Здравствуйте, друзья Являюсь подписчиком ''ДЛ" сравнительно недавно. Подчерпнул для себя здесь немало полезного. С некоторой робостью решаюсь предложить свою тему для дискуссии. Она совместима с темой ''Музыка и образность", но касается музыкального театра, оперы. Один из участников дискуссий на ДЛ сообщил мне, что во время гастролей Мариинки в Москве ДЛ буквально кишел интересом к оперному жанру. Эти времена я не застал. А в том, что застал (и воспринимаю с огромным интересом) внимания к музыкальному театру пока почти не обнаружил. Это обстоятельство и есть главная причина моей робости. Как воспримут эти оперно-сценические проблемы, часто выходящие за рамки чисто-музыкальных, люди ориентированные на камерно-симфоническую музыку? Но, в конце концов, мнения именно этих людей мне наиболее интересны. (Госпожа редакция ММВ, опубликуйте, пожалуйста, сколько нас всего, подписчиков ДЛ? ) А теперь о сути проблемы. Опера. Классическая опера. Самая репертуарная из классических опер - ''Кармен''. За сто лет со дня её премьеры (1875 г) на сцене театра ''Опера-Комик'' она прошла - только на этой сцене - более 3000 раз. В ХХ веке совершенство ''Кармен" никем не оспаривалось. Но!! Среди постановок " Кармен" - именно " Кармен" - в ХХ веке были спектакли, в которых авторский замысел значительно перерабатывался. И это спектакли знаменитые, вызвавшие лавину откликов, как правило восторженных. Назову три из них. Первый - " Карменсита и солдат" , поставленный в 1924 г. в Москве В.И.Немировичем- Данченко. О нём можно прочитать. Второй - спектакль Питера Брука 1964 г. " Трагедия Кармен". Его можно посмотреть на видео- кассете. И третий - недавний спектакль московской "Геликон- оперы" в постановке Д.Бертмана. Его можно посмотреть-послушать (как жаль, что в русском языке нет специфически оперного глагола " посмослушать" ) на живой сцене. В первом из них переработано в основном либретто, целиком переписанное литератором согласно режиссёрским идеям. (Кстати, оно издано, его можно почитать.) Во втором - опера переоркестрована " на камерный лад" , убраны все хоровые, массовые сцены, изменены некоторые сюжетные нюансы. Текст либретто почти не тронут. В третьем - геликоновском, время действия приближено к дню сегодняшнему; убраны все разговорные сцены, превращённые, как известно, после смерти Бизе в речитативы; решительно перетрактованы взаимоотношения героев (к примеру Кармен, переставшую быть цыганкой, убивает Микаэла). Одна из рецензий назвала этот спектакль " рок- оперой" , при том, что никакого намёка на рок-ритм, рок-стиль в никак неизменённой там музыке нет и в помине. (Кстати, " Кармен" - рок- опера" : Это хула или хвала? ) Но наиболее принципиально во всех этих спектаклях вот что. Великая, совершенная музыка вынуждена, подчас, выражать в них не совсем то, (а иногда совсем не то), что имел ввиду автор. Вот она, близость предлагаемой мной проблемы с той - "Музыка и образность" , Музыка и восприятие", - которая обсуждается сейчас на ДЛ.) В недавно вышедшем номере " Петербургского театрального журнала" (? 15. 98 г.) опубликована статья музыкального театроведа Елены Третьяковой "Пустое пространство Мариинской оперы" . Это своего рода обзор оперных премьер театра за 1997 год. В этой статье есть некая сентенция, формулирующая проблему того явления, о котором идёт речь. Вот она: "Оперный театр: вообще существует за счёт канонов прошлых столетий, а живет и развивается, благодаря их разрушению" . Уточним эту формулу - ''разрушение для жизни и развития:'' Для жизни и развития жанра необходимо разрушение не только "канонов прошлых столетий", но и авторской воли, замысла, концепции конкретного классика, опера которого ставится. И, наконец, предлагаемая тема дискуссии. Это разрушение ради жизни нас обогащает или обкрадывает? Юрий Димитрин. yurdi@comset.net
Здравствуйте, друзья
Являюсь подписчиком ''ДЛ" сравнительно недавно. Подчерпнул для себя здесь немало полезного.
С некоторой робостью решаюсь предложить свою тему для дискуссии. Она совместима с темой ''Музыка и образность", но касается музыкального театра, оперы. Один из участников дискуссий на ДЛ сообщил мне, что во время гастролей Мариинки в Москве ДЛ буквально кишел интересом к оперному жанру. Эти времена я не застал. А в том, что застал (и воспринимаю с огромным интересом) внимания к музыкальному театру пока почти не обнаружил. Это обстоятельство и есть главная причина моей робости. Как воспримут эти оперно-сценические проблемы, часто выходящие за рамки чисто-музыкальных, люди ориентированные на камерно-симфоническую музыку? Но, в конце концов, мнения именно этих людей мне наиболее интересны. (Госпожа редакция ММВ, опубликуйте, пожалуйста, сколько нас всего, подписчиков ДЛ? )А теперь о сути проблемы.
Опера. Классическая опера. Самая репертуарная из классических опер - ''Кармен''. За сто лет со дня её премьеры (1875 г) на сцене театра ''Опера-Комик'' она прошла – только на этой сцене –
более 3000 раз. В ХХ веке совершенство ''Кармен" никем не оспаривалось. Но!!Среди постановок " Кармен"
– именно " Кармен" – в ХХ веке были спектакли, в которых авторский замысел значительно перерабатывался. И это спектакли знаменитые, вызвавшие лавину откликов, как правило восторженных. Назову три из них. Первый – " Карменсита и солдат" , поставленный в 1924 г. в Москве В.И.Немировичем– Данченко. О нём можно прочитать. Второй – спектакль Питера Брука 1964 г. " Трагедия Кармен". Его можно посмотреть на видео– кассете. И третий – недавний спектакль московской "Геликон– оперы" в постановке Д.Бертмана. Его можно посмотреть–послушать (как жаль, что в русском языке нет специфически оперного глагола " посмослушать" ) на живой сцене. В первом из них переработано в основном либретто, целиком переписанное литератором согласно режиссёрским идеям. (Кстати, оно издано, его можно почитать.) Во втором – опера переоркестрована " на камерный лад" , убраны все хоровые, массовые сцены, изменены некоторые сюжетные нюансы. Текст либретто почти не тронут. В третьем – геликоновском, время действия приближено к дню сегодняшнему; убраны все разговорные сцены, превращённые, как известно, после смерти Бизе в речитативы; решительно перетрактованы взаимоотношения героев (к примеру Кармен, переставшую быть цыганкой, убивает Микаэла). Одна из рецензий назвала этот спектакль " рок– оперой" , при том, что никакого намёка на рок–ритм, рок–стиль в никак неизменённой там музыке нет и в помине. (Кстати, " Кармен" – рок– опера" … Это хула или хвала? ) Но наиболее принципиально во всех этих спектаклях вот что. Великая, совершенная музыка вынуждена, подчас, выражать в них не совсем то, (а иногда совсем не то), что имел ввиду автор. Вот она, близость предлагаемой мной проблемы с той – "Музыка и образность" , Музыка и восприятие", – которая обсуждается сейчас на ДЛ.)В недавно вышедшем номере " Петербургского театрального журнала"
(№ 15. 98 г.) опубликована статья музыкального театроведа Елены Третьяковой "Пустое пространство Мариинской оперы" . Это своего рода обзор оперных премьер театра за 1997 год. В этой статье есть некая сентенция, формулирующая проблему того явления, о котором идёт речь. Вот она: "Оперный театр… вообще существует за счёт канонов прошлых столетий, а живет и развивается, благодаря их разрушению" . Уточним эту формулу - ''разрушение для жизни и развития…'' Для жизни и развития жанра необходимо разрушение не только "канонов прошлых столетий", но и авторской воли, замысла, концепции конкретного классика, опера которого ставится.И, наконец
, предлагаемая тема дискуссии. Это разрушение ради жизни нас обогащает или обкрадывает?
Юрий Димитрин.