Subject: [club-l] kodirovki & last 3 letters


Здравствуйте !
Поскольку возникали проблемы с кодировками, повторяю последние 3 письма
(хотя они этого не заслуживают). Если кто-то по-прежнему не сможет их без
доп. усилий прочитать - сообщите мне (rh@aha.ru) об этом, пожалуйста, однако
больше ничего сделать нельзя : все остальное от меня не зависит.
Последнее письмо я немного поправил.

Извините,
Рудольф Гейдер,
rh@aha.ru

---------------------- от 17.01.98 : ----------------------------

  В очередной раз прочитав на пластинке (симфонии Бетховена п/у Караяна),
что Караян-де вообще музыку интерпретирует "неоднозначно", наконец решил
спросить у знающих людей : что имеется в виду ? Почему именно про Караяна
разные авторы постоянно пишут, что он "неоднозначно" (почти что
"неадекватно" - у Жириновского, что ли, научились ?) играет, при том, что
есть много других дирижеров с "характерным" почерком ? И что есть "норма" 
в
понимании муз. критиков ?
  Про Г.К. вот еще чего могу рассказать : точно не помню, приблизительно,
лет восемь тому назад я месяца 4 жил в дремучей деревне в Карелии, где не
было транспорта, электричества и тд., и имел там время как следует
посмотреть по сторонам. Недавно я услышал симфонии Сибелиуса в исполнении
Г.К. и был совершенно поражен : Караян с такой совершенной точностью
воссоздавал тамошнюю фактуру (по-моему), и это при том, что все это - только
по нотам !!! Вряд ли он видел Финляндию ближе, чем из окна гостиницы. Такие
вещи не могут не вызывать уважения. Сибелиус Караяна мне очень нравится,
возможно, больше всех. Также 4-я и 6-я симфонии Малера, в высшей степени, 
и
много еще чего. С другой стороны, его Бетховен меня мало затрагивает. Но 
что
там можно услышать ненормального, не понимаю.

-------------- от 18.01.98
: ---------------------------------------------------

>Нет, это совсем не шутка. Возможно, я и не прав, но мне кажется, что Вагнер
>как раз очень увлекателен внешней эффектностью своих произведений. Часто 
-
в
>ущерб чему-то более глубокому.

Возникают дополнительные вопросы :
  Если речь идет об операх Вагнера, то опера и инстр. музыка, особенно
камерная - уж очень разные жанры. Сложно представить себе "не эффектную"
оперу, особенно в то время, особенно в сравнении с Гуно, Мейербером,
опереттами Оффенбаха (на которого Вагнер очень обижался из-за его
популярности) и др. Если говорить о малочисленных симфонических и вокальных
сочинениях Вагнера, то они, по-моему, не "легкомысленны".
  Во-вторых, "облик" сочинения очень зависит от сложившейся традиции его
исполнения. В опере она наиболее инерционна. По-моему, очень редко можно
встретить исполнение оперы, содержащее хотя бы очень немного сверх суммы
всех штампов своего времени. Раньше я уже писал на лист, что наибольшим
потрясением для меня была известная песенка из "Пиковой дамы" ("Мой
миленький дружок.."), исполненная Е.Смольяниновой в конце фильма В.Хотиненко
"Мусульманин". Оперы Чайковского я никогда принципиально не мог слушать
из-за их беспредельной, по-моему, "салонности". Но достаточно было замены
нормативного голоса оперной примы на голос профессиональной певицы русской
фольклорной школы, чтобы произошло нечто неописуемое. После этого я вообще
не понимаю, где могут быть установлены "границы интерпретации". Вагнеру в
этом смысле тоже крайне не повезло: традиция исполнения его опер
формировалась при большом скоплении субъектов, которых Ницше именовал
базарными мухами. То есть, Вагнер несомненно ответственен за свою
популярность при фюрере, кроме того, меня очень задевает то, что он был
антисемитом, как и Достоевский (и это, к сожалению, проникало в их
сочинения, например, Альберих или персонажи второго плана в романах Ф.М.).
Тем не менее, особенная (не могу точно сказать) тупая помпезность, с которой
Вагнер обычно исполняется, задумана явно не была. С другой стороны, мои
любимые композиторы - Малер и Брукнер - были горячими "поклонниками"
Вагнера; существенно, что его музыка была им известна  в виде партитуры.
Потом, эффектность не означает поверхностности. Самое прямое отношение к
Вагнеру имеют, например, "Песнь о земле" Малера или "Песни Гурре" Шенберга
(по-моему, вообще одно из самых лучших романтических сочинений).
  Сами оперы Вагнера не одинаковы. Если "Голландец" и "Кольцо Нибелунга" 
и
могут быть отнесены к подростковому возрасту, то "Парсифаль" и
"Мейстерзингеры" - вряд ли. Несколько лет назад в Киноцентре показывали
фильм-оперу Х-Ю Зиберберга "Парсифаль", который я, по крайней мере,
"считывал" с большими затруднениями, из-за сложности содержания.

  А вот особой глубины у Брамса я, увы, не чувствую. Конечно, это вопрос
личного восприятия, "системы ценностей", поэтому вряд ли возможно выяснить,
так сказать, кто прав. По моему ощущению, как раз самое высшее у Брамса
именно и отсутствует. Форма, драматургия, "эмоции" - есть. Но искушению
заглянуть за грань "наличной действительности" (а искусство именно и
предоставляет такую _возможность_) Брамс, по-моему, не поддавался. В
терминах возраста это скорее не "зрелось", а "старость". Причем в своем
последнем опусе - для органа - Брамсу это сделать пришлось.
  Безусловно, музыка должна быть разной. Да и Брамс vs Вагнер оказался по
стечению обстоятельств. Конечно, мифы Вагнера, все-таки, поверхностнее
сочинений Баха, Моцарта, Брукнера, Малера, Шенберга, .............. . Хотя 
-
в значительной степени усилиями интерпретатора (дирижера, режиссера) - и
могут добраться до серьезного уровня. Но с тем, что Брамс здесь судья - не
согласен.

--------------------- от 21.01.98
: -----------------------------------------

Алекс Винокуров :
>Господа, как вы объясните тотальное неприятие Брамса Чайковским ? Неужели
он не понимал >"глубины" ? Не могу также поверить, что это просто зависть.

Еще : "Мусоргскую музыку я от всей души посылаю к черту; это самая пошлая 
и
подлая пародия на музыку". Так что это скорее, правило. По стилю напоминает
другого Ильича.

По поводу Караяна :
>Ну, нацистом, то он, наверное, все таки не был.

Хорошо бы, а то я тоже этого не знал и очень расстроился, тк к Караяну
отношусь очень хорошо. Однако, все не так просто: слушать его записи 40-х
годов (мне) невозможно. Мне кажется, что нечто очень идейное там содержится
(особенно, например, у нас была издана на LP 3-я симфония (Герой!!!!,
понимаешь) 44-го года записи и "Риенци" Вагнера, кажется, 43-го года). В
60-х годах он Бетховена совсем по-другому играл.

По поводу Альбериха в "Кольце...":

"...Если мы вообразим в руках Нибелунга вместо рокового кольца биржевой
портфель, мы получим законченную картину страшного образа призрачного
владыки мира..."
В поздних трудах Вагнера содержится полностью нацистская идеология, т.е. 
:
во всем виноват еврейский капитал, нацию должен возглавлять фюрер,
возрождение германского сознания на основе "расового инстинкта" и тд..
Понятно, что идеи исходили от окружения Вагнера, от которого его
предостерегал Ницше, и из которого потом произошли сами фашистские идеологи.
Безусловно, если бы Вагнер дожил до Гитлера, он бы как минимум проклял все
это дело, при его-то характере. Но что оперы Вагнера (особенно "Кольцо..." 
и
"Парсифаль") созданы целенаправленно на основе нацистской идеологии
(программно), по-моему, нельзя игнорировать. (Но что касается "осуждения",
то, все-таки, нельзя о таких вещах судить ретроспективно: нужно иметь
гарантию, что сам не окажешься в подобной ситуации. Но как раз многие
"борцы", любящие пафосно повторять уже устоявшиеся, очевидные вещи с не
меньшей энергией ударяются в массовые заблуждения нашего времени. Так что
речь идет исключительно о понимании, правильном прочтении.) Именно в этом
контексте они и поставлены в упомянутых фильмах Зиберберга.

По поводу архивных дисков и авторских прав :
>Что по этому поводу думают уважаемые читатели листа?

Еще интересно: что думают уважаемые читатели листа о самом Малере Бернстайна
?

!! В смысле: как Бернстайн исполняет Малера ? (я слышал, видимо, другое
исполнение - комплект СД, кажется, Deutche Grammophon, но вряд ли эти версии
качественно различаются).

Сами эти диски вряд ли "сильно" нарушают авторские права, тк звук, убитый
компрессией, уже нельзя сопоставлять с оригиналом (обычно в таком виде
записи дают послушать "для ознакомления").

>Кто-нибудь из нас (кроме Б.Лифановского) был вчера на концерте в
>РЗК? Какие впечатления?

Очень положительные, то есть, просто здорово ! Технические тонкости я не
воспринимаю, тк не музыкант, но вот когда людям еще не надоело то, что они
делают, - это всегда очень хорошо бывает слушать !

И еще : в "Известиях" в рецензии П.Поспелова было написано, что одно из
откровений сезона - исполнение "Поэмы экстаза" Скрябина В.Гергиевым. Мне,
например, сравнительно со Светлановым, оно не понравилось: по-моему, Гергиев
интерпретировал довольно....ммм...в некотором смысле, поверхностно, такое
ощущение, что играет психоаналитик. Т.е. это скорее мнение Гергиева о том,
что, с его точки зрения, может называться "поэмой экстаза", нежели попытка
реализовать замысел Скрябина. Если кто был на этом концерте (в декабре), 
как
он кому понравился ?

---------------------------------------------------------
╚Дс