Subject: [club-l] музыка и образность


  Здравствуйте !

  Мне кажется, что нельзя вс╦ сводить к одной схеме. Есть сочинения совершенно 
"абстрактные", например, сочинения Веберна или сонаты Гайдна, абсолютно математический 
характер которых по отношению к музыкальному материалу "в себе", гармонически-композиционным 
методам меня приводит в совершенный восторг (имею в виду известные записи 
Г.Гульда). Есть сочинения, предмет которых - состояния человеческого духа, 
например, сочинения Бетховена, Баха, Шенберга. Есть сочинения, использующие 
совершенно конкретное звукоподражание, например, "Фантастическая симфония", 
"Ромео и Юлия" или "Пасифик 231" Онеггера. Иногда звукоподражание, проходя 
сложные трансформации, переходит в иную плоскость, например, "дух времени", 
порождающий огромное количество быстро меняющихся ассоциаций в сочинениях 
Пуленка и Сен-Санса, или совершенно потусторонний, но материально осязаемый 
(т.е. очень конкретный по содержанию) мир симфоний Малера. Продолжать градации 
можно до бесконечности.

  Несколько слов, сказанные о прошедшем исполнениии "Прометея", ставят следующий 
вопрос: имел ли в виду Скрябин "сверхмощное" воздействие на слушателя (исходя 
из его комментариев, то да, но не надо спешить с выводами), что предполагает 
использование мощной светотехники, электроники и объ╦много звука и света, 
или же светомузыкальное исполнение должно быть сдержанным, быть, не могу 
сказать лучше, визуализацией "образа музыкального инструмента" (представьте 
себе изображение играющего красивого инструмента, например медного духового, 
переливы света на нем, но в некоторой более абстрактной художественной обработке), 
больше "привязанным" к оркестру на сцене. Лично я ближе к "дискотеке", т.е. 
первому варианту, хотя не уверен. Второй более "интеллигентен", однако, это 
общий знаменатель именно нашего времени.

  Что касается Петра Ильича, то, позор мне, я как раз являюсь "хулителем" 
и "ненавистником". Личные обстоятельства его жизни, как и любого другого 
художника, меня очень мало интересуют, однако слушать Чайковского не могу. 
.... И в конце концов я был решительно пристыжен. В фильме В.Хотиненко "Мусульманин" 
Е.Смольянинова исполняет известный отрывок из "Пиковой Дамы" ТАК, что, когда 
я (не сразу) понял, что это - Чайковский, то тут же и был поставлен на место. 
Так какая же часть того, что мы слышим, связана с нашим собственным восприятием? 
И где границы "адекватной" интерпретации ? С одной стороны, понятно, что 
они есть и очень узки, а с другой - никакого предела. Иногда обстоятельства 
нашего времени приводят к качественному искажению слышимого. Например, мне 
кажется, что если бы Малер дожил до Фрейда, 8-я симфония не была бы написана. 
Во всяком случае, мне не удается "отключиться" от этого контекста и перестроиться 
в соответствии с тем, как эта симфония должна бы восприниматься, с точки 
зрения Малера.

Рудольф Гейдер,
rh@aha.ru  











  гДПЮБЯРБСИРЕ !
 
  лМЕ ЙЮФЕРЯЪ, ВРН МЕКЭГЪ БЯ╦ ЯБНДХРЭ Й НДМНИ ЯУЕЛЕ. еЯРЭ ЯНВХМЕМХЪ ЯНБЕПЬЕММН "ЮАЯРПЮЙРМШЕ", МЮОПХЛЕП, ЯНВХМЕМХЪ бЕАЕПМЮ ХКХ ЯНМЮРШ цЮИДМЮ, ЮАЯНКЧРМН ЛЮРЕЛЮРХВЕЯЙХИ УЮПЮЙРЕП ЙНРНПШУ ОН НРМНЬЕМХЧ Й ЛСГШЙЮКЭМНЛС ЛЮРЕПХЮКС "Б ЯЕАЕ", ЦЮПЛНМХВЕЯЙХ-ЙНЛОНГХЖХНММШЛ ЛЕРНДЮЛ ЛЕМЪ ОПХБНДХР Б ЯНБЕПЬЕММШИ БНЯРНПЦ (ХЛЕЧ Б БХДС ХГБЕЯРМШЕ ГЮОХЯХ ц.цСКЭДЮ). еЯРЭ ЯНВХМЕМХЪ, ОПЕДЛЕР ЙНРНПШУ - ЯНЯРНЪМХЪ ВЕКНБЕВЕЯЙНЦН ДСУЮ, МЮОПХЛЕП, ЯНВХМЕМХЪ аЕРУНБЕМЮ, аЮУЮ, ьЕМАЕПЦЮ. еЯРЭ ЯНВХМЕМХЪ, ХЯОНКЭГСЧЫХЕ ЯНБЕПЬЕММН ЙНМЙПЕРМНЕ ГБСЙНОНДПЮФЮМХЕ, МЮОПХЛЕП, "тЮМРЮЯРХВЕЯЙЮЪ ЯХЛТНМХЪ", "пНЛЕН Х чКХЪ" ХКХ "оЮЯХТХЙ 231" нМЕЦЦЕПЮ. хМНЦДЮ ГБСЙНОНДПЮФЮМХЕ, ОПНУНДЪ ЯКНФМШЕ РПЮМЯТНПЛЮЖХХ, ОЕПЕУНДХР Б ХМСЧ ОКНЯЙНЯРЭ, МЮОПХЛЕП, "ДСУ БПЕЛЕМХ", ОНПНФДЮЧЫХИ НЦПНЛМНЕ ЙНКХВЕЯРБН АШЯРПН ЛЕМЪЧЫХУЯЪ ЮЯЯНЖХЮЖХИ Б ЯНВХМЕМХЪУ оСКЕМЙЮ Х яЕМ-яЮМЯЮ, ХКХ ЯНБЕПЬЕММН ОНРСЯРНПНММХИ, МН ЛЮРЕПХЮКЭМН НЯЪГЮЕЛШИ (Р.Е. НВЕМЭ ЙНМЙПЕРМШИ ОН ЯНДЕПФЮМХЧ) ЛХП ЯХЛТНМХИ лЮКЕПЮ. оПНДНКФЮРЭ ЦПЮДЮЖХХ ЛНФМН ДН АЕЯЙНМЕВМНЯРХ.
 
  мЕЯЙНКЭЙН ЯКНБ, ЯЙЮГЮММШЕ Н ОПНЬЕДЬЕЛ ХЯОНКМЕМХХХ "оПНЛЕРЕЪ", ЯРЮБЪР ЯКЕДСЧЫХИ БНОПНЯ: ХЛЕК КХ Б БХДС яЙПЪАХМ "ЯБЕПУЛНЫМНЕ" БНГДЕИЯРБХЕ МЮ ЯКСЬЮРЕКЪ (ХЯУНДЪ ХГ ЕЦН ЙНЛЛЕМРЮПХЕБ, РН ДЮ, МН МЕ МЮДН ЯОЕЬХРЭ Я БШБНДЮЛХ), ВРН ОПЕДОНКЮЦЮЕР ХЯОНКЭГНБЮМХЕ ЛНЫМНИ ЯБЕРНРЕУМХЙХ, ЩКЕЙРПНМХЙХ Х НАЗ╦ЛМНЦН ГБСЙЮ Х ЯБЕРЮ, ХКХ ФЕ ЯБЕРНЛСГШЙЮКЭМНЕ ХЯОНКМЕМХЕ ДНКФМН АШРЭ ЯДЕПФЮММШЛ, АШРЭ, МЕ ЛНЦС ЯЙЮГЮРЭ КСВЬЕ, БХГСЮКХГЮЖХЕИ "НАПЮГЮ ЛСГШЙЮКЭМНЦН ХМЯРПСЛЕМРЮ" (ОПЕДЯРЮБЭРЕ ЯЕАЕ ХГНАПЮФЕМХЕ ХЦПЮЧЫЕЦН ЙПЮЯХБНЦН ХМЯРПСЛЕМРЮ, МЮОПХЛЕП ЛЕДМНЦН ДСУНБНЦН, ОЕПЕКХБШ ЯБЕРЮ МЮ МЕЛ, МН Б МЕЙНРНПНИ АНКЕЕ ЮАЯРПЮЙРМНИ УСДНФЕЯРБЕММНИ НАПЮАНРЙЕ), АНКЭЬЕ "ОПХБЪГЮММШЛ" Й НПЙЕЯРПС МЮ ЯЖЕМЕ. кХВМН Ъ АКХФЕ Й "ДХЯЙНРЕЙЕ", Р.Е. ОЕПБНЛС БЮПХЮМРС, УНРЪ МЕ СБЕПЕМ. бРНПНИ АНКЕЕ "ХМРЕККХЦЕМРЕМ", НДМЮЙН, ЩРН НАЫХИ ГМЮЛЕМЮРЕКЭ ХЛЕММН МЮЬЕЦН БПЕЛЕМХ.
 
  вРН ЙЮЯЮЕРЯЪ оЕРПЮ хКЭХВЮ, РН, ОНГНП ЛМЕ, Ъ ЙЮЙ ПЮГ ЪБКЪЧЯЭ "УСКХРЕКЕЛ" Х "МЕМЮБХЯРМХЙНЛ". кХВМШЕ НАЯРНЪРЕКЭЯРБЮ ЕЦН ФХГМХ, ЙЮЙ Х КЧАНЦН ДПСЦНЦН УСДНФМХЙЮ, ЛЕМЪ НВЕМЭ ЛЮКН ХМРЕПЕЯСЧР, НДМЮЙН ЯКСЬЮРЭ вЮИЙНБЯЙНЦН МЕ ЛНЦС. .... х Б ЙНМЖЕ ЙНМЖНБ Ъ АШК ПЕЬХРЕКЭМН ОПХЯРШФЕМ. б ТХКЭЛЕ б.уНРХМЕМЙН "лСЯСКЭЛЮМХМ" е.яЛНКЭЪМХМНБЮ ХЯОНКМЪЕР ХГБЕЯРМШИ НРПШБНЙ ХГ "оХЙНБНИ дЮЛШ" рюй, ВРН, ЙНЦДЮ Ъ (МЕ ЯПЮГС) ОНМЪК, ВРН ЩРН - вЮИЙНБЯЙХИ, РН РСР ФЕ Х АШК ОНЯРЮБКЕМ МЮ ЛЕЯРН. рЮЙ ЙЮЙЮЪ ФЕ ВЮЯРЭ РНЦН, ВРН ЛШ ЯКШЬХЛ, ЯБЪГЮМЮ Я МЮЬХЛ ЯНАЯРБЕММШЛ БНЯОПХЪРХЕЛ? х ЦДЕ ЦПЮМХЖШ "ЮДЕЙБЮРМНИ" ХМРЕПОПЕРЮЖХХ ? я НДМНИ ЯРНПНМШ, ОНМЪРМН, ВРН НМХ ЕЯРЭ Х НВЕМЭ СГЙХ, Ю Я ДПСЦНИ - МХЙЮЙНЦН ОПЕДЕКЮ. хМНЦДЮ НАЯРНЪРЕКЭЯРБЮ МЮЬЕЦН БПЕЛЕМХ ОПХБНДЪР Й ЙЮВЕЯРБЕММНЛС ХЯЙЮФЕМХЧ ЯКШЬХЛНЦН. мЮОПХЛЕП, ЛМЕ ЙЮФЕРЯЪ, ВРН ЕЯКХ АШ лЮКЕП ДНФХК ДН тПЕИДЮ, 8-Ъ ЯХЛТНМХЪ МЕ АШКЮ АШ МЮОХЯЮМЮ. бН БЯЪЙНЛ ЯКСВЮЕ, ЛМЕ МЕ СДЮЕРЯЪ "НРЙКЧВХРЭЯЪ" НР ЩРНЦН ЙНМРЕЙЯРЮ Х ОЕПЕЯРПНХРЭЯЪ Б ЯННРБЕРЯРБХХ Я РЕЛ, ЙЮЙ ЩРЮ ЯХЛТНМХЪ ДНКФМЮ АШ БНЯОПХМХЛЮРЭЯЪ, Я РНВЙХ ГПЕМХЪ лЮКЕПЮ.
 
пСДНКЭТ цЕИДЕП,
rh@aha.ru