Subject: [club-l] Tretjakov and Gutman


Так же хочу присоединиться ко множеству восторженных мнений касательно
этого концерта и очень рад, что, не смотря на то, что в Москве в последнее
время я бываю чрезвычайно редко, в этот раз всё таки смог услышать одних 
из
моих самых любимых исполнителей. Третьякова я слышал с Брамсом очень много
раз - в принципе этот концерт я услышал впервые в исполнении Третьякова ещё
в 1976 году - и мне кажется, что как интерпретация, так и технология у него
только улучшаются.

Но я скорее хотел кое-что написать по поводу рецензии Бориса Лифановского
на этот концерт, причём моментов,связанных не с самим концертом, а с
рассуждениями Бориса о популяризации и продаже себя отдельных наших звёзд.

"... мечта о том, что академическая культура может когда-нибудь стать
популярной является галлюцинацией, и довольно причудливого свойства.
Культура, в противоположность комфорту, никогда не была и не будет
достоянием миллионов, даже если миллионы этого и захотят..." 

Как лично мне кажется, мечтать не так уж и плохо. И делать что-то, для
того, чтобы эта мечта стала явью, то же не так уж глупо. Моё личное мнение,
что желание сделать классическую музыку, как часть международной культуры,
популярной, не такое уж плохое дело и, чёрт с ним, если благодаря имени,
скажем Мстислава Растроповича, какой нибудь индивид, до этого никогда не
бывавший на классическом концерте, пойдёт туда в первый раз, и благодаря
этому концерту заинтересуется впринципе классической музыкой. Не надо
миллионов - пусть это будет хотя-бы 1 из миллиона - это стоит того. И мне,
честно говоря, наплевать, если Ростропович делает себе саморекламу, и его,
в принципе, не волнует вопросы культуры, а лишь собственная персона -
главное, что то, что он делает, делается на высшем уровне и ужасно
талантливо. Вообще, как мне кажется, говорить здесь надо о каждом отдельном
случае. Вот Борис упомянул в своей рецензии Кремера. По моему он то как раз
совершенно не занимается саморекламой, являясь (опять-таки, по моему
мнению) очень глубоким и честным художником. И что-то я не слышал, чтобы 
он
играл на стадионах (Ростропович дирижировал оркестром на Красной Площади,
но здесь по-моему, тоже нет ничего плохого). Просто, после того, что ему 
в
начале перестройки дали возможность опять играть в Москве и в России,
привнесло в его выступления оттенок шумихи, что очередной раз доказало
утверждение: "Нет пророка в своём отечестве". То есть изменилось мнение о
нём, но не сам Кремер.
К тому же к понятию "продажи" я бы не относился с таким пренебрежением.
Извените за глобальность темы, но мнение многих людей, в том числе и
музыкантов, что классическая музыка постепенно вымирает, происходит от
многочисленных явлений нашей жизни, но я бы назвал две, по-моему мнению,
основные причины: во-первых, это снижение профессионального уровня
исполнителей - дирижёров и солистов - во всём мире (об этом я писать сейчас
не буду, это очень большая тема, а я и так уже превысил все мыслимые
границы размеров письма); а во-вторых, это отсутствие этой, так называемой
"продажи" на настоящем профессиональном уровне. Способы продажи должны
быть, конечно, совсем другие в сравнении с поп-индустрией, но продажа
должна существовать, причём продажа как музыки, так и исполнителей, иначе
классическую музыку просто задавят. Это ужасно сложно, я понимаю, здесь
требуются люди, которые могут мыслить по новому и главное, это не должно
быть адресовано только к профиссиональным музыкантам, а к людям, которые
любят музыку и к потенциальным любителям. Я не имею ввиду заигрывание с
ними, а именно диалог. И выражение "публика не поняла" во многих случаях
для меня является признаком бессилия и желанием найти виноватых.
То, что такие музыканты, как Третьяков и Гутман, привлекают публику
(обычных людей) меньше, чем Кремер или Ростропович, является для меня
несправедливостью, и в первую очередь, по отношению к публике. Есть люди,
которые могут продавать сами себя, а есть люди, которых должен продавать 
(в
хорошем смысле) кто-то другой, кто может это делать.

Я извиняюсь, что так много места занял, но уж очень хотелось высказаться.

Сожалею, что не смог принять участие в сабантуе, связянным с днём рождения
МВ. Причена та же - не был в это время в Москве.J?v