Subject: [club-l] Fw: 13-ая симфония Шостаковича [2/2]


>    Возвращаюсь,  однако,  к  истории  исполнения  13-й симфонии,
>когда  у нас возникла трудная задача - собрать сводный хор басов.
>Я  обратился к художественному руководителю Государственного хора
>Белоруссии  Г.Ширме.  Он  категорически  отказался  участвовать в
>исполнении, хотя ни текста, ни музыки симфонии еще не знал, боясь
>навлечь на себя недовольство начальства.
>
>    Тогда   я   обратился  к  художественному  руководителю  хора
>Белорусского   радио   А.Зеленковой,   выпускнице   Ленинградской
>консерватории,   замечательному   человеку  и  музыканту.  Она  с
>воодушевлением приняла мое предложение.
>
>    Именно   вокруг  небольшой  группы  певцов  ее  хора  и  стал
>собираться  сводный  хор басов. Для начала мы решили не ставить в
>известность   руководство  радио,  а  просто  Анна  Павловна  так
>выстроила  план  работы  хора, что мужчины получили возможность в
>рабочее время разучивать хоровые партии симфонии.
>
>    Первые  несколько  репетиций я проводил у себя дома, знакомил
>певцов  с  музыкой,  с  текстом  симфонии,  просил каждого из них
>рассказывать   о  симфонии  своим  коллегам  из  других  хоров  и
>приглашать  их  к  участию  в  ее  исполнении на условиях личного
>договора  с  филармонией  (помню,  директор  филармонии  Анатолий
>Колонденок  с  большим  трудом,  но нашел средства, и большинство
>певцов  сводного  хора  получили оплату). Состав хора стал быстро
>увеличиваться.   Затем   хоровые   репетиции  были  перенесены  в
>филармонию (теперь это Дом искусств).
>
>    К работе подключилась большая группа из Государственного хора
>Белоруссии,  но  по личной инициативе. В репетициях сводного хора
>принял  участие  хормейстер  радио  Илья  Клионский  и хормейстер
>Государственного  хора  Виктор  Ровдо.  Пришло  много певцов и из
>других хоров. В результате собрался настолько большой хор, что он
>не  помещался  на  хоровых  станках  и  хористы  стояли на полу в
>несколько   рядов.   Когда   на   генеральной  репетиции  Дмитрий
>Дмитриевич  увидел  состав  хора,  он  обомлел  - на сцене стояла
>плотная толпа.
>
>    Еще  на  начальной  стадии  подготовки  к  концерту, будучи в
>Москве,  я  договорился с солистом Московской филармонии Виктором
>Громадским,  который  участвовал в московской премьере, и поэтому
>был  абсолютно  спокоен.  Hо где-то дней за десять до концерта он
>позвонил  мне в Минск и отказался от участия, мотивируя это своей
>занятостью в других концертах.
>
>    Мне  пришлось срочно выехать в Москву в надежде найти другого
>солиста,  знающего  эту  вокальную  партию.  Я предполагал, что к
>премьере  в  Москве  для страховки должен был готовиться еще один
>певец.  В  Московской  филармонии подтвердили мои предположения и
>назвали  солиста  филармонии  Аскольда  Беседина. Он знал партию,
>присутствовал  на  всех  оркестровых  репетициях  К.Кондрашина  в
>декабре,  но  спеть  ему  так и не дали, предпочтя В.Громадского.
>Тогда  у  А.Беседина не было постоянного адреса в Москве, поэтому
>мне  дали  несколько адресов и один телефон, где предположительно
>он мог появиться.
>
>    Имея  в  распоряжении всего один день, от поезда до поезда, я
>объездил  на  такси  все  адреса,  звонил  по  телефону, но нигде
>А.Беседина  не  застал.  Везде  я оставлял свой минский телефон и
>записку:  "При  любых  обстоятельствах  прошу  принять  участие в
>исполнении 13-й симфонии в Минске!"
>
>    Вернувшись рано утром в Минск, я успел лишь войти в квартиру,
>как  раздался  междугородный  звонок.  Звонил Аскольд Беседин: "Я
>готов...  Я  могу...  отменил  все  концерты.  Когда  мне  быть в
>Минске?" Когда мы встретились на перроне, он задал мне сразу один
>вопрос: "Какой поем текст?" - "Конечно, первый!".
>
>    Как относился ЦК компартии Белоруссии и министерство культуры
>к  готовящемуся  исполнению  симфонии  в  Минске?  Во-первых,  об
>исполнении симфонии они узнали, когда по городу уже висели афиши,
>когда  все  с  нетерпением  ждали  этих  концертов  и когда через
>абонементную  систему  все  билеты были уже проданы. Во-вторых, о
>задержке  исполнения  и о требовании верхов изменить литературный
>текст  симфонии  знали в Москве, но в Минске толком никто об этом
>не  слышал.  Один  раз меня и директора филармонии вызывал к себе
>министр  культуры  Г.Киселев,  который,  хоть и поставил вопрос о
>переносе  исполнения,  понимал,  что  делать это было уже поздно.
>Казалось,  уже ничто не может помешать исполнению симфонии, но за
>пять  дней до концерта мне вдруг из Москвы позвонил К.Кондрашин и
>попросил  срочно  вернуть  оркестровые  партии,  потому что якобы
>где-то  намечается исполнение симфонии под его управлением. Утром
>следующего  дня  перед  репетицией  я  сообщил  об этом оркестру.
>Музыканты   выслушали   меня   с  невероятным  волнением:  в  той
>напряженной  обстановке,  после  преодоления стольких препятствий
>невозможно было и представить себе отмену концерта.
>
>    Тогда  решили,  что  после  репетиции каждый музыкант возьмет
>домой свою партию и к утру перепишет ее, а завтра вечером поездом
>отправим ноты с библиотекарем в Москву.
>
>    Hа  следующий день каждый музыкант ставил на пульт две партии
>-  оригинал  и  свою,  переписанную,  чтобы  во  время  репетиции
>исправить возможные описки.
>
>    Вечером  я позвонил К.Кондрашину. Он был поражен случившимся.
>Днем  мне  звонил секретарь Д.Шостаковича, следом взял трубку сам
>Дмитрий Дмитриевич: "Состоится ли концерт?" Я подтвердил, что все
>остается  в  силе,  оркестровые партии в полном порядке, и просил
>его не забыть взять с собой партитуру для меня.
>
>    Дмитрий  Дмитриевич  вместе с женой Ириной Антоновной приехал
>за два дня до концерта. Утром состоялась репетиция с солистом, но
>без  хора,  который  не  мог  бы поместиться в репетиционном зале
>тогдашней   филармонии.  Hа  репетиции  присутствовал  Шостакович
>(сохранилась   фотография).   Hа  следующий  день  -  генеральная
>репетиция,  она  проходила  в зале Дома офицеров, где и состоялся
>концерт.
>
>    Сказать,  что  А.Беседин  пел  прекрасно, - значит, ничего не
>сказать.   Он   был  героем,  пережившим  драматические  коллизии
>симфонии, от его имени он излагал текст и пел музыку:
>
>     Умирают в России страхи,
>     словно призраки прежних лет...
>
>     ...Я их помню во власти и силе
>     при дворе торжествующей лжи
>
>    Когда  закончилась  симфония  (а  пятая  часть заканчивается,
>постепенно затихая), в зале наступила напряженная тишина. Публика
>замерла   в   осознании   истинности  представленных  в  симфонии
>драматических  сцен  и  острейших  общественных  идей.  Потом зал
>взорвался  аплодисментами, публика стоя скандировала, приветствуя
>композитора, поднимавшегося на сцену.
>
>    С  особой  благодарностью  до  сих  пор  вспоминаю участников
>исполнения  13-й  симфонии  в  Минске [Примечание А.П.Зеленковой:
>Артистам  хора  должны  были  заплатить  за  два  выступления,  а
>заплатили  только за одно. Обычно исполнители сражаются за каждый
>рубль, но в данном случае - они сказали: "Что мы - не люди? Споем
>бесплатно!"], особенно музыкантов Государственного симфонического
>оркестра   Белоруссии,  переписавших  весь  комплект  оркестровых
>партий пятичастной симфонии для полного тройного состава духовых,
>арфы,   фортепиано,   множества  ударных  и  большого  количества
>струнных  -  более  семидесяти  партий! Этот комплект оркестровых
>партий  до  сих  пор  находится  в библиотеке оркестра. Я не знаю
>подобного случая в концертной практике оркестров бывшего СССР, не
>говоря о концертной жизни других стран.
>
>    Еще  живы  многие  участники этого исполнения симфонии, и они
>могут подтвердить подлинность изложенного.
>
>Виталий КАТАЕВ
>профессор Московской консерватории
>Москва
>)Л)з)