Subject: [club-l] Опера


Здравствуйте, друзья 

Являюсь подписчиком ''ДЛ" сравнительно недавно. Подчерпнул для себя здесь 
немало полезного. С некоторой робостью решаюсь предложить свою тему для дискуссии. 
Она совместима с темой ''Музыка и образность", но касается музыкального театра, 
оперы. Один из участников дискуссий на ДЛ сообщил мне, что во время гастролей 
Мариинки в Москве ДЛ буквально кишел интересом к оперному жанру. Эти времена 
я не застал. А в том, что застал (и воспринимаю с огромным интересом) внимания 
к музыкальному театру пока почти не обнаружил. Это обстоятельство и есть 
главная причина моей робости. Как воспримут эти оперно-сценические проблемы, 
часто выходящие за рамки чисто-музыкальных, люди ориентированные на камерно-симфоническую 
музыку? Но, в конце концов, мнения именно этих людей мне наиболее интересны. 
(Госпожа редакция ММВ, опубликуйте, пожалуйста, сколько нас всего, подписчиков 
ДЛ? ) 

А теперь о сути проблемы. 

Опера. Классическая опера. Самая репертуарная из классических опер - ''Кармен''. 
За сто лет со дня её премьеры (1875 г) на сцене театра ''Опера-Комик'' она 
прошла - только на этой сцене - более 3000 раз. В ХХ веке совершенство ''Кармен" 
никем не оспаривалось. Но!! 

Среди постановок " Кармен" - именно " Кармен" - в ХХ веке были спектакли, 
в которых авторский замысел значительно перерабатывался. И это спектакли 
знаменитые, вызвавшие лавину откликов, как правило восторженных. Назову три 
из них. Первый - " Карменсита и солдат" , поставленный в 1924 г. в Москве 
В.И.Немировичем- Данченко. О нём можно прочитать. Второй - спектакль Питера 
Брука 1964 г. " Трагедия Кармен". Его можно посмотреть на видео- кассете. 
И третий - недавний спектакль московской "Геликон- оперы" в постановке Д.Бертмана. 
Его можно посмотреть-послушать (как жаль, что в русском языке нет специфически 
оперного глагола " посмослушать" ) на живой сцене. В первом из них переработано 
в основном либретто, целиком переписанное литератором согласно режиссёрским 
идеям. (Кстати, оно издано, его можно почитать.) Во втором - опера переоркестрована 
" на камерный лад" , убраны все хоровые, массовые сцены, изменены некоторые 
сюжетные нюансы. Текст либретто почти не тронут. В третьем - геликоновском, 
время действия приближено к дню сегодняшнему; убраны все разговорные сцены, 
превращённые, как известно, после смерти Бизе в речитативы; решительно перетрактованы 
взаимоотношения героев (к примеру Кармен, переставшую быть цыганкой, убивает 
Микаэла). Одна из рецензий назвала этот спектакль " рок- оперой" , при том, 
что никакого намёка на рок-ритм, рок-стиль в никак неизменённой там музыке 
нет и в помине. (Кстати, " Кармен" - рок- опера" : Это хула или хвала? ) 
Но наиболее принципиально во всех этих спектаклях вот что. Великая, совершенная 
музыка вынуждена, подчас, выражать в них не совсем то, (а иногда совсем не 
то), что имел ввиду автор. Вот она, близость предлагаемой мной проблемы с 
той - "Музыка и образность" , Музыка и восприятие", - которая обсуждается 
сейчас на ДЛ.) 

В недавно вышедшем номере " Петербургского театрального журнала" (? 15. 98 
г.) опубликована статья музыкального театроведа Елены Третьяковой "Пустое 
пространство Мариинской оперы" . Это своего рода обзор оперных премьер театра 
за 1997 год. В этой статье есть некая сентенция, формулирующая проблему того 
явления, о котором идёт речь. Вот она: "Оперный театр: вообще существует 
за счёт канонов прошлых столетий, а живет и развивается, благодаря их разрушению" 
. Уточним эту формулу - ''разрушение для жизни и развития:'' Для жизни и 
развития жанра необходимо разрушение не только "канонов прошлых столетий", 
но и авторской воли, замысла, концепции конкретного классика, опера которого 
ставится. 

И, наконец, предлагаемая тема дискуссии. Это разрушение ради жизни нас обогащает 
или обкрадывает? 

 

Юрий Димитрин.


yurdi@comset.net











Здравствуйте, друзья 

Являюсь подписчиком ''ДЛ" сравнительно недавно. Подчерпнул для себя здесь немало полезного. С некоторой робостью решаюсь предложить свою тему для дискуссии. Она совместима с темой ''Музыка и образность", но касается музыкального театра, оперы. Один из участников дискуссий на ДЛ сообщил мне, что во время гастролей Мариинки в Москве ДЛ буквально кишел интересом к оперному жанру. Эти времена я не застал. А в том, что застал (и воспринимаю с огромным интересом) внимания к музыкальному театру пока почти не обнаружил. Это обстоятельство и есть главная причина моей робости. Как воспримут эти оперно-сценические проблемы, часто выходящие за рамки чисто-музыкальных, люди ориентированные на камерно-симфоническую музыку? Но, в конце концов, мнения именно этих людей мне наиболее интересны. (Госпожа редакция ММВ, опубликуйте, пожалуйста, сколько нас всего, подписчиков ДЛ? )

А теперь о сути проблемы. 

Опера. Классическая опера. Самая репертуарная из классических опер - ''Кармен''. За сто лет со дня её премьеры (1875 г) на сцене театра ''Опера-Комик'' она прошла только на этой сцене более 3000 раз. В ХХ веке совершенство ''Кармен" никем не оспаривалось. Но!!

Среди постановок " Кармен" именно " Кармен" в ХХ веке были спектакли, в которых авторский замысел значительно перерабатывался. И это спектакли знаменитые, вызвавшие лавину откликов, как правило восторженных. Назову три из них. Первый " Карменсита и солдат" , поставленный в 1924 г. в Москве В.И.Немировичем Данченко. О нём можно прочитать. Второй спектакль Питера Брука 1964 г. " Трагедия Кармен". Его можно посмотреть на видео кассете. И третий недавний спектакль московской "Геликон оперы" в постановке Д.Бертмана. Его можно посмотретьпослушать (как жаль, что в русском языке нет специфически оперного глагола " посмослушать" ) на живой сцене. В первом из них переработано в основном либретто, целиком переписанное литератором согласно режиссёрским идеям. (Кстати, оно издано, его можно почитать.) Во втором опера переоркестрована " на камерный лад" , убраны все хоровые, массовые сцены, изменены некоторые сюжетные нюансы. Текст либретто почти не тронут. В третьем геликоновском, время действия приближено к дню сегодняшнему; убраны все разговорные сцены, превращённые, как известно, после смерти Бизе в речитативы; решительно перетрактованы взаимоотношения героев (к примеру Кармен, переставшую быть цыганкой, убивает Микаэла). Одна из рецензий назвала этот спектакль " рок оперой" , при том, что никакого намёка на рокритм, рокстиль в никак неизменённой там музыке нет и в помине. (Кстати, " Кармен" рок опера" Это хула или хвала? ) Но наиболее принципиально во всех этих спектаклях вот что. Великая, совершенная музыка вынуждена, подчас, выражать в них не совсем то, (а иногда совсем не то), что имел ввиду автор. Вот она, близость предлагаемой мной проблемы с той "Музыка и образность" , Музыка и восприятие", которая обсуждается сейчас на ДЛ.)

В недавно вышедшем номере " Петербургского театрального журнала" (15. 98 г.) опубликована статья музыкального театроведа Елены Третьяковой "Пустое пространство Мариинской оперы" . Это своего рода обзор оперных премьер театра за 1997 год. В этой статье есть некая сентенция, формулирующая проблему того явления, о котором идёт речь. Вот она: "Оперный театр вообще существует за счёт канонов прошлых столетий, а живет и развивается, благодаря их разрушению" . Уточним эту формулу - ''разрушение для жизни и развития'' Для жизни и развития жанра необходимо разрушение не только "канонов прошлых столетий", но и авторской воли, замысла, концепции конкретного классика, опера которого ставится.

И, наконец, предлагаемая тема дискуссии. Это разрушение ради жизни нас обогащает или обкрадывает?

 

Юрий Димитрин.

yurdi@comset.net