Subject: [club-l] по поводу разговора Бориса Лифановского и Алексея Чарикова


  Здравствуйте !

>Но вот насчет вековой системы образования
>могу поспорить. Давно известно, что наша система
>заточена под производство солистов.

  По-моему, главное назначение средней МШ - воспитание настоящих _слушателей_ 
музыки и разностороннее развитие человека. И здесь положение как раз совершенно 
плачевное, поскольку система именно рассчитана на воспитание музыкантов, 
при том, что 95% из них вообще не будет заниматься музыкой, не важно, в оркестре 
или нет. Возможно, принцип этой системы - "все выше и выше, и выше..." в 
чем-то оправдан. Но. Все учащиеся подразделяются на "удачные" и "неудачные" 
экземпляры. Мой сын сейчас учится в МШ: если у ребенка что-то получается, 
непременно надо делать из него вундеркинда. Любой ценой. Остаются ли у него 
силы на занятия чем-то еще - не важно, наоборот, какое значение имеет какая-то 
там математика, когда Жертвовать Собой Во Имя МУЗЫКИ - это благородно. Мне 
уже несколько раз приходилось препятствовать такому подходу. Проявляется 
это по-разному: если я правильно помню, кто-то как-то сказал, что если бы 
Рудин играл на виолончели так, как дирижирует, то он бы преподавал в МШ где-нибудь 
_на окраине_ Москвы. Почему по отношению к труду учителя появляются некие 
негативные интонации (если я правильно понял) ?
  Следствие такой системы - каждый солдат стремится стать генералом. Альберт 
Швейцер писал, что когда аборигенов обучают читать и писать, они уже не хотят 
возделывать землю, а требуют работу, достойную цивилизованного человека, 
в городе, например клерка в офисе. Каждый выпускник МШ знает, что он - музыкант. 
И, в худшем случае, пополняет ряды разнообразных рок-"команд", потому что 
это богемно, это для избранных. "Будут девками ваши дочери, и поэтами - сыновья" 
(Цветаева).  В лучшем - вспоминает, как он "в прошлой жизни" долбил занудную-занудную 
сонату не помню кого. То, что в МШ музыкальная культура где-то на втором 
плане - это точно. А если все будут играть, то, простите, кто будет слушать 
?
  Сильнее всего это сказывается на современной музыке. То, что делают современные 
композиторы, практически совершенно никого не интересует, расстояние между 
современным композитором (если исходить из того, что он есть) и слушателем 
настолько велико, что последний просто не имеет ушей для того, чтобы разобраться 
в том, что слышит. Поэтому, те методы, которыми продвигается современный 
автор, очень часто отношения к искусству не имеют. Конечно, не все классики 
были при жизни признаны, но такого равнодушия к происходящему, видимо, все-таки 
не было. К тому же без движения в современном искусстве (оно может быть и 
хуже абсолютных достижений, но всегда есть определенная грань) невозможно 
и сохранение существующего: если долго будет продолжаться современная ситуация, 
то Бетховена будут играть на скорость в дворце спорта (примерно это произошло 
с шахматами).

  Кстати: около года назад у одного музыканта, виолончелиста, была идея написать 
пособие для начинающих слушателей. Идея очень нужная и своевременная в нашей 
непростой ситуации...

  Извините за пессимизм, особенно - если я что-то обидное сказал, но недавно 
я тут встречался с Владимиром Смолкиным, он подтвердит, что я, возможно, 
не очень злой человек.

/***************************/

>Я являюсь со-редактором собраний записей Софроницкого, Генриха Нейгазуа,
>Станислава Нейгауза и Марии Гринберг, выпускаемых японской компанией DENON.

  Поскольку многие обычно слушают Скрябина в исп. именно Софроницкого, то 
хотелось узнать: есть ли эта серия сейчас реально в продаже (в Москве), или 
она выйдет через какое-то время ? Еще: какие другие исполнители хорошо исполняют 
Скрябина, т.к. Софроницкий здесь - всесторонне признанный авторитет, и то, 
что, скажем, у меня на LP Скрябин в его исполнении - совершенно естественно.

>....... Но на чудеса не способна даже современная компьютерная реставрация: 
если
>"срезать" шумовой фон, то неизбежно срежется некая часть спектра, а это
>сугубо недвысмысленно влияет на собственно музыкальный звук -- искажает,
>обедняет его. ..........

  Прежде всего я имел в виду записи, выпускаемыми нашими фирмами, т.к. в 
этом случае в жертву довольно маленькому коммерческому интересу приносится 
совершенно все. Что касается Denon, то не могу говорить о том, чего не слышал. 
А вот что Олимпия уважаемая фирма, судя по записям Рихтера, - это вопрос.

  Вряд ли на фирме Денон используют только методы реставрации, основанные 
на вычитании спектров - в принципе, это устарело лет 20 назад. Что до современных 
методов, применяемых с 1974 года (первый опыт - граммофонная пластинка Карузо), 
то это не совсем так: наоборот, возможно "проявить" те детали записи, которые 
не заметны за шумами, но в оригинале "были". Так что это скорее не "улучшение" 
Рафаэля, а что-то из области криминалистики. Однако, детальная реставрация 
требует колоссальных усилий. Лет пять назад для этого дополнительно требовалось 
знать, на какой конкретно аппаратуре и инструменте была сделена запись. Удалось 
ли сейчас от этого избавиться - не знаю, вряд ли. 
  Вообще, с точки зрения "не навреди" получается, что картины, например, 
вообще не надо реставрировать - не только на компьютере. Конечно, чем больше 
мы изменяем запись, тем больше риск, однако, эксперты и профессиональные 
реставраторы очевидно имеют более полное представление о материале, чем слушатель.

  Рудольф Гейдер,
  rh@aha.ru











  гДПЮБЯРБСИРЕ !
 
>мН БНР МЮЯВЕР БЕЙНБНИ ЯХЯРЕЛШ НАПЮГНБЮМХЪ
>ЛНЦС ОНЯОНПХРЭ. дЮБМН ХГБЕЯРМН, ВРН МЮЬЮ ЯХЯРЕЛЮ
>ГЮРНВЕМЮ ОНД ОПНХГБНДЯРБН ЯНКХЯРНБ.
 
  оН-ЛНЕЛС, ЦКЮБМНЕ МЮГМЮВЕМХЕ ЯПЕДМЕИ ль - БНЯОХРЮМХЕ МЮЯРНЪЫХУ _ЯКСЬЮРЕКЕИ_ ЛСГШЙХ Х ПЮГМНЯРНПНММЕЕ ПЮГБХРХЕ ВЕКНБЕЙЮ. х ГДЕЯЭ ОНКНФЕМХЕ ЙЮЙ ПЮГ ЯНБЕПЬЕММН ОКЮВЕБМНЕ, ОНЯЙНКЭЙС ЯХЯРЕЛЮ ХЛЕММН ПЮЯЯВХРЮМЮ МЮ БНЯОХРЮМХЕ ЛСГШЙЮМРНБ, ОПХ РНЛ, ВРН 95% ХГ МХУ БННАЫЕ МЕ АСДЕР ГЮМХЛЮРЭЯЪ ЛСГШЙНИ, МЕ БЮФМН, Б НПЙЕЯРПЕ ХКХ МЕР. бНГЛНФМН, ОПХМЖХО ЩРНИ ЯХЯРЕЛШ - "БЯЕ БШЬЕ Х БШЬЕ, Х БШЬЕ..." Б ВЕЛ-РН НОПЮБДЮМ. мН. бЯЕ СВЮЫХЕЯЪ ОНДПЮГДЕКЪЧРЯЪ МЮ "СДЮВМШЕ" Х "МЕСДЮВМШЕ" ЩЙГЕЛОКЪПШ. лНИ ЯШМ ЯЕИВЮЯ СВХРЯЪ Б ль: ЕЯКХ С ПЕАЕМЙЮ ВРН-РН ОНКСВЮЕРЯЪ, МЕОПЕЛЕММН МЮДН ДЕКЮРЭ ХГ МЕЦН БСМДЕПЙХМДЮ. кЧАНИ ЖЕМНИ. нЯРЮЧРЯЪ КХ С МЕЦН ЯХКШ МЮ ГЮМЪРХЪ ВЕЛ-РН ЕЫЕ - МЕ БЮФМН, МЮНАНПНР, ЙЮЙНЕ ГМЮВЕМХЕ ХЛЕЕР ЙЮЙЮЪ-РН РЮЛ ЛЮРЕЛЮРХЙЮ, ЙНЦДЮ фЕПРБНБЮРЭ яНАНИ бН хЛЪ лсгшйх - ЩРН АКЮЦНПНДМН. лМЕ СФЕ МЕЯЙНКЭЙН ПЮГ ОПХУНДХКНЯЭ ОПЕОЪРЯРБНБЮРЭ РЮЙНЛС ОНДУНДС. оПНЪБКЪЕРЯЪ ЩРН ОН-ПЮГМНЛС: ЕЯКХ Ъ ОПЮБХКЭМН ОНЛМЧ, ЙРН-РН ЙЮЙ-РН ЯЙЮГЮК, ВРН ЕЯКХ АШ пСДХМ ХЦПЮК МЮ БХНКНМВЕКХ РЮЙ, ЙЮЙ ДХПХФХПСЕР, РН НМ АШ ОПЕОНДЮБЮК Б ль ЦДЕ-МХАСДЭ _МЮ НЙПЮХМЕ_ лНЯЙБШ. оНВЕЛС ОН НРМНЬЕМХЧ Й РПСДС СВХРЕКЪ ОНЪБКЪЧРЯЪ МЕЙХЕ МЕЦЮРХБМШЕ ХМРНМЮЖХХ (ЕЯКХ Ъ ОПЮБХКЭМН ОНМЪК) ?
  яКЕДЯРБХЕ РЮЙНИ ЯХЯРЕЛШ - ЙЮФДШИ ЯНКДЮР ЯРПЕЛХРЯЪ ЯРЮРЭ ЦЕМЕПЮКНЛ. юКЭАЕПР ьБЕИЖЕП ОХЯЮК, ВРН ЙНЦДЮ ЮАНПХЦЕМНБ НАСВЮЧР ВХРЮРЭ Х ОХЯЮРЭ, НМХ СФЕ МЕ УНРЪР БНГДЕКШБЮРЭ ГЕЛКЧ, Ю РПЕАСЧР ПЮАНРС, ДНЯРНИМСЧ ЖХБХКХГНБЮММНЦН ВЕКНБЕЙЮ, Б ЦНПНДЕ, МЮОПХЛЕП ЙКЕПЙЮ Б НТХЯЕ. йЮФДШИ БШОСЯЙМХЙ ль ГМЮЕР, ВРН НМ - ЛСГШЙЮМР. х, Б УСДЬЕЛ ЯКСВЮЕ, ОНОНКМЪЕР ПЪДШ ПЮГМННАПЮГМШУ ПНЙ-"ЙНЛЮМД", ОНРНЛС ВРН ЩРН АНЦЕЛМН, ЩРН ДКЪ ХГАПЮММШУ. "аСДСР ДЕБЙЮЛХ БЮЬХ ДНВЕПХ, Х ОНЩРЮЛХ - ЯШМНБЭЪ" (жБЕРЮЕБЮ).  б КСВЬЕЛ - БЯОНЛХМЮЕР, ЙЮЙ НМ "Б ОПНЬКНИ ФХГМХ" ДНКАХК ГЮМСДМСЧ-ГЮМСДМСЧ ЯНМЮРС МЕ ОНЛМЧ ЙНЦН. рН, ВРН Б ль ЛСГШЙЮКЭМЮЪ ЙСКЭРСПЮ ЦДЕ-РН МЮ БРНПНЛ ОКЮМЕ - ЩРН РНВМН. ю ЕЯКХ БЯЕ АСДСР ХЦПЮРЭ, РН, ОПНЯРХРЕ, ЙРН АСДЕР ЯКСЬЮРЭ ?
  яХКЭМЕЕ БЯЕЦН ЩРН ЯЙЮГШБЮЕРЯЪ МЮ ЯНБПЕЛЕММНИ ЛСГШЙЕ. рН, ВРН ДЕКЮЧР ЯНБПЕЛЕММШЕ ЙНЛОНГХРНПШ, ОПЮЙРХВЕЯЙХ ЯНБЕПЬЕММН МХЙНЦН МЕ ХМРЕПЕЯСЕР, ПЮЯЯРНЪМХЕ ЛЕФДС ЯНБПЕЛЕММШЛ ЙНЛОНГХРНПНЛ (ЕЯКХ ХЯУНДХРЭ ХГ РНЦН, ВРН НМ ЕЯРЭ) Х ЯКСЬЮРЕКЕЛ МЮЯРНКЭЙН БЕКХЙН, ВРН ОНЯКЕДМХИ ОПНЯРН МЕ ХЛЕЕР СЬЕИ ДКЪ РНЦН, ВРНАШ ПЮГНАПЮРЭЯЪ Б РНЛ, ВРН ЯКШЬХР. оНЩРНЛС, РЕ ЛЕРНДШ, ЙНРНПШЛХ ОПНДБХЦЮЕРЯЪ ЯНБПЕЛЕММШИ ЮБРНП, НВЕМЭ ВЮЯРН НРМНЬЕМХЪ Й ХЯЙСЯЯРБС МЕ ХЛЕЧР. йНМЕВМН, МЕ БЯЕ ЙКЮЯЯХЙХ АШКХ ОПХ ФХГМХ ОПХГМЮМШ, МН РЮЙНЦН ПЮБМНДСЬХЪ Й ОПНХЯУНДЪЫЕЛС, БХДХЛН, БЯЕ-РЮЙХ МЕ АШКН. й РНЛС ФЕ АЕГ ДБХФЕМХЪ Б ЯНБПЕЛЕММНЛ ХЯЙСЯЯРБЕ (НМН ЛНФЕР АШРЭ Х УСФЕ ЮАЯНКЧРМШУ ДНЯРХФЕМХИ, МН БЯЕЦДЮ ЕЯРЭ НОПЕДЕКЕММЮЪ ЦПЮМЭ) МЕБНГЛНФМН Х ЯНУПЮМЕМХЕ ЯСЫЕЯРБСЧЫЕЦН: ЕЯКХ ДНКЦН АСДЕР ОПНДНКФЮРЭЯЪ ЯНБПЕЛЕММЮЪ ЯХРСЮЖХЪ, РН аЕРУНБЕМЮ АСДСР ХЦПЮРЭ МЮ ЯЙНПНЯРЭ Б ДБНПЖЕ ЯОНПРЮ (ОПХЛЕПМН ЩРН ОПНХГНЬКН Я ЬЮУЛЮРЮЛХ).
 
  йЯРЮРХ: НЙНКН ЦНДЮ МЮГЮД С НДМНЦН ЛСГШЙЮМРЮ, БХНКНМВЕКХЯРЮ, АШКЮ ХДЕЪ МЮОХЯЮРЭ ОНЯНАХЕ ДКЪ МЮВХМЮЧЫХУ ЯКСЬЮРЕКЕИ. хДЕЪ НВЕМЭ МСФМЮЪ Х ЯБНЕБПЕЛЕММЮЪ Б МЮЬЕИ МЕОПНЯРНИ ЯХРСЮЖХХ...
 
  хГБХМХРЕ ГЮ ОЕЯЯХЛХГЛ, НЯНАЕММН - ЕЯКХ Ъ ВРН-РН НАХДМНЕ ЯЙЮГЮК, МН МЕДЮБМН Ъ РСР БЯРПЕВЮКЯЪ Я бКЮДХЛХПНЛ яЛНКЙХМШЛ, НМ ОНДРБЕПДХР, ВРН Ъ, БНГЛНФМН, МЕ НВЕМЭ ГКНИ ВЕКНБЕЙ.
 
/***************************/
 
>ъ ЪБКЪЧЯЭ ЯН-ПЕДЮЙРНПНЛ ЯНАПЮМХИ ГЮОХЯЕИ яНТПНМХЖЙНЦН, цЕМПХУЮ мЕИЦЮГСЮ,
>яРЮМХЯКЮБЮ мЕИЦЮСГЮ Х лЮПХХ цПХМАЕПЦ, БШОСЯЙЮЕЛШУ ЪОНМЯЙНИ ЙНЛОЮМХЕИ DENON.
 
  оНЯЙНКЭЙС ЛМНЦХЕ НАШВМН ЯКСЬЮЧР яЙПЪАХМЮ Б ХЯО. ХЛЕММН яНТПНМХЖЙНЦН, РН УНРЕКНЯЭ СГМЮРЭ: ЕЯРЭ КХ ЩРЮ ЯЕПХЪ ЯЕИВЮЯ ПЕЮКЭМН Б ОПНДЮФЕ (Б лНЯЙБЕ), ХКХ НМЮ БШИДЕР ВЕПЕГ ЙЮЙНЕ-РН БПЕЛЪ ? еЫЕ: ЙЮЙХЕ ДПСЦХЕ ХЯОНКМХРЕКХ УНПНЬН ХЯОНКМЪЧР яЙПЪАХМЮ, Р.Й. яНТПНМХЖЙХИ ГДЕЯЭ - БЯЕЯРНПНММЕ ОПХГМЮММШИ ЮБРНПХРЕР, Х РН, ВРН, ЯЙЮФЕЛ, С ЛЕМЪ МЮ LP яЙПЪАХМ Б ЕЦН ХЯОНКМЕМХХ - ЯНБЕПЬЕММН ЕЯРЕЯРБЕММН.
 
>....... мН МЮ ВСДЕЯЮ МЕ ЯОНЯНАМЮ ДЮФЕ ЯНБПЕЛЕММЮЪ ЙНЛОЭЧРЕПМЮЪ ПЕЯРЮБПЮЖХЪ: ЕЯКХ
>"ЯПЕГЮРЭ" ЬСЛНБНИ ТНМ, РН МЕХГАЕФМН ЯПЕФЕРЯЪ МЕЙЮЪ ВЮЯРЭ ЯОЕЙРПЮ, Ю ЩРН
>ЯСЦСАН МЕДБШЯЛШЯКЕММН БКХЪЕР МЮ ЯНАЯРБЕММН ЛСГШЙЮКЭМШИ ГБСЙ -- ХЯЙЮФЮЕР,
>НАЕДМЪЕР ЕЦН. ..........
 
  оПЕФДЕ БЯЕЦН Ъ ХЛЕК Б БХДС ГЮОХЯХ, БШОСЯЙЮЕЛШЛХ МЮЬХЛХ ТХПЛЮЛХ, Р.Й. Б ЩРНЛ ЯКСВЮЕ Б ФЕПРБС ДНБНКЭМН ЛЮКЕМЭЙНЛС ЙНЛЛЕПВЕЯЙНЛС ХМРЕПЕЯС ОПХМНЯХРЯЪ ЯНБЕПЬЕММН БЯЕ. вРН ЙЮЯЮЕРЯЪ Denon, РН МЕ ЛНЦС ЦНБНПХРЭ Н РНЛ, ВЕЦН МЕ ЯКШЬЮК. ю БНР ВРН нКХЛОХЪ СБЮФЮЕЛЮЪ ТХПЛЮ, ЯСДЪ ОН ГЮОХЯЪЛ пХУРЕПЮ, - ЩРН БНОПНЯ.
 
  бПЪД КХ МЮ ТХПЛЕ дЕМНМ ХЯОНКЭГСЧР РНКЭЙН ЛЕРНДШ ПЕЯРЮБПЮЖХХ, НЯМНБЮММШЕ МЮ БШВХРЮМХХ ЯОЕЙРПНБ - Б ОПХМЖХОЕ, ЩРН СЯРЮПЕКН КЕР 20 МЮГЮД. вРН ДН ЯНБПЕЛЕММШУ ЛЕРНДНБ, ОПХЛЕМЪЕЛШУ Я 1974 ЦНДЮ (ОЕПБШИ НОШР - ЦПЮЛЛНТНММЮЪ ОКЮЯРХМЙЮ йЮПСГН), РН ЩРН МЕ ЯНБЯЕЛ РЮЙ: МЮНАНПНР, БНГЛНФМН "ОПНЪБХРЭ" РЕ ДЕРЮКХ ГЮОХЯХ, ЙНРНПШЕ МЕ ГЮЛЕРМШ ГЮ ЬСЛЮЛХ, МН Б НПХЦХМЮКЕ "АШКХ". рЮЙ ВРН ЩРН ЯЙНПЕЕ МЕ "СКСВЬЕМХЕ" пЮТЮЩКЪ, Ю ВРН-РН ХГ НАКЮЯРХ ЙПХЛХМЮКХЯРХЙХ. нДМЮЙН, ДЕРЮКЭМЮЪ ПЕЯРЮБПЮЖХЪ РПЕАСЕР ЙНКНЯЯЮКЭМШУ СЯХКХИ. кЕР ОЪРЭ МЮГЮД ДКЪ ЩРНЦН ДНОНКМХРЕКЭМН РПЕАНБЮКНЯЭ ГМЮРЭ, МЮ ЙЮЙНИ ЙНМЙПЕРМН ЮООЮПЮРСПЕ Х ХМЯРПСЛЕМРЕ АШКЮ ЯДЕКЕМЮ ГЮОХЯЭ. сДЮКНЯЭ КХ ЯЕИВЮЯ НР ЩРНЦН ХГАЮБХРЭЯЪ - МЕ ГМЮЧ, БПЪД КХ.
  бННАЫЕ, Я РНВЙХ ГПЕМХЪ "МЕ МЮБПЕДХ" ОНКСВЮЕРЯЪ, ВРН ЙЮПРХМШ, МЮОПХЛЕП, БННАЫЕ МЕ МЮДН ПЕЯРЮБПХПНБЮРЭ - МЕ РНКЭЙН МЮ ЙНЛОЭЧРЕПЕ. йНМЕВМН, ВЕЛ АНКЭЬЕ ЛШ ХГЛЕМЪЕЛ ГЮОХЯЭ, РЕЛ АНКЭЬЕ ПХЯЙ, НДМЮЙН, ЩЙЯОЕПРШ Х ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШЕ ПЕЯРЮБПЮРНПШ НВЕБХДМН ХЛЕЧР АНКЕЕ ОНКМНЕ ОПЕДЯРЮБКЕМХЕ Н ЛЮРЕПХЮКЕ, ВЕЛ ЯКСЬЮРЕКЭ.
 
  пСДНКЭТ цЕИДЕП,
  rh@aha.ru