Subject: [club-l] Тема смерти у Шостаковича. О Спивакове.


> От: Dmitry Kornilov 
> Кому: club-l 
> Тема: [club-l] Шостакович и Спиваков.
> Дата: 16 апреля 1999 г. 21:31
> 
> Здравствуйте, друзья.
> Действительно, интересная статья в ОГ "Шостакович не был верноподданным
> "совком"". Дело в том, что оная газета потихоньку желтеет, но последний
> номер, конечно, интересен.

Печальная тенденция многих российских газет  ;-(

 И по поводу РНО, и по поводу фильма о Рихтере, и
> по поводу книги о Шостаковиче. В этой статье, без сомнения, уже
> утверждается, что книга Волкова подлинна. И вышла новая книга
исследователей
> в которой эта подлинность доказывается. И описывается поведение Волкова,
> которое наиболее чем достойно, на мой взгляд. Почему в России книга
Волкова
> и эта новая книга не изданы до сих пор? М.б. пришла пора плюнуть на
> советское музыковедение и признать, что творчесто Шостаковича не так
> однозначно как представляется на первый взгляд, не поддается однозначной
> расшифровке.

Творчество любого настоящего художника таковым свойством обладает. Я бы,
например, занялся переводом скажем для ММВ (или просто опубликовал у себя
на страничке, хотя бы избранное), только где ж саму книгу взять-то ? Разве
что выписать у буржуев..

 И что, действительно, например, некоторые куски Седьмой могли
> быть написаны до войны.

Вроде распространена точка зрения, что первая часть практически полностью
была написана до начала войны. Хотя вопрос спорный.

 Я не помню кто это сказал и о ком, но можно сказать,
> что если ДДШ пишет о войне, то он пишет обо всех войнах.

Однозначно. Опять же любой Художник отталкиваясь от реальности на самом
деле абстрагируется от нее и создает вещи отвязанные от конкретного
времени-пространства. Если уж война, так вечные вопросы, связанные с ней:
насилие, варварство, страдание, борьба, патриотизм, героизм и т.д. Вот
почему по поводу слов Марии Батовой я сказал, что не понимаю, как могут
музыка и жизнь не существовать отдельно (точнее я понимаю, но протестую или
не принимаю это, но это уже мои личные проблемы ;-).

> Кстати, хочу поделиться нечаянной меломанско-дилетанской радостью. Я
недавно
> слушал запись Четырнадцатой симфонии Шостаковича в исполнении Бернарда
> Хайтинка с Фишером-Дискау.

Спасибо, что указали. Надо будет послушать.

 Мне эта
> запись показалась более удачной, нежели стандартная
> Ростропович-Вишневская-Решетин.

А есть еще Целовальник / Нестеренко / Кондрашин. Тоже впечатляет.

А, кстати, как Вы думаете,
> ДДШ был верующим человеком?

Думаю, что никогда им не был. Но очень много думал о смерти, особенно в
последний период жизни и творчества. Это 14-ая и 15-ая симфонии. Кстати
незадолго до 14-ой он оркестровал Песни и пляски смерти Мусоргского. Это
Соната для скрипки и фортепиано. Метафизическая вещь. Это последний опус 
-
Альтовая Соната. Из квартетной линии: 7-ой, 8-ой, 11-ый и 15-ый (наиболее
ярко, а вообще тема смерти нитью проходит практически по всем крупным
вещам).  Были периоды когда смерть от ДДШ была очень близко, время опалы:
36-37 годы. Похоже, очень сильно повлияло на его творчество. Думаю, что
через такие вещи как 15-ая симфония ДДШ выходил на Абсолют. Но это мертвый,
метафизический Абсолют, это не живой христианский Бог.

> Этот вопрос усиленно мусируется в англоязычном
> Интернете

Это понятно. Так им хочется.

> Кстати, очень хорошая статья Бориса о Спивакове, как руководителе РНО.
Так
> ли хорошо с художественной точки зрения, что он его возглавил? Мне
кажется,
> что этот человек - типичный представитель шоу-бизнеса, и ничего хорошего
для
> музыки это не несет.

Мне кажется нет. Сначала я тоже так думал, когда сначала смотрел на афиши
(в основном легкие, доступные и популярные вещи Гайдна, Моцарта, Вивальди 
и
т.д.), а потом узнавал стоимость билета в кассе. Но чем больше я узнавал 
о
Спивакове, тем больше он мне нравился. Во-первых он занимается
благотворительностью: помогает одаренным детям. У него первокласснейший
оркестр, сам он лауреат конкурса Чайковского совдеповских времен, когда
конкурс был не то что сейчас. Я не слышал ни одного исполнения Времен года
Вивальди лучше, чем запись Виртуозов Спивакова, хотя сами понимаете, вещь
популярная и часто исполняется. А вообще Борис обещал, что опубликует
интервью с музыкантом из Виртуозов.


Alexei Vinokurov
mailto:vinok@ispras.ru    http://www.ispras.ru/~vinoklh]X]