Subject: Re: Ответ: [club-l] Schnittke


Здравствуйте,

\>Кстати, не откажу себе в удовольствии поерничать и предложу
провести
\небольшой социологический
\>опрос: вот от музыки Шнитке у кого что с душой происходит? Душа
поет,
\плачет, или что она делает в >это время вообще?

\  Бодрствует.
\  Разницы в том, "что с душой происходит", в этом случае и в
случае \хорошей
\музыки вообще - не наблюдаю 

В целом присоединяюсь. Добавлю несколько замечаний. Когда я слушаю
музыку, мне неизбежно хочется "опереться" на какие-то априорные о
ней представления. Например, в тональной музыке я слышу исходную
тональность и переход в другую - который может быть более или
менее неожиданным. Если же звучит совсем неоправданный предыдущим
ходом произведения диссонанс, то я его восприму, скорее всего, как
ошибку исполнителя. Это очень упрощенно, но, надеюсь, понятно, что
я имею в виду. Когда я впервые услышал додекафоническую музыку
(кажется, это была соната Берга), я ощутил, что лишен привычной
опоры и никак эту музыку воспринять не могу. До сих пор не
понимаю, как это с людьми происходит, но со временем, послушав
нововенцев побольше, я начал эту музыку как-то чувствовать. Во
всяком случае, я более-менее понимаю, что в ней может происходить,
а что - нет. С восприятием музыки Шнитке, видимо, что-то похожее.
Есть такие его произведения, про которые я просто ничего сказать
не могу - настолько я в них ничего не слышу, кроме хаоса звуков.
Но, быть может, и в них есть какие-то внутренние законы? Это не
риторический вопрос, мне было бы действительно интересно что-то
узнать об этом.

Все-таки есть у него и более доступные произведения, которые я не
побоюсь назвать красивыми - два Кончерто гроссо, например. Сам
Шнитке, кстати, говорил, что некоторые свои произведения он
создавал в основном рациональным путем, а некоторые просто
"слышал" и записывал. Это в книге "Беседы с Альфредом Шнитке".
Сейчас не помню, что он к какой категории относит - интересно
сравнить с нашими ощущениями.

\мне, например, кажется, что музыка, и вообще любое
\искусство, в первую очередь говорит о человеке, а не об
окружающей
\действительности. 

Это кажется мне довольно спорным утверждением. Я бы относил его, в
основном, к романтикам. Мне кажется, что Бах писал как раз о мире,
а не о себе. Другое дело, что в осмыслении мира ему удалось
подняться на такие высоты, что он увидел мир именно так, как он
его увидел. Музыка Шостаковича тоже изображает мир. Но то ли мир
сильно испортился со времен Баха, то ли Баховские высоты духа уже
совершенно недостижимы... Тем не менее, Шостаковича мы (наш клуб,
то есть) вроде бы любим и почитаем. А ведь трудно сказать, что от
его музыки душа поет :-)

Может быть, и Шнитке продолжает это "неромантическое" направление? 

\Я понимаю, что время
\такое и т.д. и т.п. - но того, от чего душа могла бы петь, в
\современной
\музыке нет. Это сплошная, как сейчас говорят, чернуха. Но я не
верю, \что
\люди в наше время такие, какими их пытаются рисовать современные
\композиторы. Это ложь, а ложь в музыке чувствуется сразу. 

Я очень сочувствую этому мнению. Но я не думаю, что так уж все
современные композиторы стремятся в своей музыке опорочить род
людской. У того же Шнитке во многих произведениях изображается
борьба солирующего инструмента (светлого начала) с силами зла.
Может быть, это и может слегка отдавать ницшеанством (особенно в
такой прямолинейной трактовке), но все же лучики света пробиваются
иногда. И опять же - разве нельзя такие претензии высказать и к
музыке Шостаковича?

Напоследок - пара баек про Шнитке. Первая - рассказана им самим.
На записи музыки Шнитке к какому то фильиу оркестр взбунтовался -
композитор понаписал в партитуре нечто, что сыграть технически
невозможно. Шнитке спас положение, разрешив музыкантам в этом
месте играть что угодно, только обязательно шестнадцатыми. Вторая
из документального фильма о записи виолончельного концерта Шнитке
(привожу по памяти). Композитор, Г.Рождественский и Н.Гутман
сверяют сделанную запись с партитурой. Рождественский: "А вот
здесь, Наташа, в партитуре написано "ми", а вы сыграли "фа".
Придется переделать." Шнитке: "А мне, знаете, кажется, что не надо
переделывать, так даже лучше".

-- 
======================================================
This message was sent by Alexei Vasiliev
e-mail: valex@iki.rssi.ru

Address:
Space Research Institute,
Profsoyuznaya 84/32,
117810 Moscow, RUSSIA
======================================================╩Ю)м)