Subject: [club-l] Чайковский, его любовь к детям, книги и т.п. Было: музыка и образность


Привет всем!

-----Original Message-----
From: Alex Vinokurov 
To: club-l 
Date: Monday, October 19, 1998 9:59 PM
Subject: Re: [club-l] Музыка и образность


Я не хочу мешать этой дискуссии, просто по ее ходу у меня возникло несколько
не связанных с ней мыслей.

>> > Стоит прочитать в рецензии на 5-ю симфонию Чайковского о теме фатума,
рока,
>> > как собственное впечатление от нее нивелируется "правильным" книжным
>> > мнением. Хорошо, что в книгах и вообще языком все описывается слишком
>> > грубо, меньше влияния это оказывает.
>
>Почему же нивелируется ? Мне кажется, иногда взгляд другого человека
позволяет
>глубже понять, так сказать составить стереокартину музыкальных образов. 
Как
мы

Вот по поводу того, что в книгах музыка выглядит бледновато. В учебниках 
по
музыкальной литературе - согласен, и то не во всех. А вот есть такая
книжица, если кто знает - "Доктор Фаустус" Томаса Манна. Странно, что в
связи с этой дискуссией она еще не всплывала. Мне кажется, в ней совершенно
гениально _описывается_ музыка! По крайней мере я таких мастерских описаний
больше не читал нигде! Пикантность ситуации в том, что хотя Шенберг и был
прототипом композитора из "Фаустуса" (точное его имя сейчас выпало из
головы, а за книжкой лезть лень! :) ), но все-таки музыка там описана
"ненаписанная". Но как!

>А может это сказал кто-то из когорты чернителей Петра Ильича, которые даже
в его
>любви к детям видят что-то неприличное (это мне однажды книженция одного
такого
>"товарища" попалась на глаза) ?


О Чайковском. У Нины Берберовой есть книга "Чайковский". Она и написана
хорошо, и какие-то новые мысли там можно почерпнуть... Но главное, чему я
просто поразился, когда читал - как она ухитрилась так деликатно обрисовать
определенные стороны жизни Чайковского! Она и не замалчивает их, и в то же
время не акцентирует на них внимание! С этой точки зрения книжка просто
гениальная!

>где-то. Это меня сильней убеждает в том, что нет никакого абсолютного
>субъективизма в воприятии красоты и искусства, как многие любят утверждать
(мол
>каждый видит свое).


А вот это уж как посмотреть. Тут и вопросы трактовки можно затронуть -
иногда одно и то же произведение два исполнителя ну так по-разному
сыграют... Поговорите с ними - а они так видят! Ну, а если доводить до
упора, то вот Вам "Черный квадрат" - куда тут без субъективизма денешься?

Best regards, Boris Lifanovsky
Moscow Music Herald, Editor-in-Chief
http://www.mmv.cityline.ru