Subject: [club-l] Альтовый концерт Софьи Губайдулиной





С Наступающим, дорогие меломаны !

Хороших музыкальных впечатлений в будущем году всем !

Rudolf Heider wrote:

  Да нет, но только писать-то о чем ? На концерте Третьякова (23-го)
И я не был к сожалению (хотя хотел) но зато был вчера на премьере (в России) альтового концерта Софьи Губайдулиной посвященного Юрию Башмету в его же исполнении. И хотел бы тоже немного поругаться. Но нет не на исполнение самого концерта - оно было просто превосходным. Само сочинение ошеломило. Во-первых новизной, во-вторых яркостью образов. Память еще сохранила самые ярчайшие из них - один на контрабасах, что-то вроде дикой вакханалии, варварских плясок, дикой злой силы, второй - "рев толпы" в партии скрипок. Надо сказать удивительное тембровое сходство скрипок с человеческим голосом использовано здесь очень мастерски. Плюс "серийный", фоновый голос струнников (12 звуков), до сих пор сидит в памяти. Что-то в нем притягивает, какая-то его трагичность, фатальность. Что касается альта - как мне показалось, использованы его характерные особенности (басок с хрипотцой) в отличии от, например, концерта Плетнева, премьера которого состоялась недавно, где превалировали лирические мелодии, что лучше бы подошло для виолончели с ее певучестью, изредка прерываемые соло а ля Паганини, где лучше бы звучала скрипка. Мне кажется какая-то страдальческая роль у альта в современной музыке, вспомнить, например, концерт Шнитке. Но вопрос, спровоцированный высказыванием Шнитке в "Беседах" и который меня больше всего "мучил" на концерте - это связь с Евангелием. Все-таки я не понял финала. Если это было распятие, то без воскресения. Есть ли у кого какие-нибудь соображения на этот счет ?
А ругаться я вот почему хотел. Очень хотелось подольше сохранить впечатление от альтового концерта, бережно его вынести из зала, а тут на тебе - Скрябин с громогласным вселенско-космическим "Экстазом", вышиб все, не дав передышки, посидеть, поразмыслить. И что покоробило - все аплодисменты - ему (и оркестру Мариинского театра п/у Георгиева), а премьеру как бы почти и не заметили. А жаль. Наверное, так будет и было всегда: чем громче (или доступнее) музыка, тем громче аплодисменты, а титаническая работа Башмета и оркестра над альтовым концертом остались как бы в тени. Все-таки, как мне показалось, партии альта и оркестра, в котором изредка выделялись голоса для групп или даже одного инструмента, по виртуозности не уступающие солирующему альту, были не из легких. Теперь вот жду с нетерпением - когда же выйдет компакт с записью этого концерта. Так по крайней мере будет время еще поразмыслить, погрузиться в образную сферу.

С уважением,

-- 
Alex Vinokurov
    ISP RAS      mailto:vinok@ispras.ru  http://www.ispras.ru/~vinok
  │─9p9