Subject: [club-l] С.Т.Рихтер


Приветствую всех!
Хочу немного поучаствовать в разговоре о Рихтере.
Про фильм писать много не буду. Скажу только, что не могу разделить
восторженных отзывов, какое-то раздвоение испытываю. Примерно, как в тот
момент, когда понимал, что одновременно хочу и не хочу идти прощаться со
Святославом Теофиловичем в "Пушкинский". Конечно пошел,  а потом понял,
что не надо было... Кажется, стоит посмотреть этот фильм еще раз, и
тогда все всанет на места (думаю, что всем это полезно будет).
А вот по поводу письма Рудольфа об исполнительском искусстве,
интерпретациях Рихтера, хочу высказать свое мнение.
Сразу скажу, что при всем огромном уважении к автору письма, не согласен
ни с одним из его высказываний. С тоном, впрочем, тоже не согласен.
Никакого вызова и утверждения абсолютной истины по-моему нет и в помине.
Мне кажеться, что Рудольф находиться под сильным влияние этого великого
интерпретатора (меня то он просто берет за руку и ведет, как в финале
фильма Тарковского "Зеркало"). Только разница, по-видимому в том, что я
по-детски радуюсь этому, а Рудольф пытается освободится. Невольно
просится аналогия с высказыванием Рихтера почему Пркофьев сильно не
любил Рахманинова.
Где-то в 70-х ходил в Дом Композиторов на цикл лекций "Бах и Швейцер".
Вел этот цикл композитор Фрид, интеллигентный, музыкальный,
интеллектуальный человек , таким во всяком случае он мне казался.
Так вот, когда речь заходила об интерпретациях ХТК, он всегда сначала
давал послушать в исполнении Глена Гульда, всячески его расхваливая, а
потом говорил: "А теперь, для сравнения, послушаем другого пианиста". И
тон, и отсутствие имени, все говорило, об отрицательном отношении.
Конечно это был Святослав Рихтер.
Тогда - я полностью разделял его мнение об исполнении Рихтером Баха и
мечтал иметь ХТК с Гульдом.
Теперь - не знаю, кого люблю больше, и очень этому рад.
Особенно удивляют меня слова об "абсолютной рациональности", "полной
детерменированности" игры Рихтера.
Ну, конечно, кто еще может так просчитывать и "встречать за каждым
поворотом", а в другом случае возьмет и начнет удивляться и поражаться
оригинальности трактовки - только сам слушатель. Все это наши проблемы.
Рихтер даже не исполняет, он творит. И нет ничего удивительного, что при
таком широкомасштабном исполнении, возникают очень близкие, резонирующие
ощущения, поражающие понятностью. Такое исполнение, как раз, и формирует
наши понятия, уж такая сила...
Если Космос и рационален  и бесконечен, то конечно игра Святослава
Теофиловича полностью соответствует этим опрелелениям.

--
mailto:smolkin@dialogbank.com


Qt┐c┐