Subject: Re: Ответ: [club-l] Как слушать современную музыку


Boris Lifanovsky wrote:

> Но вот теперь, когда созданы все
> условия - зачем теперь брать, и начинать играть все обратно на натуральных
> инструментах (то есть сознательно усложнять свою и без того сложную жизнь) 
-
> вот это мне никак не понятно. Если кто не понял - я имею в виду аутентичное
> исполнение.

Может просто мода такая ? Или просто у людей тяга к старине, к старинным
инструментам и т.д.

>     Я все-таки хочу сделать ударение вот на чем: допустим, допустим (да 
это
> и на самом деле так) и романтики в свое время считались "авангардом". Да.

Не только романтики, но даже и Чайковский воспринимался с большим скрипом.
Сейчас удивляет как вещи типа скрипичного концерта отказывались исполнять.
Лебединое озеро было забыто на десятки лет. И т.д., можно долго продолжать.

> Но стандартными на тот момент средствами полностью высказаться ему казалось
> невозможным. И вот на этом этапе он становился новатором. Новаторство как
> способ выразить свою идею, а не на уровне "задолбало меня все это старье 
-
> скучно, девочки!"

А это стимул к исследованию "белых пятен". Предположим кто-то действительно
создает что-то вроде "задолбало меня все это старье - скучно, девочки!" Потом
другой более талантливый находит там какое-то новое рациональное зерно (которым
первый не сумел воспользоваться в полной мере) и делает вещь - шедевр. Сейчас
ничего в голову для иллюстрации не лезет (кроме заимствований Шостаковичем 
у
Стравинского, но последний явно не подходит под роль менее талантливого). 
Я
думаю если напрячься - можно вспомнить.

>
>     В случае же современных "новаторов" речь идет сперва о создании некой
> "системы", а потом мы в эту систему начинаем загонять музыку. Сперва мы
> изобретем правила, а потом подумаем, можно в них музыку уложить или нет. 
То
> есть уложить-то можно, но вот что из этого выходит...

Да очень даже серьезные вещи. Лунный Пьеро, например.

> Извините, конечно, за пошлость... Потому что люди верили в свою идею. А
> кроме того, были убеждены, что это правильно, что люди должны, в конце
> концов, тоже поверить в нее... Правда, не могу сказать, что современные
> композиторы не разъясняют, что они хотят сказать своей музыкой. Бывает, 
и
> довольно часто. Только вот - не убеждает. Как-то получается, что слова
> отдельно, а музыка - отдельно... Я не прав?

По моему не правы, а точнее частично - правы.
Меня поразил анализ Камерных Вариаций Екимовского. Он сделал подробнейший
драматургический анализ "Спать хочется" Чехова. Уже сам анализ поражает
глубиной и открывает какую-то свою особенную чеховскую драматургию, которую 
я
раньше не замечал при чтении. Затем Екимовский воплотил это в музыке. Хватило
ли бы для этого традиционных средств ? Боюсь что нет в силу специфичности
драматургии. Она не очень-то влезает в традиционные формы: сонатную например.


--
Alex Vinokurov
    ISP RAS      mailto:vinok@ispras.ru  http://www.ispras.ru/~vinok


чд	Ё