Boris Lifanovsky wrote:Но теперь я уже точно поостерегусь делать какие-то общиеЭто тоже крайняя точка. Одна дамочка под этим же соусом мне впихивала, что На-На - это тоже настоящая культура, не хуже чем Шенберг...
выводу, понимая, что вся дискуссия, на самом деле, сводится к простейшему
"на вкус и цвет..."Впрочем, не перестану утверждать лишь одно: истиннаяЕсли мы не будем пытаться оценить это сейчас, то и по истечении какого-то времени ничего не изменится. Или скорее всего это сделают другие, а нам просто придется признать их правоту. А почему мы должны ждать ? Почему не пытаться оценить сейчас ? Но признаю, что это очень сложно и требует массу времени. То есть не "на вкус и цвет...", а необходим некоторый уровень, чтобы оценить. Потому что, под тем же соусом, скажем серийной техники и диссонансов, можно предлагать полную ерунду. (У меня такое ощущение, что начинаю повторяться, кажется я это уже писал).
ценность того или иного явления в общем случае может быть видна лишь по
истечении какого-то времени.
Читая в последнее время литературу о современной музыке, я все больше углубляюсь в мысли, что "просто так" современную музыку уже слушать нельзя. К ней уже нужно себя готовить. Вот классификация слушателей Теодора Адорно:1) Слушатель-эксперт
2) Хороший слушатель
3) Образованный слушатель
4) Эмоциональный слушатель
5) Поглотитель развлекательной музыкиМне кажется, что-то понимать можно только начиная со ступени 3. Вот еще высказывание современного композитора Николая Каретникова о серийной технике:
"Я слышу случайное повторение ноты в другом голосе и воспринимаю это как диссонанс".
То есть серийные ряды надо еще научиться слышать. Проблема адекватного слышания сегодня очень остра, что следует из многочисленных отзывов людей пытавшихся слушать современную музыку, но не преодолевших первый барьер. Уверен, что и Чайковский и Брамс тоже бы отвергли сочинения XX века, поскольку ухо слушателя сегодня совсем "не то", что век назад. А. Соколов в своей книге "Музыкальная композиция XX века: диалектика творчества" пишет:
Структурное слышание, то есть умение "доводить музыку до теоретического понятия", выдвигается композиторами как требование определенного уровня подготовленности слушателя. (подчеркнуто мною - А.В.)
-- Alex Vinokurov ISP RAS mailto:vinok@ispras.ru http://www.ispras.ru/~vinok б ■ ┌