Subject: Re: [club-l] йЮПЮЪМаПЮЛЯбЮЦМЕП Х БЯЕБЯЕ...





Dmitry Kornilov wrote:
Какого периода времени   симфонии имеются в виду? Если говорить о симфонии нашего века это совсем не так. Я посмотрел энциклопедию - этакнижка вышла в 1979 году. Так что имеется в виду, наверное, классическая русская симфония.
Сама книга посвящена советскому симфоническому пятнадцатилетию 1960-1975 гг. Но в первой главе даны общие соображения о классической симфонии и сонатной форме. Дана краткая справка о ее развитии. Началось все, конечно, с венских классиков. Бетховен преобразовал менуэт (3-ю часть) в скерцо и т.д. Что касается современных композиторов, у современных композиторов (то что я знаю - у Шнитке, Шостаковича, Прокофьева, Глазунова, судя по книге у многих других тоже) сонатная форма прослеживается, но часто с большими вариациями - переставляют части, сонатное аллегро почти без главной партии и т.д. Да, кстати, в книге излагается идея связи сонатной формы и симфонической концепции Человека:
I.   сонатное allegro - Homo agens - Человек деятельный,
II.  adagio - Homo sapiens - Человек мыслящий, созерцающий,
III. скерцо - Homo ludens - Человек играющий,
IV. финал - Homo communis - Человек общественный.
Я  под это высказывание могу представить толькокакую-нибудь глазуновскую симфонию, Пятую, например. Любимый советским музыковедением Бетховен со своими симфониями тоже не подходит.
Ну почему, как раз он сильно развил сонатную форму и не только в камерных произведениях, но и в симфониях. Правда, он же сам и делал исключения или изменения в традиционной форме, как например, в девятой. А вот пятая - классическая по строению. В третьей - сильный крен в сторону homo agens, ну и т.д. Хотелось бы откопать литературу о развитии сонатной формы Д.Д.Шостаковичем. Может на листе кто подскажет на этот счет ?
Его герой человек более чем действующий и играющий, но мыслящий, это вряд-ли. Какие произведения конкретно имеются в виду?
Я бы не сказал, что вряд ли. Посмотрите на его adagio.
Наверное, они не обратят на "Письма к другу" внимания. Никаких скандалов и сенсаций. В описанной мной раньше дисскусии о ДДШ сейчас дошло уже до взаимных оскорблений. Плавно перешли с личности Шостаковича на личности друг-друга. Страшно забавно.Кстати, вспомнил высказывание Шостаковича о Шестой Чайковского из этой книги. Цитировать точно не могу сейчас, но смысл в том, что Чайковский поздноумер, и что Шестой симфонии писать не стоило. Очень интересно.
Да, тем более в "Письмах" полно вещей которые, наверное, только советский читатель может понять. А насчет 6-ой Чайковского действительно интересно, особенно если вспомнить, что вторая (по-моему) тема из первой части процитирована в 8-м квартете. И все же, как мне кажется, стоит опубликовать ну хотя бы историю создания 8-го квартета из "Писем". Тем более, что черновой перевод я уже сделал и надеюсь найду время доделать и положить на web.

--
Alex Vinokurov
     mailto:vinok@ispras.ru   http://www.ispras.ru/~vinok
  ÷ЭИ