Subject: [club-l] ASH


   Отнимая художника у современников, смерть одновременно возводит его на 
тот уровень вечного духовного существования, где нет времени и развития, 
а есть бессмертная жизнь произведений искусства в их абсолютной неисчерпанности. 
Индивидуальное из разграничивающего превращается в объединяющее, отличие 
становится родством, и возникает связь между явлениями разных времен и мест.

   ("Листки из архива")

  <...>
   Я знаю, что Дьявол существует везде, и от него не отгородишься введением 
себя только во что-то чистое, он и там есть. Суть не в том, чтобы избегать 
этого в каком-то очищенном пространстве, а чтобы жить с этим и постоянно 
вступать в борьбу.<...>
   Возможность опасного пути подстерегает нас во многих случаях. Как-то раз 
я смотрел по телевидению передачу, посвященную дню Ивана Купалы. Меня довело 
до ужаса то, что там был показан заснятый на пленку сеанс гипноза. Чрезвычайно 
грубый и решительный молодой человек приводит в гипнотическое состояние десятки 
людей. Они плачут, пытаются что-то выразить... Это нагоняет какую-то чудовищную 
адовую тоску. Я как будто почувствовал нехорошие, дьявольские клыки... Два 
интеллигентно и убедительно говорящих человека пытались доказать, что нет 
границы между добром и злом... Это такое манихейство, которое сразу выдает 
дьявольщину. Это - рука, протянутая в ту сторону. А я никак не хочу ее протягивать. 
<...>Я чувствую, где эта граница!
   - У тебя на полке стоит книга писаний Доктора Фауста. Читая ее, не испытываешь 
ли ты подобных ощущений ?
   Конечно, испытываю ! Это как бы игра с тем самым миром. И я боюсь, что 
я могу потерять момент, когда это станет опасным - для меня ! Все решения, 
которые я принимаю, прошли утверждение в гораздо более важной сфере. И я, 
сам того не ведая, принимаю уже сделанное решение. До сих пор это меня спасало 
и, как я надеюсь, привело ближе к истине. Но опасность продолжает оставаться...
   - И в этом смысле, работа над "Фаустом" - это некий акт борьбы ?
   Получается, так.

   Из книги "Беседы с Альфредом Шнитке" (составитель А.Ивашкин), М., "Культура", 
1994. 
  










   Отнимая художника у современников, смерть одновременно возводит его на тот уровень вечного духовного существования, где нет времени и развития, а есть бессмертная жизнь произведений искусства в их абсолютной неисчерпанности. Индивидуальное из разграничивающего превращается в объединяющее, отличие становится родством, и возникает связь между явлениями разных времен и мест.
 
   ("Листки из архива")
 
  <...>
   Я знаю, что Дьявол существует везде, и от него не отгородишься введением себя только во что-то чистое, он и там есть. Суть не в том, чтобы избегать этого в каком-то очищенном пространстве, а чтобы жить с этим и постоянно вступать в борьбу.<...>
   Возможность опасного пути подстерегает нас во многих случаях. Как-то раз я смотрел по телевидению передачу, посвященную дню Ивана Купалы. Меня довело до ужаса то, что там был показан заснятый на пленку сеанс гипноза. Чрезвычайно грубый и решительный молодой человек приводит в гипнотическое состояние десятки людей. Они плачут, пытаются что-то выразить... Это нагоняет какую-то чудовищную адовую тоску. Я как будто почувствовал нехорошие, дьявольские клыки... Два интеллигентно и убедительно говорящих человека пытались доказать, что нет границы между добром и злом... Это такое манихейство, которое сразу выдает дьявольщину. Это - рука, протянутая в ту сторону. А я никак не хочу ее протягивать. <...>Я чувствую, где эта граница!
   - У тебя на полке стоит книга писаний Доктора Фауста. Читая ее, не испытываешь ли ты подобных ощущений ?
   Конечно, испытываю ! Это как бы игра с тем самым миром. И я боюсь, что я могу потерять момент, когда это станет опасным - для меня ! Все решения, которые я принимаю, прошли утверждение в гораздо более важной сфере. И я, сам того не ведая, принимаю уже сделанное решение. До сих пор это меня спасало и, как я надеюсь, привело ближе к истине. Но опасность продолжает оставаться...
   - И в этом смысле, работа над "Фаустом" - это некий акт борьбы ?
   Получается, так.
 
   Из книги "Беседы с Альфредом Шнитке" (составитель А.Ивашкин), М., "Культура", 1994.