Subject: [club-l] Re: [club-l] Шостакович и Спиваков


От: Dmitry Kornilov 

> Я, все-таки, думаю, что то что Спиваков широко занимается
благотворительностью ни как
> не поможет ему при работе в РНО. То что он лауреат, тоже, наверное, не
очень важно, потому 
> что он туда дирижировать идет, а не на скрипке играть. Борис об этом
писал, у Спивакова опыт в основном > работы с камерным
> оркестром, а это несколько другое, все-таки. "Времена года" и симфония
Малера это две большие разницы.
> По-моему, нельзя выбирать дирижера только по причине его громкого имени,
хотя, так
> в основном и делается. Ну, они бы еще Башмета пригласили, почему нет?

Совершенно с Вашими аргументами согласен. С другой стороны имя может
обеспечить финансовую поддержку, что сейчас стало, к сожалению, важным
вопросом. Еще хотелось бы добавить о Спивакове. Виртуозы в консерватории
играли вроде бы "легкие" вещи, а вот записывали они совсем другие:
"Шнитке. Соната для скрипки и камерного оркестра. Щедрин. Музыка для
струнных, гобоев, рожков и челесты. Шостакович. Элегия и полька."
""Посвящение Шостаковичу". Шостакович. Вокальный цикл "Из еврейской
поэзии". Концертино. Антиформальный раек."

> С этим я бы не согласился. Я думаю, не все отталкиваются от реальности. 
А
Шостакович и
> Шнитке они просто замешаны на нашей реальности, они ее музыкальное
воплощение. Хотя
> и тот и другой, иногда, но очень редко поднимались значительно выше. Я
уже цитировал Солженицына,
> по-моему, он очень точно описал ДДШ.
> От какой реальности отталкивался Вивальди, например? Слушая его о его
времени ничего сказать
> нельзя, а если можно, то это будет не правда.

Но реальность необязательно выражается конкретными событиями в конкретное
время. У Вивальди можно почувствовать, как прекрасна в разное время года
природа в далекой Италии и т.д.

>А так как в Бога он не верил, то и писать ему было особо не о чем.
>Симфония ╧14 для 
>меня это какая-то особенная музыка. Она безумно красивая. 

?! Красивы цветы на могиле Лорелеи..

Но это не музыка о смерти,
>она о ее причинах, это протест против насилия и т.д. Там слышно отношение
автора
>к насилию, но не его отношение к смерти, как к факту, неважно от чего от
пули или от цирроза.
>Если композитор не верующий, то в его музыке нет еще одного измерения на
которое он
>мог бы выйти, стать выше драки. Подняться до тех высот до которых
поднялись Бах, Брукнер и
>Вагнер.

Я не думаю, что у Шостаковича "просто реальность". Вот уж в соцреализме его
никак не обвинишь, разве что за 4-ую симфонию, да и то с очень большой
натяжкой. У него открывается реальность другого порядка.

Меня удивляет как мало и просто ДД высказывается о сочинении Скрипичной
сонаты:
"... Писал музыку. На сей раз скрипичную сонату. Очень хотел закончить ее 
к
60-летию Давида Ойстраха." Все. Похоже на "спектр поглощения": в спектре
его высказываний присутствует почти все, за исключением отдельных вещей,
видимо очень дорогих, в которых Художник боится, что слишком раскрылся или
вышел на что-то демоническое, страшное по своей силе.

Alexei Vinokurov
mailto:vinok@ispras.ru    http://www.ispras.ru/~vinokoмЫ