Subject: [club-l] ... музыка и образность


  Виноват, решил немного дополнить.

  Что касается Шостаковича, то не могу согласиться, что Шостакович "менее 
всех вызывает зрительные образы". Геннадий Рождественский называл Шостаковича 
(и Шнитке) летописцем нашей эпохи. Основное направление Шостаковича (возможно) 
- демонология. Самый прямой предшественник Д.Ш. - Мусоргский, особенно "Песни 
и пляски Смерти" (которые Д.Ш. инструментовал), "Ночь на Лысой горе", "Женитьба". 
Шостакович многократно обращался к темам Мусоргского, например, 14-я симфония, 
"Нос", "Игрок" и многое другое. Наиболее общим эпиграфом к его творчеству 
могли бы быть "Бесы" Пушкина (-Достоевского, этот роман ещ╦ и хронологически 
относится к тому же времени). И образная система Д.Ш. - "мчатся бесы рой 
за роем в беспредельной вышине". В "исторических" симфониях я не нахожу деления 
на наших и ваших, мне представляется грандиозная мясорубка, перемалывающая 
миллионы, как в аду Босха. Картинки меняются как в кино: бесы "работают" 
(как говорит Ромм в "Обыкновенном фашизме"), одни бесы празднуют победу над 
другими (9-я симфония, пошленькие уличные мотивчики финала пародийно контрастируют 
с финалами 9-х симфоний классиков), бесы приходят к власти ("Октябрь", показательно, 
что музыка из этой симфонии обычно сопровождает советские фильмы про революцию), 
отдыхают, строят свою коммунистическую индустрию и т.д.. И второй слой, полярная 
противоположность (музыка Шостаковича обычно очень полярна, в отличие от 
Шнитке, где "герой" обычно сам содержит в себе противоположности) - личное, 
трагическое сознание человека ("..и всю ночь напролет жду гостей дорогих, 
шевеля кандалами цепочек дверных". Петербург - тоже один из персонажей в 
музыке Д.Ш.). Еще следует вспомнить, что самое прямое отношение музыка Д.Ш. 
имеет к творчеству Гоголя.
  Кстати, демонология Шостаковича по прежнему актуальна. Довольно давно я 
уже здесь писал, что цивилизация нейтрализовала фашизм (это один из принципов 
нашего времени: если нам мешает нечто деструктивное, давайте мы его разрешим 
в разумных пределах и понемножку), однако продолжает существовать с ним в 
симбиозе. Поэтому очень многие явления современной массовой культуры, и, 
что хуже, человеческих отношений, - оттуда, и узнаваемы, в частности, благодаря 
музыке Д.Ш.. На последующие замечания, что, мол, это "было всегда", скажу 
сразу, что несогласен с этой точкой зрения. Есть много примеров в литературе 
и философии начала века, показывающих, до какой степени к этому роду бесовщины 
были неготовы.

  По поводу 8-й Малера я имел в виду, что есть люди, появление которых приводит 
в движение всю предыдущую историю. И Фрейд - один из них, с отрицательным 
знаком. С этой точки зрения он является носителем демонического начала, которое, 
встраиваясь в наш опыт, создает невидимую и прочную оболочку, незаметно меняющую 
угол нашего зрения. Показательна трогательная привязанность к фрейдизму со 
стороны "гуманитариев", что можно видеть, например, в случае Бертолуччи или 
нашего современника П.Альмодовара (в кино). И это при том, что фрейдизм определенно 
опровергнут новейшей нейрофизиологией. Однако вс╦ равно, при том будучи антифрейдистом, 
я не всегда могу избавиться от диктуемых им норм восприятия.

  Рудольф Гейдер,
  rh@aha.ru











  бХМНБЮР, ПЕЬХК МЕЛМНЦН ДНОНКМХРЭ.
 
  вРН ЙЮЯЮЕРЯЪ ьНЯРЮЙНБХВЮ, РН МЕ ЛНЦС ЯНЦКЮЯХРЭЯЪ, ВРН ьНЯРЮЙНБХВ "ЛЕМЕЕ БЯЕУ БШГШБЮЕР ГПХРЕКЭМШЕ НАПЮГШ". цЕММЮДХИ пНФДЕЯРБЕМЯЙХИ МЮГШБЮК ьНЯРЮЙНБХВЮ (Х ьМХРЙЕ) КЕРНОХЯЖЕЛ МЮЬЕИ ЩОНУХ. нЯМНБМНЕ МЮОПЮБКЕМХЕ ьНЯРЮЙНБХВЮ (БНГЛНФМН) - ДЕЛНМНКНЦХЪ. яЮЛШИ ОПЪЛНИ ОПЕДЬЕЯРБЕММХЙ д.ь. - лСЯНПЦЯЙХИ, НЯНАЕММН "оЕЯМХ Х ОКЪЯЙХ яЛЕПРХ" (ЙНРНПШЕ д.ь. ХМЯРПСЛЕМРНБЮК), "мНВЭ МЮ кШЯНИ ЦНПЕ", "фЕМХРЭАЮ". ьНЯРЮЙНБХВ ЛМНЦНЙПЮРМН НАПЮЫЮКЯЪ Й РЕЛЮЛ лСЯНПЦЯЙНЦН, МЮОПХЛЕП, 14-Ъ ЯХЛТНМХЪ, "мНЯ", "хЦПНЙ" Х ЛМНЦНЕ ДПСЦНЕ. мЮХАНКЕЕ НАЫХЛ ЩОХЦПЮТНЛ Й ЕЦН РБНПВЕЯРБС ЛНЦКХ АШ АШРЭ "аЕЯШ" оСЬЙХМЮ (-дНЯРНЕБЯЙНЦН, ЩРНР ПНЛЮМ ЕЫ╦ Х УПНМНКНЦХВЕЯЙХ НРМНЯХРЯЪ Й РНЛС ФЕ БПЕЛЕМХ). х НАПЮГМЮЪ ЯХЯРЕЛЮ д.ь. - "ЛВЮРЯЪ АЕЯШ ПНИ ГЮ ПНЕЛ Б АЕЯОПЕДЕКЭМНИ БШЬХМЕ". б "ХЯРНПХВЕЯЙХУ" ЯХЛТНМХЪУ Ъ МЕ МЮУНФС ДЕКЕМХЪ МЮ МЮЬХУ Х БЮЬХУ, ЛМЕ ОПЕДЯРЮБКЪЕРЯЪ ЦПЮМДХНГМЮЪ ЛЪЯНПСАЙЮ, ОЕПЕЛЮКШБЮЧЫЮЪ ЛХККХНМШ, ЙЮЙ Б ЮДС аНЯУЮ. йЮПРХМЙХ ЛЕМЪЧРЯЪ ЙЮЙ Б ЙХМН: АЕЯШ "ПЮАНРЮЧР" (ЙЮЙ ЦНБНПХР пНЛЛ Б "нАШЙМНБЕММНЛ ТЮЬХГЛЕ"), НДМХ АЕЯШ ОПЮГДМСЧР ОНАЕДС МЮД ДПСЦХЛХ (9-Ъ ЯХЛТНМХЪ, ОНЬКЕМЭЙХЕ СКХВМШЕ ЛНРХБВХЙХ ТХМЮКЮ ОЮПНДХИМН ЙНМРПЮЯРХПСЧР Я ТХМЮКЮЛХ 9-У ЯХЛТНМХИ ЙКЮЯЯХЙНБ), АЕЯШ ОПХУНДЪР Й БКЮЯРХ ("нЙРЪАПЭ", ОНЙЮГЮРЕКЭМН, ВРН ЛСГШЙЮ ХГ ЩРНИ ЯХЛТНМХХ НАШВМН ЯНОПНБНФДЮЕР ЯНБЕРЯЙХЕ ТХКЭЛШ ОПН ПЕБНКЧЖХЧ), НРДШУЮЧР, ЯРПНЪР ЯБНЧ ЙНЛЛСМХЯРХВЕЯЙСЧ ХМДСЯРПХЧ Х Р.Д.. х БРНПНИ ЯКНИ, ОНКЪПМЮЪ ОПНРХБНОНКНФМНЯРЭ (ЛСГШЙЮ ьНЯРЮЙНБХВЮ НАШВМН НВЕМЭ ОНКЪПМЮ, Б НРКХВХЕ НР ьМХРЙЕ, ЦДЕ "ЦЕПНИ" НАШВМН ЯЮЛ ЯНДЕПФХР Б ЯЕАЕ ОПНРХБНОНКНФМНЯРХ) - КХВМНЕ, РПЮЦХВЕЯЙНЕ ЯНГМЮМХЕ ВЕКНБЕЙЮ ("..Х БЯЧ МНВЭ МЮОПНКЕР ФДС ЦНЯРЕИ ДНПНЦХУ, ЬЕБЕКЪ ЙЮМДЮКЮЛХ ЖЕОНВЕЙ ДБЕПМШУ". оЕРЕПАСПЦ - РНФЕ НДХМ ХГ ОЕПЯНМЮФЕИ Б ЛСГШЙЕ д.ь.). еЫЕ ЯКЕДСЕР БЯОНЛМХРЭ, ВРН ЯЮЛНЕ ОПЪЛНЕ НРМНЬЕМХЕ ЛСГШЙЮ д.ь. ХЛЕЕР Й РБНПВЕЯРБС цНЦНКЪ.
  йЯРЮРХ, ДЕЛНМНКНЦХЪ ьНЯРЮЙНБХВЮ ОН ОПЕФМЕЛС ЮЙРСЮКЭМЮ. дНБНКЭМН ДЮБМН Ъ СФЕ ГДЕЯЭ ОХЯЮК, ВРН ЖХБХКХГЮЖХЪ МЕИРПЮКХГНБЮКЮ ТЮЬХГЛ (ЩРН НДХМ ХГ ОПХМЖХОНБ МЮЬЕЦН БПЕЛЕМХ: ЕЯКХ МЮЛ ЛЕЬЮЕР МЕВРН ДЕЯРПСЙРХБМНЕ, ДЮБЮИРЕ ЛШ ЕЦН ПЮГПЕЬХЛ Б ПЮГСЛМШУ ОПЕДЕКЮУ Х ОНМЕЛМНФЙС), НДМЮЙН ОПНДНКФЮЕР ЯСЫЕЯРБНБЮРЭ Я МХЛ Б ЯХЛАХНГЕ. оНЩРНЛС НВЕМЭ ЛМНЦХЕ ЪБКЕМХЪ ЯНБПЕЛЕММНИ ЛЮЯЯНБНИ ЙСКЭРСПШ, Х, ВРН УСФЕ, ВЕКНБЕВЕЯЙХУ НРМНЬЕМХИ, - НРРСДЮ, Х СГМЮБЮЕЛШ, Б ВЮЯРМНЯРХ, АКЮЦНДЮПЪ ЛСГШЙЕ д.ь.. мЮ ОНЯКЕДСЧЫХЕ ГЮЛЕВЮМХЪ, ВРН, ЛНК, ЩРН "АШКН БЯЕЦДЮ", ЯЙЮФС ЯПЮГС, ВРН МЕЯНЦКЮЯЕМ Я ЩРНИ РНВЙНИ ГПЕМХЪ. еЯРЭ ЛМНЦН ОПХЛЕПНБ Б КХРЕПЮРСПЕ Х ТХКНЯНТХХ МЮВЮКЮ БЕЙЮ, ОНЙЮГШБЮЧЫХУ, ДН ЙЮЙНИ ЯРЕОЕМХ Й ЩРНЛС ПНДС АЕЯНБЫХМШ АШКХ МЕЦНРНБШ.
 
  оН ОНБНДС 8-И лЮКЕПЮ Ъ ХЛЕК Б БХДС, ВРН ЕЯРЭ КЧДХ, ОНЪБКЕМХЕ ЙНРНПШУ ОПХБНДХР Б ДБХФЕМХЕ БЯЧ ОПЕДШДСЫСЧ ХЯРНПХЧ. х тПЕИД - НДХМ ХГ МХУ, Я НРПХЖЮРЕКЭМШЛ ГМЮЙНЛ. я ЩРНИ РНВЙХ ГПЕМХЪ НМ ЪБКЪЕРЯЪ МНЯХРЕКЕЛ ДЕЛНМХВЕЯЙНЦН МЮВЮКЮ, ЙНРНПНЕ, БЯРПЮХБЮЪЯЭ Б МЮЬ НОШР, ЯНГДЮЕР МЕБХДХЛСЧ Х ОПНВМСЧ НАНКНВЙС, МЕГЮЛЕРМН ЛЕМЪЧЫСЧ СЦНК МЮЬЕЦН ГПЕМХЪ. оНЙЮГЮРЕКЭМЮ РПНЦЮРЕКЭМЮЪ ОПХБЪГЮММНЯРЭ Й ТПЕИДХГЛС ЯН ЯРНПНМШ "ЦСЛЮМХРЮПХЕБ", ВРН ЛНФМН БХДЕРЭ, МЮОПХЛЕП, Б ЯКСВЮЕ аЕПРНКСВВХ ХКХ МЮЬЕЦН ЯНБПЕЛЕММХЙЮ о.юКЭЛНДНБЮПЮ (Б ЙХМН). х ЩРН ОПХ РНЛ, ВРН ТПЕИДХГЛ НОПЕДЕКЕММН НОПНБЕПЦМСР МНБЕИЬЕИ МЕИПНТХГХНКНЦХЕИ. нДМЮЙН БЯ╦ ПЮБМН, ОПХ РНЛ АСДСВХ ЮМРХТПЕИДХЯРНЛ, Ъ МЕ БЯЕЦДЮ ЛНЦС ХГАЮБХРЭЯЪ НР ДХЙРСЕЛШУ ХЛ МНПЛ БНЯОПХЪРХЪ.
 
  пСДНКЭТ цЕИДЕП,
  rh@aha.ru