Subject: [club-l] по поводу разговора Бориса Лифановского и Алексея Чарикова
Здравствуйте !
>Но вот насчет вековой системы образования
>могу поспорить. Давно известно, что наша система
>заточена под производство солистов.
По-моему, главное назначение средней МШ - воспитание настоящих _слушателей_
музыки и разностороннее развитие человека. И здесь положение как раз совершенно
плачевное, поскольку система именно рассчитана на воспитание музыкантов,
при том, что 95% из них вообще не будет заниматься музыкой, не важно, в оркестре
или нет. Возможно, принцип этой системы - "все выше и выше, и выше..." в
чем-то оправдан. Но. Все учащиеся подразделяются на "удачные" и "неудачные"
экземпляры. Мой сын сейчас учится в МШ: если у ребенка что-то получается,
непременно надо делать из него вундеркинда. Любой ценой. Остаются ли у него
силы на занятия чем-то еще - не важно, наоборот, какое значение имеет какая-то
там математика, когда Жертвовать Собой Во Имя МУЗЫКИ - это благородно. Мне
уже несколько раз приходилось препятствовать такому подходу. Проявляется
это по-разному: если я правильно помню, кто-то как-то сказал, что если бы
Рудин играл на виолончели так, как дирижирует, то он бы преподавал в МШ где-нибудь
_на окраине_ Москвы. Почему по отношению к труду учителя появляются некие
негативные интонации (если я правильно понял) ?
Следствие такой системы - каждый солдат стремится стать генералом. Альберт
Швейцер писал, что когда аборигенов обучают читать и писать, они уже не хотят
возделывать землю, а требуют работу, достойную цивилизованного человека,
в городе, например клерка в офисе. Каждый выпускник МШ знает, что он - музыкант.
И, в худшем случае, пополняет ряды разнообразных рок-"команд", потому что
это богемно, это для избранных. "Будут девками ваши дочери, и поэтами - сыновья"
(Цветаева). В лучшем - вспоминает, как он "в прошлой жизни" долбил занудную-занудную
сонату не помню кого. То, что в МШ музыкальная культура где-то на втором
плане - это точно. А если все будут играть, то, простите, кто будет слушать
?
Сильнее всего это сказывается на современной музыке. То, что делают современные
композиторы, практически совершенно никого не интересует, расстояние между
современным композитором (если исходить из того, что он есть) и слушателем
настолько велико, что последний просто не имеет ушей для того, чтобы разобраться
в том, что слышит. Поэтому, те методы, которыми продвигается современный
автор, очень часто отношения к искусству не имеют. Конечно, не все классики
были при жизни признаны, но такого равнодушия к происходящему, видимо, все-таки
не было. К тому же без движения в современном искусстве (оно может быть и
хуже абсолютных достижений, но всегда есть определенная грань) невозможно
и сохранение существующего: если долго будет продолжаться современная ситуация,
то Бетховена будут играть на скорость в дворце спорта (примерно это произошло
с шахматами).
Кстати: около года назад у одного музыканта, виолончелиста, была идея написать
пособие для начинающих слушателей. Идея очень нужная и своевременная в нашей
непростой ситуации...
Извините за пессимизм, особенно - если я что-то обидное сказал, но недавно
я тут встречался с Владимиром Смолкиным, он подтвердит, что я, возможно,
не очень злой человек.
/***************************/
>Я являюсь со-редактором собраний записей Софроницкого, Генриха Нейгазуа,
>Станислава Нейгауза и Марии Гринберг, выпускаемых японской компанией DENON.
Поскольку многие обычно слушают Скрябина в исп. именно Софроницкого, то
хотелось узнать: есть ли эта серия сейчас реально в продаже (в Москве), или
она выйдет через какое-то время ? Еще: какие другие исполнители хорошо исполняют
Скрябина, т.к. Софроницкий здесь - всесторонне признанный авторитет, и то,
что, скажем, у меня на LP Скрябин в его исполнении - совершенно естественно.
>....... Но на чудеса не способна даже современная компьютерная реставрация:
если
>"срезать" шумовой фон, то неизбежно срежется некая часть спектра, а это
>сугубо недвысмысленно влияет на собственно музыкальный звук -- искажает,
>обедняет его. ..........
Прежде всего я имел в виду записи, выпускаемыми нашими фирмами, т.к. в
этом случае в жертву довольно маленькому коммерческому интересу приносится
совершенно все. Что касается Denon, то не могу говорить о том, чего не слышал.
А вот что Олимпия уважаемая фирма, судя по записям Рихтера, - это вопрос.
Вряд ли на фирме Денон используют только методы реставрации, основанные
на вычитании спектров - в принципе, это устарело лет 20 назад. Что до современных
методов, применяемых с 1974 года (первый опыт - граммофонная пластинка Карузо),
то это не совсем так: наоборот, возможно "проявить" те детали записи, которые
не заметны за шумами, но в оригинале "были". Так что это скорее не "улучшение"
Рафаэля, а что-то из области криминалистики. Однако, детальная реставрация
требует колоссальных усилий. Лет пять назад для этого дополнительно требовалось
знать, на какой конкретно аппаратуре и инструменте была сделена запись. Удалось
ли сейчас от этого избавиться - не знаю, вряд ли.
Вообще, с точки зрения "не навреди" получается, что картины, например,
вообще не надо реставрировать - не только на компьютере. Конечно, чем больше
мы изменяем запись, тем больше риск, однако, эксперты и профессиональные
реставраторы очевидно имеют более полное представление о материале, чем слушатель.
Рудольф Гейдер,
rh@aha.ru
гДПЮБЯРБСИРЕ
!
>мН БНР МЮЯВЕР БЕЙНБНИ ЯХЯРЕЛШ НАПЮГНБЮМХЪ
>ЛНЦС
ОНЯОНПХРЭ. дЮБМН ХГБЕЯРМН, ВРН МЮЬЮ ЯХЯРЕЛЮ
>ГЮРНВЕМЮ ОНД ОПНХГБНДЯРБН
ЯНКХЯРНБ.
оН-ЛНЕЛС, ЦКЮБМНЕ МЮГМЮВЕМХЕ ЯПЕДМЕИ ль - БНЯОХРЮМХЕ
МЮЯРНЪЫХУ _ЯКСЬЮРЕКЕИ_ ЛСГШЙХ Х ПЮГМНЯРНПНММЕЕ ПЮГБХРХЕ ВЕКНБЕЙЮ. х ГДЕЯЭ
ОНКНФЕМХЕ ЙЮЙ ПЮГ ЯНБЕПЬЕММН ОКЮВЕБМНЕ, ОНЯЙНКЭЙС ЯХЯРЕЛЮ ХЛЕММН ПЮЯЯВХРЮМЮ МЮ
БНЯОХРЮМХЕ ЛСГШЙЮМРНБ, ОПХ РНЛ, ВРН 95% ХГ МХУ БННАЫЕ МЕ АСДЕР ГЮМХЛЮРЭЯЪ
ЛСГШЙНИ, МЕ БЮФМН, Б НПЙЕЯРПЕ ХКХ МЕР. бНГЛНФМН, ОПХМЖХО ЩРНИ ЯХЯРЕЛШ -
"БЯЕ БШЬЕ Х БШЬЕ, Х БШЬЕ..." Б ВЕЛ-РН НОПЮБДЮМ. мН. бЯЕ СВЮЫХЕЯЪ
ОНДПЮГДЕКЪЧРЯЪ МЮ "СДЮВМШЕ" Х "МЕСДЮВМШЕ" ЩЙГЕЛОКЪПШ. лНИ
ЯШМ ЯЕИВЮЯ СВХРЯЪ Б ль: ЕЯКХ С ПЕАЕМЙЮ ВРН-РН ОНКСВЮЕРЯЪ, МЕОПЕЛЕММН МЮДН ДЕКЮРЭ
ХГ МЕЦН БСМДЕПЙХМДЮ. кЧАНИ ЖЕМНИ. нЯРЮЧРЯЪ КХ С МЕЦН ЯХКШ МЮ ГЮМЪРХЪ ВЕЛ-РН ЕЫЕ
- МЕ БЮФМН, МЮНАНПНР, ЙЮЙНЕ ГМЮВЕМХЕ ХЛЕЕР ЙЮЙЮЪ-РН РЮЛ ЛЮРЕЛЮРХЙЮ, ЙНЦДЮ
фЕПРБНБЮРЭ яНАНИ бН хЛЪ лсгшйх - ЩРН АКЮЦНПНДМН. лМЕ СФЕ МЕЯЙНКЭЙН ПЮГ
ОПХУНДХКНЯЭ ОПЕОЪРЯРБНБЮРЭ РЮЙНЛС ОНДУНДС. оПНЪБКЪЕРЯЪ ЩРН ОН-ПЮГМНЛС: ЕЯКХ Ъ
ОПЮБХКЭМН ОНЛМЧ, ЙРН-РН ЙЮЙ-РН ЯЙЮГЮК, ВРН ЕЯКХ АШ пСДХМ ХЦПЮК МЮ БХНКНМВЕКХ
РЮЙ, ЙЮЙ ДХПХФХПСЕР, РН НМ АШ ОПЕОНДЮБЮК Б ль ЦДЕ-МХАСДЭ _МЮ НЙПЮХМЕ_ лНЯЙБШ.
оНВЕЛС ОН НРМНЬЕМХЧ Й РПСДС СВХРЕКЪ ОНЪБКЪЧРЯЪ МЕЙХЕ МЕЦЮРХБМШЕ ХМРНМЮЖХХ (ЕЯКХ
Ъ ОПЮБХКЭМН ОНМЪК) ?
яКЕДЯРБХЕ РЮЙНИ ЯХЯРЕЛШ - ЙЮФДШИ ЯНКДЮР ЯРПЕЛХРЯЪ ЯРЮРЭ
ЦЕМЕПЮКНЛ. юКЭАЕПР ьБЕИЖЕП ОХЯЮК, ВРН ЙНЦДЮ ЮАНПХЦЕМНБ НАСВЮЧР ВХРЮРЭ Х ОХЯЮРЭ,
НМХ СФЕ МЕ УНРЪР БНГДЕКШБЮРЭ ГЕЛКЧ, Ю РПЕАСЧР ПЮАНРС, ДНЯРНИМСЧ ЖХБХКХГНБЮММНЦН
ВЕКНБЕЙЮ, Б ЦНПНДЕ, МЮОПХЛЕП ЙКЕПЙЮ Б НТХЯЕ. йЮФДШИ БШОСЯЙМХЙ ль ГМЮЕР, ВРН НМ -
ЛСГШЙЮМР. х, Б УСДЬЕЛ ЯКСВЮЕ, ОНОНКМЪЕР ПЪДШ ПЮГМННАПЮГМШУ
ПНЙ-"ЙНЛЮМД", ОНРНЛС ВРН ЩРН АНЦЕЛМН, ЩРН ДКЪ ХГАПЮММШУ. "аСДСР
ДЕБЙЮЛХ БЮЬХ ДНВЕПХ, Х ОНЩРЮЛХ - ЯШМНБЭЪ" (жБЕРЮЕБЮ). б КСВЬЕЛ -
БЯОНЛХМЮЕР, ЙЮЙ НМ "Б ОПНЬКНИ ФХГМХ" ДНКАХК ГЮМСДМСЧ-ГЮМСДМСЧ ЯНМЮРС
МЕ ОНЛМЧ ЙНЦН. рН, ВРН Б ль ЛСГШЙЮКЭМЮЪ ЙСКЭРСПЮ ЦДЕ-РН МЮ БРНПНЛ ОКЮМЕ - ЩРН
РНВМН. ю ЕЯКХ БЯЕ АСДСР ХЦПЮРЭ, РН, ОПНЯРХРЕ, ЙРН АСДЕР ЯКСЬЮРЭ ?
яХКЭМЕЕ БЯЕЦН ЩРН ЯЙЮГШБЮЕРЯЪ МЮ ЯНБПЕЛЕММНИ ЛСГШЙЕ.
рН, ВРН ДЕКЮЧР ЯНБПЕЛЕММШЕ ЙНЛОНГХРНПШ, ОПЮЙРХВЕЯЙХ ЯНБЕПЬЕММН МХЙНЦН МЕ
ХМРЕПЕЯСЕР, ПЮЯЯРНЪМХЕ ЛЕФДС ЯНБПЕЛЕММШЛ ЙНЛОНГХРНПНЛ (ЕЯКХ ХЯУНДХРЭ ХГ РНЦН,
ВРН НМ ЕЯРЭ) Х ЯКСЬЮРЕКЕЛ МЮЯРНКЭЙН БЕКХЙН, ВРН ОНЯКЕДМХИ ОПНЯРН МЕ ХЛЕЕР СЬЕИ
ДКЪ РНЦН, ВРНАШ ПЮГНАПЮРЭЯЪ Б РНЛ, ВРН ЯКШЬХР. оНЩРНЛС, РЕ ЛЕРНДШ, ЙНРНПШЛХ
ОПНДБХЦЮЕРЯЪ ЯНБПЕЛЕММШИ ЮБРНП, НВЕМЭ ВЮЯРН НРМНЬЕМХЪ Й ХЯЙСЯЯРБС МЕ ХЛЕЧР.
йНМЕВМН, МЕ БЯЕ ЙКЮЯЯХЙХ АШКХ ОПХ ФХГМХ ОПХГМЮМШ, МН РЮЙНЦН ПЮБМНДСЬХЪ Й
ОПНХЯУНДЪЫЕЛС, БХДХЛН, БЯЕ-РЮЙХ МЕ АШКН. й РНЛС ФЕ АЕГ ДБХФЕМХЪ Б ЯНБПЕЛЕММНЛ
ХЯЙСЯЯРБЕ (НМН ЛНФЕР АШРЭ Х УСФЕ ЮАЯНКЧРМШУ ДНЯРХФЕМХИ, МН БЯЕЦДЮ ЕЯРЭ
НОПЕДЕКЕММЮЪ ЦПЮМЭ) МЕБНГЛНФМН Х ЯНУПЮМЕМХЕ ЯСЫЕЯРБСЧЫЕЦН: ЕЯКХ ДНКЦН АСДЕР
ОПНДНКФЮРЭЯЪ ЯНБПЕЛЕММЮЪ ЯХРСЮЖХЪ, РН аЕРУНБЕМЮ АСДСР ХЦПЮРЭ МЮ ЯЙНПНЯРЭ Б
ДБНПЖЕ ЯОНПРЮ (ОПХЛЕПМН ЩРН ОПНХГНЬКН Я ЬЮУЛЮРЮЛХ).
йЯРЮРХ: НЙНКН ЦНДЮ МЮГЮД С НДМНЦН ЛСГШЙЮМРЮ,
БХНКНМВЕКХЯРЮ, АШКЮ ХДЕЪ МЮОХЯЮРЭ ОНЯНАХЕ ДКЪ МЮВХМЮЧЫХУ ЯКСЬЮРЕКЕИ. хДЕЪ НВЕМЭ
МСФМЮЪ Х ЯБНЕБПЕЛЕММЮЪ Б МЮЬЕИ МЕОПНЯРНИ ЯХРСЮЖХХ...
хГБХМХРЕ ГЮ ОЕЯЯХЛХГЛ, НЯНАЕММН - ЕЯКХ Ъ ВРН-РН НАХДМНЕ
ЯЙЮГЮК, МН МЕДЮБМН Ъ РСР БЯРПЕВЮКЯЪ Я бКЮДХЛХПНЛ яЛНКЙХМШЛ, НМ ОНДРБЕПДХР, ВРН
Ъ, БНГЛНФМН, МЕ НВЕМЭ ГКНИ ВЕКНБЕЙ.
/***************************/
>ъ ЪБКЪЧЯЭ ЯН-ПЕДЮЙРНПНЛ ЯНАПЮМХИ ГЮОХЯЕИ яНТПНМХЖЙНЦН,
цЕМПХУЮ мЕИЦЮГСЮ,
>яРЮМХЯКЮБЮ мЕИЦЮСГЮ Х лЮПХХ цПХМАЕПЦ, БШОСЯЙЮЕЛШУ
ЪОНМЯЙНИ ЙНЛОЮМХЕИ DENON.
оНЯЙНКЭЙС ЛМНЦХЕ НАШВМН ЯКСЬЮЧР яЙПЪАХМЮ Б ХЯО. ХЛЕММН
яНТПНМХЖЙНЦН, РН УНРЕКНЯЭ СГМЮРЭ: ЕЯРЭ КХ ЩРЮ ЯЕПХЪ ЯЕИВЮЯ ПЕЮКЭМН Б ОПНДЮФЕ (Б
лНЯЙБЕ), ХКХ НМЮ БШИДЕР ВЕПЕГ ЙЮЙНЕ-РН БПЕЛЪ ? еЫЕ: ЙЮЙХЕ ДПСЦХЕ ХЯОНКМХРЕКХ
УНПНЬН ХЯОНКМЪЧР яЙПЪАХМЮ, Р.Й. яНТПНМХЖЙХИ ГДЕЯЭ - БЯЕЯРНПНММЕ ОПХГМЮММШИ
ЮБРНПХРЕР, Х РН, ВРН, ЯЙЮФЕЛ, С ЛЕМЪ МЮ LP яЙПЪАХМ Б ЕЦН ХЯОНКМЕМХХ - ЯНБЕПЬЕММН
ЕЯРЕЯРБЕММН.
>....... мН МЮ ВСДЕЯЮ МЕ ЯОНЯНАМЮ ДЮФЕ ЯНБПЕЛЕММЮЪ
ЙНЛОЭЧРЕПМЮЪ ПЕЯРЮБПЮЖХЪ: ЕЯКХ
>"ЯПЕГЮРЭ" ЬСЛНБНИ ТНМ, РН
МЕХГАЕФМН ЯПЕФЕРЯЪ МЕЙЮЪ ВЮЯРЭ ЯОЕЙРПЮ, Ю ЩРН
>ЯСЦСАН МЕДБШЯЛШЯКЕММН
БКХЪЕР МЮ ЯНАЯРБЕММН ЛСГШЙЮКЭМШИ ГБСЙ -- ХЯЙЮФЮЕР,
>НАЕДМЪЕР ЕЦН.
..........
оПЕФДЕ БЯЕЦН Ъ ХЛЕК Б БХДС ГЮОХЯХ, БШОСЯЙЮЕЛШЛХ МЮЬХЛХ
ТХПЛЮЛХ, Р.Й. Б ЩРНЛ ЯКСВЮЕ Б ФЕПРБС ДНБНКЭМН ЛЮКЕМЭЙНЛС ЙНЛЛЕПВЕЯЙНЛС ХМРЕПЕЯС
ОПХМНЯХРЯЪ ЯНБЕПЬЕММН БЯЕ. вРН ЙЮЯЮЕРЯЪ Denon, РН МЕ ЛНЦС ЦНБНПХРЭ Н РНЛ, ВЕЦН
МЕ ЯКШЬЮК. ю БНР ВРН нКХЛОХЪ СБЮФЮЕЛЮЪ ТХПЛЮ, ЯСДЪ ОН ГЮОХЯЪЛ пХУРЕПЮ, - ЩРН
БНОПНЯ.
бПЪД КХ МЮ ТХПЛЕ дЕМНМ ХЯОНКЭГСЧР РНКЭЙН
ЛЕРНДШ ПЕЯРЮБПЮЖХХ, НЯМНБЮММШЕ МЮ БШВХРЮМХХ ЯОЕЙРПНБ - Б ОПХМЖХОЕ, ЩРН СЯРЮПЕКН
КЕР 20 МЮГЮД. вРН ДН ЯНБПЕЛЕММШУ ЛЕРНДНБ, ОПХЛЕМЪЕЛШУ Я 1974 ЦНДЮ (ОЕПБШИ НОШР -
ЦПЮЛЛНТНММЮЪ ОКЮЯРХМЙЮ йЮПСГН), РН ЩРН МЕ ЯНБЯЕЛ РЮЙ: МЮНАНПНР, БНГЛНФМН
"ОПНЪБХРЭ" РЕ ДЕРЮКХ ГЮОХЯХ, ЙНРНПШЕ МЕ ГЮЛЕРМШ ГЮ ЬСЛЮЛХ, МН Б
НПХЦХМЮКЕ "АШКХ". рЮЙ ВРН ЩРН ЯЙНПЕЕ МЕ "СКСВЬЕМХЕ" пЮТЮЩКЪ,
Ю ВРН-РН ХГ НАКЮЯРХ ЙПХЛХМЮКХЯРХЙХ. нДМЮЙН, ДЕРЮКЭМЮЪ ПЕЯРЮБПЮЖХЪ РПЕАСЕР
ЙНКНЯЯЮКЭМШУ СЯХКХИ. кЕР ОЪРЭ МЮГЮД ДКЪ ЩРНЦН ДНОНКМХРЕКЭМН РПЕАНБЮКНЯЭ ГМЮРЭ,
МЮ ЙЮЙНИ ЙНМЙПЕРМН ЮООЮПЮРСПЕ Х ХМЯРПСЛЕМРЕ АШКЮ ЯДЕКЕМЮ ГЮОХЯЭ. сДЮКНЯЭ КХ
ЯЕИВЮЯ НР ЩРНЦН ХГАЮБХРЭЯЪ - МЕ ГМЮЧ, БПЪД КХ.
бННАЫЕ, Я РНВЙХ ГПЕМХЪ "МЕ
МЮБПЕДХ" ОНКСВЮЕРЯЪ, ВРН ЙЮПРХМШ, МЮОПХЛЕП, БННАЫЕ МЕ МЮДН ПЕЯРЮБПХПНБЮРЭ -
МЕ РНКЭЙН МЮ ЙНЛОЭЧРЕПЕ. йНМЕВМН, ВЕЛ АНКЭЬЕ ЛШ ХГЛЕМЪЕЛ ГЮОХЯЭ, РЕЛ АНКЭЬЕ
ПХЯЙ, НДМЮЙН, ЩЙЯОЕПРШ Х ОПНТЕЯЯХНМЮКЭМШЕ ПЕЯРЮБПЮРНПШ НВЕБХДМН ХЛЕЧР АНКЕЕ
ОНКМНЕ ОПЕДЯРЮБКЕМХЕ Н ЛЮРЕПХЮКЕ, ВЕЛ ЯКСЬЮРЕКЭ.
пСДНКЭТ цЕИДЕП,