Subject: [club-l] Re: [club-l] [club-l] Re: Продолжение разговора про т руд оркестрантов


Итак,

понедельник, 2 Ноябрь 98 :

>>AT> Леша, что касается исчезающих у нас оркестров, тут ты
>>AT> не прав совершенно. Оркестров в России сейчас стало
>>AT> больше, чем было раньше, причем - намного больше.
>>Я могу попросить какого-то подтверждения этих слов?
>>В смысле, источник этих данных?
BL> Ммм... если ты про статистику, то ее у меня нет.

С этого и надо было начинать.

BL> Кстати, если кто знает
BL> какой-либо источник статистических данных, связанных с академической
BL> музыкой - прошу дать мне знать.

Министерство культуры РФ подойдет? :)

BL>  А так, мне кажется, что увеличение
BL> количества оркестров заметно невооруженным глазом - достаточно на афиши
BL> посмотреть.

Если сравнивать с 1913 годом - да. А если, к примеру, с 1980м...
Прошу консультации у присутствующих на листе коллег с соответствующим
жизненным стажем. :)

BL> Я же не  говорил, что ХОРОШИХ оркестров стало больше - я сказал что ОРКЕСТРОВ 
стало
BL> больше...

В целом по России? А ты знаешь, сколько распущено оркестров на уровне
регионов???

>>И в нормальной ситуации оркестр просто не должен задумываться об
>>экономических проблемах, а думать исключительно о творчестве.
BL> А что это за нормальная ситуация, могу я узнать? Не коммунизм ли?

Неужели мсье приглашает к политической дискуссии на листе? Глазам
своим не верю.

BL>  Потому что в любом другом случае оркестр как раз вынужден крутиться, 
чтобы заработать
BL> себе на все, что нужно.

А что, БСО эпохи расцвета так уж и крутился? Или что?

BL>  Если ты имеешь в виду какую-то идеальную раскладку -
BL> это одно. Но если мы все-таки говорим о реальной жизни, то здесь есть 
свои
BL> правила.

Я говорю о достижимом идеале, скажем так.

BL>  Думать о творчестве - это прекрасно, но, к сожалению, в нашей жизни
BL> надо как-то пытаться совмещать и творчество, и бизнес. Вот в таком дурацком
BL> мире мы живем.

Лично я считаю, что там, где начинается бизнес, творчество
заканчивается.
Да, это громкая фраза, далеко не безупречная, если рыскать по
примерам, но каждый башковитый человек, которому не чуждо искусство,
найдет в ней родство своим мыслям.

>>AT> могу поспорить. Давно известно, что наша система
>>AT> заточена под производство солистов.
>>Это не совсем так. Если речь ид╦т не о пианистах (я надеюсь). :-)
BL> Речь идет о пианистах и струнниках в первую очередь.

??? То есть ты представляешь себе, как Доренский учит своих питомцев
думать не о сольной карьере, а о пути музыкального работника в
дет.саду? Или что еще ненормального в том, что система обучения
пианистов (не только у нас) "заточена под производство солистов"?

BL>  О духовиках - в меньшей
BL> степени, но тоже такой факт имеет место. ЕНо ситуация со струнниками 
-
BL> наиболее критическая, поскольку 80% состава любого оркестра - струнники.

Локализовали проблему. Замечательно.
Могу предложить тебе (а кому, как не тебе? :-), как струннику,
заняться активным искоренением этой порочной практики в жизни. :-)

>>AT> струнники, что духовики, что пианисты на всех уровнях
>>AT> образовательной лестницы заняты только сольным
>>AT> музицированием.
>>И практика ансамблевой и оркестровой игры, используемая на всех этажах
>>этой самой лестницы как в классе, так и в качестве самостоятельных
>>дисциплин - фикция?
BL> Ансамблевому музицированию у нас не уделяется столько вниманию, сколько
BL> необходимо.

Думаю, что насч╦т "необходимо" виднее профессорам, побольше раз, чем
ты, посетившим и Штаты, и Германию - известные ульи ансамблевой игры.

BL>  Что же касается школьных, училищных  ик онсерваторских
BL> оркестров - не мне тебе рассказывать, что люди там ничему не учатся:
BL> приходят и сидят два часа с тоской.

:-) Да так можно на любой урок приходить и сидеть с тоской.
Мне, к примеру, когда я в шестом классе впервые попал в симф. оркестр,
было очень интересно и уже тогда я извлек из репетиций массу
поучительного.

BL>  В то время как оркестровая игра (я уже
BL> устал это повторять) - это СОВРЕШЕННО ОСОБЕННАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ.
BL>  И игре в  оркестре не могут научить ни Гутман, ни Шаховская, ни Тонха, 
при всем моем к
BL> ним уважении.

Так этому и учат не они, а Николаев, Рыжаев и Пак. :-)

>>AT>  И никто не думает о том, что 99%
>>AT> людей, которые сегодня учатся в консерватории никогда
>>AT> не будут солистами, а будут играть в оркестрах и т.п.
>>Так уж и никто?
BL> Я не знаю, может кто-то и думает, но, видимо, пока это так на уровне 
мыслей
BL> и остается...

По мне, так никто не думает, что 99% людей, которые сегодня учатся
музыке, никогда не смогут в современных наших условиях получить от не╦
столько, чтобы хватало на достойную жизнь. Вот что важнее.
Ну да ладно, это мысли вслух, их можно вырезать.

AT>> Однако же им вполне сознательно прививается сольное
>>AT> мышление, после чего на их реальном месте работы
>>AT> тратят массу времени на то, чтобы их элементарно
>>AT> переучить.
>>Все мои знакомые исполнители оркестровых специальностей имеют практику
>>оркестровой игры с 6-го-8-го класса. Этого недостаточно?
BL> Нет, ЭТОГО не достаточно.

А с какого надо? С первого? Оркестр первоклашек им. Кабалевского.
Мило.

BL>  Объясняю в сотый раз - почему.

Два раз в одном письме про некий "сотый раз" - не перебор ли? Мне ты
ничего не объяснял.

BL>  Потому что когда
BL> приходишь, скажем, в оркестр музыкального училища или консерватории, 
тебе
BL> дают ноты, скажем, симфонии Брамса. Оркестровую партию. Ты ее спокойно
BL> играешь. Но тебе при этом никто не объясняет, что существуют специфические
BL> для оркестра аппликатурные и штриховые приемы, что звучание инструмента 
в
BL> оркестре не должно походть на его звучание в одиночку...

Это проблема конкретного ученика и педагога. А ты е╦ переносишь скопом
на всю систему.
Мы всегда с педагогом приносили в класс текущую мою оркестровую партию
и разбирали ей, потому как педагог отслеживал участие его учеников в
школьном оркестре. И это нормально. Как нормально и то, что у нас
в классе настольной книгой были "Оркестровые трудности".

>>Я правильно понимаю ход твоих мыслей, что если на сегодняшний день
>>безработица в банковской, экономической, рекламной и прочих сферах достигла
BL> 75%,
>>то прямо завтра надо ограничить набор студентов ГАУ, РЭА им.
BL> Неправильно. Потому что есть разница между тем, когда спроса на
BL> специальность просто нет, и тем, когда предложение намного превышает 
спрос.

Не меняет дела. Сегодня на вышепривед╦нные специальности тоже нет
спроса, и предложение его катастрофически превышает. И?

На этом вс╦,
              Алексей Л. Чарыков (Чарыч).
Еженедельник "НОТОНОСЕЦ" (http://noto.ruz.net), главный редактор.
              
e-m: ----------------------- tch@ruz.net
www: -------------------- http://ruz.net 
pag: ------------------ 234-96-96 #47123
[t	b