Subject: [club-l] [club-l] Рихтеровская бахиана


Здравствуйте!

----------
> From: Vladimir Smolkin 
> To: КЛУБ ММВ 
> Subject: [club-l] 22БЗК-23МЗК
> Date: 25 мая 1998 г. 15:19
> 
> 
> А еще, к слову, хотелось бы на нашем листе поднять тему о различных
> интерпретациях Баха,  услышать размышление профессионалов на эту тему
> (особенно интересно про исполнение ХТК С. Рихтером и
> Г. Гульдом).
> 
Вот что пишет в статье "Об интерпретации музыки И.С. Баха советскими
пианистами и органистами" известный музыковед А.А. Кандинский - Рыбников
(позволю себе привести большую цитату, думаю, это будет небезынтересно
всем):

"Обратимся к записям прелюдий и фуг из ХТК, занимающим главное место в
баховской дискографии Рихтера... Романтической свободе, субъективности
трактовок он противопоставляет стремление к максимальной объективности и
как бы "уходит в тень", желая дать прозвучать по возможности "самой
музыке". Эти интерпретации проникнуты бережным, целомудренным отношением 
к
автору, которому многие поколения пианистов откровенно навязывали свои
вкучы. Рихтер напряженно вслушивается в музыку, как бы стараясь сквозь
толщу времени уловить забытые музыкантами черты облика великого
композитора. Далеко не все  прелюдии и фуги в его исполнении легки для
восприятия....Самоуглубленность здесь полностью доминирует над внешними
проявлениями чувств. Эмоциональный накал может быть и очень значительным,
но по большей части он не очевиден, а угадывается в огромном эмоциональном
напряжении. Уникальное мастерство сказывается в его незаметности, в
лаконизме и аскетичности пианистических средств.
Тут необходимо остановиться на интересном решении "проблемы инструмента"
при исполнении музыки Баха. Записывая его сочинения на пластинку, Рихтер
играл на рояле с закрытой или лишь слегка приподнятой крышкой. Конечно, это
продиктовано не столько стремлением ограничить динамическую мощь рояля,
сколько потребностью уйти от привычной фортепианной тембральной окраски
звучания: при опущенной крышке оно не только приглушается, но и темнеет,
приобретает матовый оттенок, обволакиваясь дымкой призвуков, отраженных
внутрь рояля....Нередко с помощью этого эффекта исполнение приобретает
оттенок клавесинности или органности, напоминая в одних случаях об
отсутствии демпферов у клавесина, а в других - о реверберации звуков
органа. Например, в прелюдии ре мажор (1 том) партия правой руки играется
удивительно родным по динамике и характеру звукоизвлечения legatissimo, за
счет чего звуки разной высоты обнаруживают тембровые различия, как бы не
зависящие от исполнителя. Это позволяет, не прибегая к динамическим
нюансам, в полной мере показать интонационное богатство быстрой
"бесконечной" мелодии подобно тому, как оно могло быть раскрыто при
исполнении на органе. Гулкость и колорит звучания недвусмысленно указывают
на то, что именно этот инструмент имелся в виду. Художественный эффект при
полном отсутствии откровенной звукоподражательности получается поистине
восхитительный.
То же можно сказать об интерпретации прелюдии и фуги ля мажор (1), прелюдии
ми мажор (2). Фугу ми-бемоль мажор (2) Рихтер, в противовес романтической
традиции певучего ее исполнения, убедительно толкует в торжественной,
"трубной" органной манере. А в фуге до минор (1) staccato в сочетании с
гулкостью звучания, несмотря на темный, далеко не клавесинный тембр рояля 
с
закрытой крышкой, рождает явную ассоциацию с исполнением ее на клавесине.
Органность у Рихтера проступает и в прочтении совсем иных по содержанию
произведений. Так, фуга ре-диез минор (1) играется в духе
просветленно-грустных, чистых и трогательных, тихо "взывающих в помощи
творца" и преисполненных надежды на нее хоральых прелюдий "Aus tiefer Not
schrei ich zu dir" ("Из бездны бед к тебе взываю"), "Ich rufe zu dir" ("К
тебе взываю"), "Wenn wir in hochsten Nosten sein" ("Когда б беде великой
мы"). Философская лирика (выражаясь современным языком) произведений этого
урына неизменно вспоминается, когда слушаешь упомянутую хоральную фугу в
рихтеровском исполнении. Органность здусь создается не с помощью имитации
регистровки и особых тембров, а опять-таки за счет гулкости и ровности
звучания, по-органному высвечивающей зависимость тембра звука от его
высоты. Таким образом, кристально ясно прослушивается полифоническая ткань,
и интерпретация, в которой практически отсутствуют оттенки и показ голосов,
при внешней бесстрастности наполняется глубоким смыслом и ничуть не
становится монотонной....К сказанному добавим: стильность трактовки
выражается еще и в том, что в ней прослежено родство фуги с кантатами, в
которых в верхнем голосе (вокальном или инструментальном) порой
проплывается светло и отрешенно звучащая мелодия хорала, изложенная
крупными длительностями. Именно так Рихтер играет заключительное проведение
(в увеличении) темы в сопрано.
Сходным образом Рихтер исторично и стильно вскрывает многочисленные связи
клавирного творчества Баха с другими областями его наследия. Ряд
произведений звучит у него по-хоровому. Например, уже первые проведения
темы в фугах соль минор и си мажор (1), играемые певучим, крупным звуком,
ассоциируются со вступлением одной из партий хора. В подобных случаях
опущенная крышка рояля снова создает намек на акустику собора. В хоровом
плане исполняются и фуги до-диез минор и си минор (1). Рихтер добивается
поистине хоровой постепенности в продолжительных crescendi, которые
передают мощное усиление напряжения в границах одного эмоционального
состояния...
Нашла выражение в его трактовках и способность музыки Баха зачастую быть
"переведенной" в иной исполнительский состав: грамзапись прелюдии соль
минор (1) напоминает о возможности и органного, и вокального (в
сопровождении органа и оркестра), и оркестрового ее переложения; в
исполнении фуги си-бемоль мажор (1) энергичная "нонлегатная" атака
шестнадцатых и праздничная фанфарность воспринимаются как аналог и
оркестрового, и оркестрово-хорового, и клавесинного звучания. В фуге
фа-диез мажор (1) мы слышим у Рихтера колокольность. В трактовке этого
произведения, несомненно, связанного с простонародной танцевальностью, он
избегает характеристичности. Интерпретация проникнута возвышенным,
"благостным" чувством. Гулкое звучания рояля и педальная дымка в
шестнадцатых, движущихся в интермедиях по тонам аккордов, рождают
впечатление доносящегося издалека перезвона колоколов.
Правда, Рихтер не всегда последовательно историчен в прочтении баховских
произведений. Значительно строже, чем пианисты-романтики, придерживаясь
обозначений размера и, следовательно, темпа, он порой все же противоречит
им. И если по-фортепианному быстрое исполнение прелюдий до минор и соль
мажор (1) весьма убедительно, то очень медленный темп в фуге си-бемоль
минор (1), не соответствующий обозначению С (перечеркнутое), пожалуй,
создает излишнюю статичность. Но, конечно, отмеченное не умаляет
исторического значения и художественных достоинств рихтеровской
интерпретации ХТК, вошедшей в золотой фонд исполнительской бахианы."


Михаил Горшков.б@-