Subject: [club-l] Рихтер


> От: Rudolf Heider 
> Кому: club-l@lists.cityline.ru
> Тема: Re: [club-l] Richter's last interview
> Дата: 10 апреля 1999 г. 3:45
> 
>   В исполнении Рихтера всегда содержится некий вызов: это есть исполнение
> абсолютное, это сочинение должно звучать _только так_, и никак иначе. А
если
> вы с этим несогласны, то вы ошибаетесь по следующим причинам: .... Когда
я
> слушаю Рихтера, постоянно возникает ситуация, что если где и хочется
> "свернуть в сторону", то там тебя уже ждут. Совершенство существует в
> единственном числе. Эта точка зрения диаметрально противоположна позиции
> М.Юдиной (о которой в фильме Рихтер отзывается полемически: Юдина очень
> талантливый человек, но играет своенравно, это насилие над слушателем, 
от
> которого болит голова),

А мне кажется, что кое-где (я Рихтера мало слушал) он играет также как
Юдина, в смысле полностью отлично от привычных интерпретаций. Я имею ввиду,
например, Первый концерт Чайковского. Хотел бы сравнить ну скажем с
Гилельсом, игра которого ИМХО в более полной мере схватывает существенные
стороны. Взять скажем темп: у Рихтера все наоборот: там где быстро -
медленно, там где медленно - быстро, режет слух (то же и у Юдиной). В общем
совершенно нестандартно (я конечно понимаю что уйти от стандартов и штампов
в искусстве очень важно, но чтобы это было не во вред). Если у Гилельса
эмоциональный взлет (там где действительно взлет), то у Рихтера как-то
слишком сдержанно. Может это и есть проявление рационального подхода ?
Кстати, поэтому для меня выглядит сомнительным, что Рихтер - это всего лишь
(почти) идеальный передатчик между композитором и слушателем, т.к. своего
он привносит много если не сказать очень много.
С другой стороны, многие вещи поражают точностью схватывания именно сути,
особенно вот это pianissimo.
Такая вот сумбурная оценка сложилась, прошу простить.

> Пожалуй, одно из главных качеств интерпретаций Рихтера
> (в моем неграмотном понимании - !) - абсолютное отсутствие
иррационального,
> полная детерминированность (с неопределенностью сталкивается только
> слушатель, который что-то недопонимает).

Если бы это было так (в смысле абсолютное отсутствие иррационального), то
это была бы скажем музыка для медитаций (от meditation - размышление) и не
музыка в полном смысле этого слова, т.к. иррациональность - существенная
сторона, без которой ее невозможно представить.

Alexei Vinokurov
mailto:vinok@ispras.ru    http://www.ispras.ru/~vinokUэл