Subject: Re: [club-l] нХЪЩЛБ Й ПВТБЪОПУФШ


Mikhail Gorshkov wrote:
> 
> В продолжение разговора об образности и музыке:
> вот Вам, Алексей, нравится творчество Шостаковича. С какими зрительными
> образами ассоциируются его произведения? Или наоборот, какие зрительные
> впечатления навевают мысли о музыке Шостаковича?

Это Вы верно заметили, что Шостакович менее всех вызывает зрительные
ассоциации, хотя, например, Кирилл Кондрашин говорил, что когда он
дирижирует Шостаковичем, то явственно ощущает, "видит" образы. Я бы
упомянул в первую очередь о "военных гигантах", эпосах - 7-ой и 8-ой
симфониях. Я думаю, здесь Вы спорить не станете, что эпос вполне "зрим".
Что касается обратной связи, то одно из прослушиваний 7-ой мне
запомнилось больше всего. Это было на замерзшей реке. Вокруг
снежно-ледовое поле, вдали чернеет берег, 30-градусный холод, в общем
вообразить себе "дорогу жизни" можно было без особых усилий. С тех пор
почему-то (сам не знаю почему) подобная картина вызывает у меня
воспоминание 2-ой части симфонии, которая как мне кажется, о страданиях
людей в блокадном Ленинграде (и вообще в войну).

> Вивальдиевские "Времена года" - слишком уж ясно написанные, "рельефно
> очерченные" "лубочные картинки", не требующие и не допускающие иных
> толкований, нежели как "живописные картины природы".

Да нет, зря Вы так. Музыка всегда допускает много толкований (я бы
отметил - особенно музыка из всех искусств), она обладает мощным
абстрактным выразительным языком, вот почему всякое ее словесное (или
"зримое") толкование является огрублением и приближением. Может быть это
меня (с моим математическим образованием) больше всего и привлекает.


-- 
Alex Vinokurov
     mailto:vinok@ispras.ru
     http://www.ispras.ru/~vinok*