Subject: [club-l] Re: to Boris Lifanovsky


  Здравствуйте !
  Ну и сабж же образовался, читаю: умер Лист. Хотя это и произошло в 1886
году, но прочитал и почему-то испугался, пока не дошло...

  Борис Лифановский:
>Ну, не то чтобы с большим... Ничего особенно неисполнимого там не было...
>Хотя вентильные инструменты, конечно, удобнее для исполнителей, тут и
>спорить нечего. На эту тему есть более интересный вопрос: тогда вентильных
>инструментов не было - вот и мучились, бедные... Потом их изобрели - и
>наступило облегчение, все были довольны. Но вот теперь, когда созданы все
>условия - зачем теперь брать, и начинать играть все обратно на натуральных
>инструментах (то есть сознательно усложнять свою и без того сложную
жизнь) -
>вот это мне никак не понятно. Если кто не понял - я имею в виду аутентичное
>исполнение.
  В книгах о Бетховене мне часто попадались высказывания современников, в
частности, валторнистов, о "неисполнимости" его партитур - я в этом смысле.
Хотя Брукнеру еще больше доставалось, и конструкция инструментов была не 
при
чем. Что касается натуральных мед. духовых, то теоретически, при прочих
равных условиях, они должны звучать "чище", т.к. в местах присоединения
вентилей могут образовываться дополнительные отражения звуковой волны, из-за
которых инструмент начинает слабо резонировать на соответствующих частотах.
Однако чистота обработки поверхностей в старинных и современных инструментах
в такой степени не сравнима, что, по-моему, на практике этот эффект не может
реально сказываться, хотя во многих книгах по муз.инструментам он
упоминается.
  Что касается аутентистов - во-первых, людям нравится "перевоплощение", 
и
ничего плохого в этом нет. Многие музыканты, напр. Н.Арнонкур, очень
ответственно относятся к своему делу, и, имхо, что-то у них получается.
Во-вторых, многие старинные инструменты, напр. блок-флейта и виолы, звучат
имхо действительно очень красиво. Кроме того, с особенностями конструкции
этих инструментов связана опр. техника (напр. кларино у амбюшурных), которая
приводит к особой манере высказывания, по-другому недоступной, и все это 
во
всяком случае имеет право вызывать интерес. Здесь другая "звуковая
перспектива": малая громкость этих инструментов физиологически располагает 
к
большей концентрации внимания (т.е. ухо по-другому работает), кстати,
высокое разрешение студийных записей очень этому способствует.

>    Например, в данный момент я со своими коллегами занят изучением весьма
>занятной партитуры - "Квартет на конец времени" Оливье Мессиана. И я на
>своей шкуре чувствую, чем чревато подобное отношение к музыке.
>    Мне бы не хотелось, чтобы мои слова расценивались как "окончательный
>приговор" Мессиану. Я готов к тому, что кому-то удастся меня переубедить.
>Хотя все, что я до сих пор прочитал про этого автора, пока что однозначно
>свидетельствует в мою пользу.

  Вчера, прочитав Ваше письмо, я переслушал этот квартет в двух исполнениях
(что было: Каган/Бруннер/Гутман/Лобанов и
Исакадзе/Михайлов/Монигетти/Мещанинов) и совершенно не мог понять, что же
там Вам не нравится: если даже говорить, что где-нибудь в "Каталоге птиц"
Мессиан и занимается "конструированием", то этот квартет имхо вполне
традиционное сочинение. Тема "вечности и бессмертия" сделана
"минималистским" способом, но мне очень понравилось, во всяком случае, этот
"пласт" квартета в высшей степени _адекватен_. Ассоциации возникали,
во-первых, с Дебюсси (возможно, потому, что я им сейчас увлечен) - очень
узнаваемое "колокольное" звучание ф-но, во-вторых, возможно используется
какой-то церковный материал (все время казалось, что мелодия у виолончели
что-то напоминает), тем более, что Мессиан был, в частности, органистом. 
Еще
показалось, что виолончельная тема (5ч) у него в органных пьесах много раз
повторяется. Вообще, 5я и 8я части - это превосходно переданное настроение
иконы, как в конце фильма "Андрей Рублев". Темы 1й и 3й частей - следующий,
"природный" пласт квартета, - более сложны, но тут речь идет уже о
мировоззрении Мессиана. Слово "природный" я с большим трудом выбрал: тут
нечто вроде космос-птицы (т.е. "между") - человек, все это сложно
взаимодействует, но показано очень наглядно, сразу хочется получше
разобраться. Сами темы апокалипсиса во 2й 6й и 7й частях показаны без
ожидаемой аффектации, но это вообще особенность французской музыки с древних
времен (Вагнер о "Дон-Жуане": здесь...я несомненно дал бы более резкий
колорит, чем это счел нужным сделать Моцарт и тд). Так что все вполне
традиционно. Интермедия ч4 - возможно, тоже церковного происхождения.
Наиболее "модерново" постоена самая сложная 3я часть. Там можно услышать
широко применяемые "обращения времени", распространенные сейчас
"расширяющиеся" звуки кларнета (как при движении маг. ленты в обратном
направлении - может быть, это после магнитной записи появилось ?) Кстати,
Мессиан вряд ли виноват в том, что потом что-то стало часто применяться. 
В
общем никак не могу согласиться, что техника квартета не обоснована.
Очень интересно было бы узнать, как все обстоит на самом деле ? - тк
Мессиана я не особенно слушаю, а про этот квартет не знаю вообще ничего.
  Поэтому хотелось бы подробнее узнать Ваше мнение, поскольку из сказанного
Вами о "сконструированности" музыки квартета все-таки не понятно, что именно
имеется в виду.

С уважением, Рудольф Гейдер
rh@aha.ru


Б