это причина,
по которой "традиционно-романтическое" (а-ля Брамс), без "страха и
трепета", исполнение вокальных сочинений Шенберга меня немного не
достигает. Это относится и к сегодняшнему концерту, и к исполению
Дитриха Фишера-Дискау, конечно же, высочайшего класса, которое(этих же
песен, соч.6) слушал дома после концерта. Совсем до конца мне нравится
только Г.Райх, но, просмотрев по И..нету полную дискографию Шенберга, с
сожалением обнаружил, что его записи практически не издавались(а по
радио "Орфей" передают, с ленты). Очень много издают Шенберга в
исполнении Булеза. Оперы и камерные сочинения, как "Лунный Пьеро" - как
правило, он. Там какие-то тонкости, тонкости... Слушается, как
диссертация по додекафонии. Никак не пойму, зачем это вс╓.
  Сегодня мне показалось, что, как и в "Картинках с выставки", тембр в
вокальных пьесах не очень соответствует фортепиано (возможно, потому,
что для меня ф-но - самый нелюбимый инструмент). Например, песни соч.15,
возможно, можно было бы сопровождать на органе(кроме двух): довольно
статическая динамика, похожая на педаль манера ведения баса плюс сама
сказочная тематика очень соответсвует характеру этого инструмента.
  Очень буду благодарен, если кому-нибудь не трудно будет ответить на
мою кухонную болтовню.

(*) Про Баха и Гриньи умышленно не пишу - они тоже серьезно относились к
религии, но это другая тема, хотя Шенберг именно их и продолжал.

//---------- subj: musica viva
----------------------------------------------------------------

//Хм.. Как насчет "Солистов Москвы"?
Согласен...

//К тому же, одно из отличий камерного оркестра от симфонического
состоит в том, что
//камерный оркестр _практически_ способен играть без дирижера, и очень
неплохо.
...со всем, кроме этого. Смотря, что играть. Гайдна - может быть. Был
такой Ленинградский камерный оркестр, который очень гордился тем, что
играл без дирижера...Баха...УЖАСНО!

//Не знаю, кого Вы относите к "нашим" дирижерам. Если Рудина, Феранца,
//Чистякова - так я их"своими" не считаю. ;) Что же касается Светланова,
//Лазарева, того же Зивы..

  Под "нашими" я имел в виду постоянно концертирующих дирижеров. Т.е.
Рудина, Понькина, Чистякова, Головчина(мать его!-его я последним
слушал). Потому что это то, что мы слишим постоянно, и тут тоже должен
быть уровень. Потому что в записи эту же симфонию Гайдна, после этого
концерта, я слушал в исполнении Караяна - и видал я и Рудина, и Хогвуда,
и еще много кого. Когда дирижирует Светланов - тут все понятно, но это
праздник, который редко бывает. Кроме того, Светланов(и Мазур) -
дирижеры другого поколения, а тогда ОЧЕНЬ другие были стандарты. И не
факт(не дай бог), если это не продолжится. А если говорить о "буднях",
то Хогвуд - такой же средний дирижер, только английский. И разница
огромная, не в нашу пользу.

// -------- subj: орган
--------------------------------------------------------------------

//Орган в церкви и орган в зале - это две большие разницы. Тем более, в
таком
//дурацком по форме КЗЧ.

  КЗЧ - зал типа греческого амфитеатра, это самая правильная в
акустическом отношении форма. Другое дело: материал кресел, конструкция
потолка, перезаглушенность. Но этот зал делался для ансамблей песни и
пляски, и авторам и в страшном сне не могло присниться, что там потом
будут играть(орган не был запроектирован, и появился позднее, после
неудачной установки готового). А для своих целей КЗЧ сделан на 100%.
  Конечно, звук концертного органа должен быть более сдержанным, но и
применять его можно только как инструмент в оркестре(см:Швейцер). Но
хотя бы приблизительного аналога(для чисто органных сочинений) Домского
собора в Москве нет.

//Ну за органом наверное кто-то все-таки следит.
  Да (кто-не могу вспомнить), там контора целая; я хотел сказать - это
не в человеческих силах. Смутно припоминаю интервью с этим
человеком(давно было-только как построили, в конце 70х), где он
живописал, как во время концерта он бегает по органу и клапаны
закрывает. А ведь бОльший по размеру орган Домского собора практически
не ломается! а привод имеет механический. Делать надо нормально.

//На органе в КЗЧ никто из органистов, наверное, никогда записей не
делал -
//слишком порнографичен орган. Или я не прав?
  Насколько мне известно, записей не делалось, только для архива.

//А Вы, простите, занимаетесь органостроительством?
  Нет, конечно. Электронными инструментами, и то, к сожалению, дома, в
свободное время. Если хватит терпения и времени оформить свой сайт,
положу туда некоторые "труды".

  Вообще, вряд ли наше с Вами общение представляет коллективный интерес,
поэтому, если Вы захотите продолжить, пишите по моему адресу(внизу).

  Извините за столь пространное письмо.
  С уважением, Рудольф Гейдер.
  rh@aha.ru╙T	D