Subject: Re: [club-l] Richter's last interview
Здравствуйте! простите, получилось длинное письмо - но уж как есть.
Рудольф Гейдер пишет:
> В исполнении Рихтера всегда содержится некий вызов: это есть исполнение
>абсолютное, это сочинение должно звучать _только так_, и никак иначе. А
если
>вы с этим несогласны, то вы ошибаетесь по следующим причинам: .... Когда
я
>слушаю Рихтера, постоянно возникает ситуация, что если где и хочется
>"свернуть в сторону", то там тебя уже ждут. Совершенство существует в
>единственном числе. Эта точка зрения диаметрально противоположна позиции
>М.Юдиной (о которой в фильме Рихтер отзывается полемически: Юдина очень
>талантливый человек, но играет своенравно, это насилие над слушателем, от
>которого болит голова), что высшее совершенство музыкальной пьесы
>заключается в множественности интерпретаций.
Повторю банальщину: если о человеке ТАК спорят после его смерти, значит.
он еще жив. Это относится и к Юдиной (о которой, ушедшей, говорил Рихтер),
и к Рихтеру, о котором мы так взволнованно все говорим.
Меня тоже несколько зацепили рихтеровские слова о Юдиной - я никогда не думала
о них как об оппонентах, это просто как разные материки. Поэтому попробую
об этом сказать. Видимо, это было очень глубокое несовпадение характеров,
темпераметров, отношения к произведению, наконец - мировоззпений. Безусловно
- невозможно представить себе Рихтера, читающего публично стихи Пастернака
в те годы, когда это было опасно.("это было ужасно, у нее не было зубов!"
- а ей неважно было, есть они или нет) Так же как и Юдину, играющую во
время войны так. как будто никакой войны нет. Мне кажется, что оба правы.
Рихтер может показаться несимпатичным - как бы не реагирует на события жизни,
есть только Искусство, которое как маяк, как знак того, что есть Абсолют
- есть война или нет ее - существует. А Юдина может показаться слишком
вызывающей, эпатирующей (взять хотя бы ее религиозность, открыто проявляемую
- что для Рихтера немыслимо: верь, но храни внутри! - а для нее было невозможно
НЕ перекреститься перед выходом на сцену).. Я всегда очень любила Юдину и
считала ее Больше Чем Музыкантом, ведь не было же для нее деления на "музыку"
и "жизнь", это в связи с ней вообще отдельная тема. Рихтер же сознательно
- и тоже правильно! - разграничивает врЕменное и вневременное. И его рационализм
(честность рационализма, кстати - сам же он говорил, что в професии дирижера
ему чужд анализ) способен вот меня, например, спасти, когда "эмоционально
заносит". Что до "произведение должно звучать только так и никак иначе"
- то это просто из разряда убеждений, в которые вторгаться нельзя
... Смешная получается вешь, если проанализировать: Юдина - насилие над слушателем,
потому что своенравна (для Рихтера), Рихтер - насилие над слушателем, потому
что не допускает вариантов (для оппонентов Рихтера)... Господи, хорошо-то
как! :-)
А фильм действительно потрясающий по всем показателям. Такого не было давно.
Еще осмысливать долго придется. Пока только одни эмоции.
Кстати - мелочь, но оказалась заметной (может, еще кто заметил): когда Рихтер
говорил про то, что у Юдиной "не было зубов", шла панорама кладбища, и в
кадре именно в этот момент надолго задержалась чья-то могила с фамилией
"ЗУБОВ". Вот ирония судьбы-то...
А вот пока это письмо писала, пришло письмо Владимира Смолкина. Тоже захотелось
отреагировать.
> Скажу только, что не могу разделить
>восторженных отзывов, какое-то раздвоение испытываю. Примерно, как в тот
>момент, когда понимал, что одновременно хочу и не хочу идти прощаться со
>Святославом Теофиловичем в "Пушкинский". Конечно пошел, а потом понял,
>что не надо было...
К сожалению, я тоже "раздваиваюсь"- именно в этом смысле. Я знаю людей, которые
не ходят даже в дома-музеи, потому что вторжение в чужой дом без хозяина
это как-то нехорошо. И я тоже в какой-то мере такова, поэтому совсем не радуют
новости о квартире Рихтера как о концертной площадке.
>Кажется, стоит посмотреть этот фильм еще раз, и
>тогда все встанет на места (думаю, что всем это полезно будет).
А кто-нибудь записывал? У меня нет своего видео, поэтому буду благодарна
за услуги местного видеопроката-на-ММВ... Кассету верну... :-)
>меня то он просто берет за руку и ведет, как в финале
>фильма Тарковского "Зеркало"). Только разница, по-видимому в том, что я
>по-детски радуюсь этому, а Рудольф пытается освободится. Невольно
>просится аналогия с высказыванием Рихтера почему Пркофьев сильно не
>любил Рахманинова.
И то верно: все же разные, это такое чудо! почему обязательно нужно не любить,
освобождаться и проч? Понятно. мы не ангелы, но все же! Неужели нельзя принять
так как оно есть?
Вот уж точно золотые слова В. Смолкина -
>Тогда - я полностью разделял его мнение об исполнении Рихтером Баха и
>мечтал иметь ХТК с Гульдом.
>Теперь - не знаю, кого люблю больше, и очень этому рад.
Ура! Могу только согласиться и порадоваться!
>Особенно удивляют меня слова об "абсолютной рациональности", "полной
>детерменированности" игры Рихтера.
>Ну, конечно, кто еще может так просчитывать и "встречать за каждым
>поворотом", а в другом случае возьмет и начнет удивляться и поражаться
>оригинальности трактовки - только сам слушатель. Все это наши проблемы.
>Рихтер даже не исполняет, он творит. И нет ничего удивительного, что при
>таком широкомасштабном исполнении, возникают очень близкие, резонирующие
>ощущения, поражающие понятностью. Такое исполнение, как раз, и формирует
>наши понятия, уж такая сила...
А можно тоже подписаться под этими словами?
Еще раз прошу прощения за длинноты.
Мария Батова
muaicahumana@mail.ru
Здравствуйте! простите, получилось длинное письмо - но уж как есть.
Рудольф Гейдер пишет:
> В исполнении Рихтера всегда содержится
некий вызов: это есть исполнение
>абсолютное, это сочинение должно звучать
_только так_, и никак иначе. А если
>вы с этим несогласны, то вы
ошибаетесь по следующим причинам: .... Когда я
>слушаю Рихтера, постоянно
возникает ситуация, что если где и хочется
>"свернуть в
сторону", то там тебя уже ждут. Совершенство существует
в
>единственном числе. Эта точка зрения диаметрально противоположна
позиции
>М.Юдиной (о которой в фильме Рихтер отзывается полемически: Юдина
очень
>талантливый человек, но играет своенравно, это насилие над
слушателем, от
>которого болит голова), что высшее совершенство
музыкальной пьесы
>заключается в множественности интерпретаций.
Повторю банальщину: если о человеке ТАК спорят после
его смерти, значит. он еще жив. Это относится и к Юдиной (о которой, ушедшей,
говорил Рихтер), и к Рихтеру, о котором мы так взволнованно все
говорим.
Меня тоже несколько зацепили рихтеровские слова о
Юдиной - я никогда не думала о них как об оппонентах, это просто как разные
материки. Поэтому попробую об этом сказать. Видимо, это было очень
глубокое несовпадение характеров, темпераметров, отношения к произведению,
наконец - мировоззпений. Безусловно - невозможно представить себе Рихтера,
читающего публично стихи Пастернака в те годы, когда это было опасно.("это
было ужасно, у нее не было зубов!" - а ей неважно было, есть они или
нет) Так же как и Юдину, играющую во время войны так. как будто
никакой войны нет. Мне кажется, что оба правы. Рихтер может показаться
несимпатичным - как бы не реагирует на события жизни, есть только Искусство,
которое как маяк, как знак того, что есть Абсолют - есть война или нет ее
- существует. А Юдина может показаться слишком вызывающей, эпатирующей
(взять хотя бы ее религиозность, открыто проявляемую - что для Рихтера
немыслимо: верь, но храни внутри! - а для нее было невозможно НЕ перекреститься
перед выходом на сцену).. Я всегда очень любила Юдину и считала ее Больше Чем
Музыкантом, ведь не было же для нее деления на "музыку" и
"жизнь", это в связи с ней вообще отдельная тема. Рихтер же
сознательно - и тоже правильно! - разграничивает врЕменное и вневременное. И его
рационализм (честность рационализма, кстати - сам же он говорил, что в професии
дирижера ему чужд анализ) способен вот меня, например, спасти, когда
"эмоционально заносит". Что до "произведение
должно звучать только так и никак иначе" - то это просто из разряда
убеждений, в которые вторгаться нельзя
... Смешная получается вешь, если проанализировать:
Юдина - насилие над слушателем, потому что своенравна (для Рихтера), Рихтер -
насилие над слушателем, потому что не допускает вариантов (для оппонентов
Рихтера)... Господи, хорошо-то как! :-)
А фильм действительно потрясающий по всем
показателям. Такого не было давно. Еще осмысливать долго придется. Пока только
одни эмоции.
Кстати - мелочь, но оказалась заметной (может, еще
кто заметил): когда Рихтер говорил про то, что у Юдиной "не было
зубов", шла панорама кладбища, и в кадре именно в этот момент надолго
задержалась чья-то могила с фамилией "ЗУБОВ". Вот ирония
судьбы-то...
А вот пока это письмо писала, пришло письмо
Владимира Смолкина. Тоже захотелось отреагировать.
> Скажу только, что не могу разделить
>восторженных отзывов,
какое-то раздвоение испытываю. Примерно, как в тот
>момент, когда понимал,
что одновременно хочу и не хочу идти прощаться со
>Святославом
Теофиловичем в "Пушкинский". Конечно пошел, а потом
понял,
>что не надо было...
К сожалению, я тоже "раздваиваюсь"- именно в этом смысле. Я знаю
людей, которые не ходят даже в дома-музеи, потому что вторжение в чужой дом без
хозяина это как-то нехорошо. И я тоже в какой-то мере такова, поэтому совсем не
радуют новости о квартире Рихтера как о концертной площадке.
>Кажется, стоит посмотреть этот фильм еще раз, и
>тогда все
встанет на места (думаю, что всем это полезно будет).
А кто-нибудь записывал? У меня нет своего видео, поэтому буду благодарна за
услуги местного видеопроката-на-ММВ... Кассету верну... :-)
>меня то
он просто берет за руку и ведет, как в финале
>фильма Тарковского
"Зеркало"). Только разница, по-видимому в том, что я
>по-детски
радуюсь этому, а Рудольф пытается освободится. Невольно
>просится аналогия
с высказыванием Рихтера почему Пркофьев сильно не
>любил
Рахманинова.
И то верно: все же разные, это такое чудо! почему обязательно нужно не
любить, освобождаться и проч? Понятно. мы не ангелы, но все же! Неужели нельзя
принять так как оно есть?
Вот уж точно золотые
слова В. Смолкина -
>Тогда - я полностью разделял его мнение об исполнении Рихтером Баха
и
>мечтал иметь ХТК с Гульдом.
>Теперь - не знаю, кого люблю больше,
и очень этому рад.
Ура! Могу только согласиться и порадоваться!
>Особенно удивляют меня слова об "абсолютной рациональности",
"полной
>детерменированности" игры Рихтера.
>Ну, конечно,
кто еще может так просчитывать и "встречать за
каждым
>поворотом", а в другом случае возьмет и начнет удивляться и
поражаться
>оригинальности трактовки - только сам слушатель. Все это наши
проблемы.
>Рихтер даже не исполняет, он творит. И нет ничего
удивительного, что при
>таком широкомасштабном исполнении, возникают очень
близкие, резонирующие
>ощущения, поражающие понятностью. Такое исполнение,
как раз, и формирует
>наши понятия, уж такая сила...
А можно тоже подписаться под этими словами?
Еще раз прошу прощения за
длинноты.
Мария Батова