Subject: [club-l] ASH
Отнимая художника у современников, смерть одновременно возводит его на
тот уровень вечного духовного существования, где нет времени и развития,
а есть бессмертная жизнь произведений искусства в их абсолютной неисчерпанности.
Индивидуальное из разграничивающего превращается в объединяющее, отличие
становится родством, и возникает связь между явлениями разных времен и мест.
("Листки из архива")
<...>
Я знаю, что Дьявол существует везде, и от него не отгородишься введением
себя только во что-то чистое, он и там есть. Суть не в том, чтобы избегать
этого в каком-то очищенном пространстве, а чтобы жить с этим и постоянно
вступать в борьбу.<...>
Возможность опасного пути подстерегает нас во многих случаях. Как-то раз
я смотрел по телевидению передачу, посвященную дню Ивана Купалы. Меня довело
до ужаса то, что там был показан заснятый на пленку сеанс гипноза. Чрезвычайно
грубый и решительный молодой человек приводит в гипнотическое состояние десятки
людей. Они плачут, пытаются что-то выразить... Это нагоняет какую-то чудовищную
адовую тоску. Я как будто почувствовал нехорошие, дьявольские клыки... Два
интеллигентно и убедительно говорящих человека пытались доказать, что нет
границы между добром и злом... Это такое манихейство, которое сразу выдает
дьявольщину. Это - рука, протянутая в ту сторону. А я никак не хочу ее протягивать.
<...>Я чувствую, где эта граница!
- У тебя на полке стоит книга писаний Доктора Фауста. Читая ее, не испытываешь
ли ты подобных ощущений ?
Конечно, испытываю ! Это как бы игра с тем самым миром. И я боюсь, что
я могу потерять момент, когда это станет опасным - для меня ! Все решения,
которые я принимаю, прошли утверждение в гораздо более важной сфере. И я,
сам того не ведая, принимаю уже сделанное решение. До сих пор это меня спасало
и, как я надеюсь, привело ближе к истине. Но опасность продолжает оставаться...
- И в этом смысле, работа над "Фаустом" - это некий акт борьбы ?
Получается, так.
Из книги "Беседы с Альфредом Шнитке" (составитель А.Ивашкин), М., "Культура",
1994.
Отнимая художника у современников,
смерть одновременно возводит его на тот уровень вечного духовного существования,
где нет времени и развития, а есть бессмертная жизнь произведений искусства в их
абсолютной неисчерпанности. Индивидуальное из разграничивающего превращается в
объединяющее, отличие становится родством, и возникает связь между явлениями
разных времен и мест.
("Листки из
архива")
<...>
Я знаю, что Дьявол существует
везде, и от него не отгородишься введением себя только во что-то чистое, он и
там есть. Суть не в том, чтобы избегать этого в каком-то очищенном пространстве,
а чтобы жить с этим и постоянно вступать в борьбу.<...>
Возможность
опасного пути подстерегает нас во многих случаях. Как-то раз я смотрел по
телевидению передачу, посвященную дню Ивана Купалы. Меня довело до ужаса то, что
там был показан заснятый на пленку сеанс гипноза. Чрезвычайно грубый и
решительный молодой человек приводит в гипнотическое состояние десятки людей.
Они плачут, пытаются что-то выразить... Это нагоняет какую-то чудовищную адовую
тоску. Я как будто почувствовал нехорошие, дьявольские клыки... Два
интеллигентно и убедительно говорящих человека пытались доказать, что нет
границы между добром и злом... Это такое манихейство, которое сразу выдает
дьявольщину. Это - рука, протянутая в ту сторону. А я никак не хочу ее
протягивать. <...>Я чувствую, где эта граница!
- У тебя на полке стоит книга писаний Доктора
Фауста. Читая ее, не испытываешь ли ты подобных ощущений ?
Конечно, испытываю ! Это как бы игра с тем самым
миром. И я боюсь, что я могу потерять момент, когда это станет опасным - для
меня ! Все решения, которые я принимаю, прошли утверждение в гораздо более
важной сфере. И я, сам того не ведая, принимаю уже сделанное решение. До сих пор
это меня спасало и, как я надеюсь, привело ближе к истине. Но опасность
продолжает оставаться...
- И в этом смысле, работа над
"Фаустом" - это некий акт борьбы ?
Получается, так.
Из
книги "Беседы с Альфредом Шнитке" (составитель А.Ивашкин), М.,
"Культура", 1994.