Subject: [club-l] Re: музыка и образность


Здравствуйте!
Мне захотелось высказаться по поводу последних дискуссий на листе и по поводу 
последних писем Рудольфа Гейдера. 
 
. Дело, по-видимому, в том, что музыка уже давно не предназначена для среднего 
слушателя, т.е. меня. Разобраться в симфонии сложнее Бетховена с одного прослушивания, 
в процессе, я в принципе не могу, т.к. не могу свободно запомнить все взаимодействующие 
элементы. Если бы не было грамзаписи, мне там вообще нечего было бы делать 
(что, возможно, правильно). Как поступать ? С одной стороны, есть вопросы, 
которые без нот/партитуры вообще невозможно решить.
Р. Гейдер.
 
Вот это очень интересный вопрос. Действительно, музыка стала чрезвычайно 
сложной или слушатель "отупел"(пользуюсь словами приведенными у Рудольфа 
ниже).Вот я недавно прочел письма Шостаковича ("Письма к другу") и, в частности, 
он много раз описывая премьеры своих сочинений  пишет что некоторые части 
бисировались! (м. б. это было вызвано идиологическими причинами, не знаю). 
А посмотрим на премьеры современных композиторов: народу приходит мало, интереса 
никого, и пришли они не за этим (современный композитор обязательно разбавлен 
чем-то старинным, либо исполнитель звезда). Отчего это?
От деградации слушателя или музыка действительно стала окончательно непонятной. 
Для меня это важный вопрос, т.к. я предпочитаю музыку написанную за последние 
сто лет. Я для себя объясняю это довольно странно. Разница в цели посещения 
академического концерта. Вот наша преподавательница культорологии (в техническом 
ВУЗе) рассказывала о том какое наслаждение она испытала от посещения концерта 
Вивальди, как это все было красиво, какое это удовольствие и т.п. А вот я, 
например, хожу не за этим. Я хожу для того, чтобы подняться над собой, совершить 
какую-то духовную работу над собой (извините, за штамп),бороться с собственным 
"отупением". Хотя конечно удовольствие испытываю, но это так сказать побочный 
эффект. (Например, последний, совершенно великолепный концерт Наталии Гутман. 
Я не получал такого удовольствия давно. Хотя один из моих любимых композиторов 
Хиндемит-был принят очень плохо, а это музыке достаточно много лет). Разница 
в цели создания произведения раньше и сейчас. Раньше большинство музыки писалось 
именно для наслаждения.И поэтому мне кажется что старинная музыка (не вся, 
далеко не вся) несколько придуманная и слегка фальшивая (я постарался написать 
максимально осторожно).
А современная музыка не выглядит для меня придуманной, по крайней мере. Поэтому 
современные композиторы( я имею в виду последние 100 лет) не "обманывают" 
слушателя. Поэтому-то в музыке и появляется зло, композиторы становятся "демонологами" 
(пользуюсь определением из письма Рудольфа, насчет Шостаковича). Интересно 
с кого это началось?(Не с Листа ли). То же происходит в литературе.
 
Шостакович-демонолог.
Я бы хотел привести цитату которая лично для меня явлляется определяющей 
 ДДШ:
"Сокоснулся композитор безо всяких перегородок, душа с душою, с темной гибельной 
душою двадцатого века. Он ли ее, нет, она его захватила с такой пронзающей 
достоверностью, что когда-если!- наступит у человечества более светлый век, 
услышат наши потомки через музыку Шостаковича, как мы были уже в когтях дьявола, 
в его полном обладании,- и когти эти, и адское его дыхание казались нам красивыми"
(А. И. Солженицын).
 
 
 
Например, сейчас происходит очень трагический процесс подмены русской народной 
музыкальной культуры массовым дерьмом, спускаемым "сверху", при этом "популярная 
музыка" мимикрирует под народную...
Р. Гейдер.
Тут я не могу не согласиться потому что действительно умный, философский 
русский фольклор(не очень хорошее слово) подменяется музыкой написанной под 
него, откровенной порнографией. Но для меня в этом есть и другая проблема: 
русская народная музыка не востребована современными академическими композиторами. 
Кроме Щедрина (сейчас он по-моему отошел от этого) ее никто не использует. 
Я знаю, что это явление интернациональное, во всем мире так...Но если вспомнить 
эпическую русскую симфонию-
Бородин, Глазунов, Танеев, Ляпунов. Это музыка глубоко русская-по мелосу, 
по масштабу. Сравнить человека описанного Бородиным и Шостаковичем. Что с 
нами произошло? Что послужило причиной такого изменения? Октябрьский переворот, 
Отечественная война,сталинский террор? Или это тоже международный процесс?
 
...потому что сволочь типа КРУТОГО училась в консерватории и знает, как это 
делать. 
Р. Гейдер.
Вот тут я, Рудольф, не понял. Вас возмущает то что Крутой учился в консерватории 
и пишет то что пишет. Или его "музыка",при знании того что он учился в консерватории. 
По-моему все просто-это продажа таланта за деньги (в рамках дискуссии- продажа 
души дьяволу). Такое происходило всегда (и при советской власти, боюсь приводить 
примеры, ну например, Пахмутова), во все времена. А последняя музыка Пендерецкого 
Вас не возмущает?
 
С уважением Д. Корнилов.
 
P.S. Прошу извинить за многословие, если Вы дочитали до конца. Я не философ, 
не музыковед и не музыкант, поэтому, возможно, все это чистейшой воды дилетантизм. 
Но письма Рудольфа действительно заставляют задуматься и немного поспорить 
с ним. Хочеться попросить Рудольфа и далее быть "многословным", потому что 
его высказывания действительно интересны (для меня по крайней мере).Спасибо.

 










Здравствуйте!
Мне захотелось высказаться по поводу последних дискуссий на листе и по поводу последних писем Рудольфа Гейдера.
 
. Дело, по-видимому, в том, что музыка уже давно не предназначена для среднего слушателя, т.е. меня. Разобраться в симфонии сложнее Бетховена с одного прослушивания, в процессе, я в принципе не могу, т.к. не могу свободно запомнить все взаимодействующие элементы. Если бы не было грамзаписи, мне там вообще нечего было бы делать (что, возможно, правильно). Как поступать ? С одной стороны, есть вопросы, которые без нот/партитуры вообще невозможно решить.
Р. Гейдер.
 
Вот это очень интересный вопрос. Действительно, музыка стала чрезвычайно сложной или слушатель "отупел"(пользуюсь словами приведенными у Рудольфа ниже).Вот я недавно прочел письма Шостаковича ("Письма к другу") и, в частности, он много раз описывая премьеры своих сочинений  пишет что некоторые части бисировались! (м. б. это было вызвано идиологическими причинами, не знаю). А посмотрим на премьеры современных композиторов: народу приходит мало, интереса никого, и пришли они не за этим (современный композитор обязательно разбавлен чем-то старинным, либо исполнитель звезда). Отчего это?
От деградации слушателя или музыка действительно стала окончательно непонятной. Для меня это важный вопрос, т.к. я предпочитаю музыку написанную за последние сто лет. Я для себя объясняю это довольно странно. Разница в цели посещения академического концерта. Вот наша преподавательница культорологии (в техническом ВУЗе) рассказывала о том какое наслаждение она испытала от посещения концерта Вивальди, как это все было красиво, какое это удовольствие и т.п. А вот я, например, хожу не за этим. Я хожу для того, чтобы подняться над собой, совершить какую-то духовную работу над собой (извините, за штамп),бороться с собственным "отупением". Хотя конечно удовольствие испытываю, но это так сказать побочный эффект. (Например, последний, совершенно великолепный концерт Наталии Гутман. Я не получал такого удовольствия давно. Хотя один из моих любимых композиторов Хиндемит-был принят очень плохо, а это музыке достаточно много лет). Разница в цели создания произведения раньше и сейчас. Раньше большинство музыки писалось именно для наслаждения.И поэтому мне кажется что старинная музыка (не вся, далеко не вся) несколько придуманная и слегка фальшивая (я постарался написать максимально осторожно).
А современная музыка не выглядит для меня придуманной, по крайней мере. Поэтому современные композиторы( я имею в виду последние 100 лет) не "обманывают" слушателя. Поэтому-то в музыке и появляется зло, композиторы становятся "демонологами" (пользуюсь определением из письма Рудольфа, насчет Шостаковича). Интересно с кого это началось?(Не с Листа ли). То же происходит в литературе.
 
Шостакович-демонолог.
Я бы хотел привести цитату которая лично для меня явлляется определяющей  ДДШ:
"Сокоснулся композитор безо всяких перегородок, душа с душою, с темной гибельной душою двадцатого века. Он ли ее, нет, она его захватила с такой пронзающей достоверностью, что когда-если!- наступит у человечества более светлый век, услышат наши потомки через музыку Шостаковича, как мы были уже в когтях дьявола, в его полном обладании,- и когти эти, и адское его дыхание казались нам красивыми"
(А. И. Солженицын).
 
 
 
Например, сейчас происходит очень трагический процесс подмены русской народной музыкальной культуры массовым дерьмом, спускаемым "сверху", при этом "популярная музыка" мимикрирует под народную...
Р. Гейдер.
Тут я не могу не согласиться потому что действительно умный, философский русский фольклор(не очень хорошее слово) подменяется музыкой написанной под него, откровенной порнографией. Но для меня в этом есть и другая проблема: русская народная музыка не востребована современными академическими композиторами. Кроме Щедрина (сейчас он по-моему отошел от этого) ее никто не использует. Я знаю, что это явление интернациональное, во всем мире так...Но если вспомнить эпическую русскую симфонию-
Бородин, Глазунов, Танеев, Ляпунов. Это музыка глубоко русская-по мелосу, по масштабу. Сравнить человека описанного Бородиным и Шостаковичем. Что с нами произошло? Что послужило причиной такого изменения? Октябрьский переворот, Отечественная война,сталинский террор? Или это тоже международный процесс?
 
...потому что сволочь типа КРУТОГО училась в консерватории и знает, как это делать.
Р. Гейдер.
Вот тут я, Рудольф, не понял. Вас возмущает то что Крутой учился в консерватории и пишет то что пишет. Или его "музыка",при знании того что он учился в консерватории. По-моему все просто-это продажа таланта за деньги (в рамках дискуссии- продажа души дьяволу). Такое происходило всегда (и при советской власти, боюсь приводить примеры, ну например, Пахмутова), во все времена. А последняя музыка Пендерецкого Вас не возмущает?
 
С уважением Д. Корнилов.
 
P.S. Прошу извинить за многословие, если Вы дочитали до конца. Я не философ, не музыковед и не музыкант, поэтому, возможно, все это чистейшой воды дилетантизм. Но письма Рудольфа действительно заставляют задуматься и немного поспорить с ним. Хочеться попросить Рудольфа и далее быть "многословным", потому что его высказывания действительно интересны (для меня по крайней мере).Спасибо.