Subject: [club-l] образы


Hi All!
----------
> From: Vladimir Smolkin 
> To: лмхв ннч 
> Subject: [club-l] ПВТБЪЩ
> Date: 22 октября 1998 г. 18:41
> 
> Здравствуйте!
> Довольно внимательно следил за дискуссией по поводу образности музыки
> влияния окружающего мира (природы, живописи и т.д.) на восприятие
> музыкального произведения. Думал, что не буду высказываться, т.к. мое
> мнение покажется вам диким, но потом решил - напишу.

Почему, нормальное мнение.

> Мне кажется, что все это сильно мешает глубокому погружению в музыку.

Да, мне тоже мешает. Но некоторым помогает - Алексею Винокурову, например.
Редко встречаются люди, у которых ярко выражено и образное, и музыкальное
мышление.

> Особенно сильно влияние внешнего и внутреннего мира (имею в виду
> настроение, душевное состояние). Напимер, когда в плохом или в очень
> веселом настроении начинаю слушать Баха, чувствую сильное эмоциональное
> ВЗАИМОмодействие и ощущещение неправильности такого восприятия . 

Мне Баха хочется слушать или играть в спокойном состоянии - это наиболее
типичное состояние, а когда возбужден чем-то, то хочется  Листа,
Рахманинова, Шопена, Чайковского.

Что уж
> говорить про лунную ночь или картины Брегеля .
> Очень хороший пример с музыкой в кино (кто-то затрагивал эту тему).
> Ведь там музыку используют для создания настроения. Разьве это
> правильно?

Когда режиссер не может выразить свою мысль только с помощью кино, ему
приходится привлекать чужеродное искусство - музыку. Нельзя сказать, чтобы
музыка выигрывала от этого, но кино - да.

> Помню, что Феллини в какой-то книге писал, что очень трудно сделать
> фильм без музыки, но именно такой фильм будет по-настоящему гениален.
> Я думаю, что все, что не является Музыкой, не может ее дополнять, а
> может только мешать уйти туда где нет ни образов, ни исполнителей, ни
> времени ни...

Но в случае кино все наоборот - музыка его дополняет.

> Хочу привести пример из самой родственной области - поэзии. Ведь кажется
> она чуть менее абстрактна, связана со словом и графикой и знания ее
> должны только дополнять. А вот у меня и здесь - наоборот. Был совершенно
> очарован Мандельштамовским симантико-фонетическим звучанием:
> "В глубине черномраморной устрицы
>  Аустерлица погас огонек".
> А позже узнал, что могила Наполеона выполнена в виде раковины, и что-то
> ушло, вместо того чтобы...

Да, в поэзии есть смысл, это не просто набор звуков. А в музыке нет смысла
- этим-то она и хороша. И разочарований от того, что узнал истинный смысл
стихов гораздо позже, чем прочел их в первый раз, здесь нет.

> Боюсь приводить конкретные примеры моего музыкального абстрагированного
> восприятия и Чайковского, и романтиков и даже импрессионистов - огромная
> тема.

Почему - приводите.

> Vladimir Smolkin
> mailto:smolkin@dialogbank.com
> 
Михаил Горшков
 ;p9]9