Subject: [club-l] Классика и авангард


Юрий Димитрин wrote:

> Среди постановок " Кармен" – именно " Кармен" – в ХХ веке
> были спектакли, в которых авторский замысел значительно
> перерабатывался.

Я бы к перечисленным еще одну постановку добавил. Правда это балет, а не
спектакль, с Барышниковым в роли Хосе. Хореограф-постановщик вылетел из
головы, но вы наверное знаете. Как то продавалась (может и сейчас
продается) видеокассета в московском Центральном Доме Актера.
Осовременена до крайности, отмечу хотя бы сцену драки на табачной
фабрике (которой у Бизе нет) и появление дымящих сигарами персонажей.
Справедливости ради должен заметить что отдельные оригинальные
танцевальные решения мне понравились, да и Барышников с .. (забыл
героиню) тоже великолепен. От собственно Бизе однако остались лишь
клочья, как раз тот случай, когда

> Великая, совершенная музыка вынуждена, подчас, выражать в них не
> совсем то, (а иногда совсем не то), что имел ввиду автор. Вот она,
> близость предлагаемой мной проблемы с той – "Музыка и
> образность" , Музыка и восприятие", которая обсуждается сейчас на ДЛ.)

> "Оперный театр вообще существует за счёт канонов прошлых столетий, а
> живет и развивается, благодаря их разрушению" . Уточним эту формулу -
> ''разрушение для жизни и развития'' Для жизни и развития жанра
> необходимо разрушение не только "канонов прошлых столетий", но и
> авторской воли, замысла, концепции конкретного классика, опера
> которого ставится.
>
> И, наконец, предлагаемая тема дискуссии. Это разрушение ради жизни нас
> обогащает или обкрадывает?

Думаю, что и классика, то есть классические постановки, и авангард вроде
упомянутого мною выше должны сосуществовать вместе вот в таком
отношении: классика как фундамент для дальнейших "изысков". Если не
будет ставиться в достаточном количестве классика, люди постепенно ее
забудут и уйдут в дебри непроходимые. При этом за чистотой классики
конечно же необходимо следить, но не превращая это в бессмысленность
(например, замена разговорных сцен речитативами вполне допустима). А
модерновые постановки, во-первых, нужны как поиск новых форм в
искусстве, обновления языка, а во-вторых, они заполняют некоторою тоже
важную часть спектра: думаю что благодаря им известная часть публики
познакомилась с музыкой Бизе, хотя в несколько извращенном варианте.

--
Alex Vinokurov
    ISP RAS      mailto:vinok@ispras.ru  http://www.ispras.ru/~vinok







Юрий Димитрин wrote:
Среди постановок " Кармен" – именно " Кармен" – в ХХ веке были спектакли, в которых авторский замысел значительно перерабатывался.
Я бы к перечисленным еще одну постановку добавил. Правда это балет, а не спектакль, с Барышниковым в роли Хосе. Хореограф-постановщик вылетел из головы, но вы наверное знаете. Как то продавалась (может и сейчас продается) видеокассета в московском Центральном Доме Актера. Осовременена до крайности, отмечу хотя бы сцену драки на табачной фабрике (которой у Бизе нет) и появление дымящих сигарами персонажей. Справедливости ради должен заметить что отдельные оригинальные танцевальные решения мне понравились, да и Барышников с .. (забыл героиню) тоже великолепен. От собственно Бизе однако остались лишь клочья, как раз тот случай, когда
Великая, совершенная музыка вынуждена, подчас, выражать в них не совсем то, (а иногда совсем не то), что имел ввиду автор. Вот она, близость предлагаемой мной проблемы с той – "Музыка и образность" , Музыка и восприятие", которая обсуждается сейчас на ДЛ.)
"Оперный театр вообще существует за счёт канонов прошлых столетий, а живет и развивается, благодаря их разрушению" . Уточним эту формулу - ''разрушение для жизни и развития'' Для жизни и развития жанра необходимо разрушение не только "канонов прошлых столетий", но и авторской воли, замысла, концепции конкретного классика, опера которого ставится.

И, наконец, предлагаемая тема дискуссии. Это разрушение ради жизни нас обогащает или обкрадывает?

Думаю, что и классика, то есть классические постановки, и авангард вроде упомянутого мною выше должны сосуществовать вместе вот в таком отношении: классика как фундамент для дальнейших "изысков". Если не будет ставиться в достаточном количестве классика, люди постепенно ее забудут и уйдут в дебри непроходимые. При этом за чистотой классики конечно же необходимо следить, но не превращая это в бессмысленность (например, замена разговорных сцен речитативами вполне допустима). А модерновые постановки, во-первых, нужны как поиск новых форм в искусстве, обновления языка, а во-вторых, они заполняют некоторою тоже важную часть спектра: думаю что благодаря им известная часть публики познакомилась с музыкой Бизе, хотя в несколько извращенном варианте.
-- 
Alex Vinokurov
    ISP RAS      mailto:vinok@ispras.ru  http://www.ispras.ru/~vinok