Subject: [club-l] Про телеканалы и Гутман с Вирсаладзе


Привет всем!

Я вот наконец утряс все свои проблемы с компьютерами и снова готов к труду 
и
обороне. Так что если у кого есть ко мне какие вопросы - прошу не стесняться
и вспоминать мой адрес. :)
По поводу каналов. Каналы есть, их довольно много. Точные названия и/или
частоты (или как там это называется) не скажу - не знаю. Но и по собственным
впечатлениям, и по рассказам знакомых, практически в любом отеле в
телевизоре есть один-два канала, транслирующие классику. Иногда вперемежку 
с
чем-то, а иногда и только ее.
На что они существуют - не знаю совсем. Думаю, что ничего нового: гос.
поддержка напополам с частными пожертвованиями.
Если у кого-то есть какая-то более развернутая информация, или даже ссылки,
мне было бы тоже интересно узнать, как и Леше.

Что касается концерта 2 мая. Это о Гутман речь, я правильно понял?
Тогда делюсь впечатлениями. С самого начала все испортила администрация
Малого зала: они сказали, что студентов пускать не будут, никаких пропусков,
ничего - только по билетам. Студенты, понятное дело, несколько удивились
такому повороту, потому что ладно бы еще вечерний концерт, тогда еще
понятно.. Да и  вообще, не по-людски это. Раньше, лет двадцать назад,
говорят, по студенческому билету можно было в Большой театр попасть (что 
моя
мама с успехом и делала, кстати), а теперь даже в консерваторию не пускают.
И вот мы все там толпились у КПП, а бабушки-контролерши еще на свою голову
постоянно подогревали настроение в обществе предложениями придти вечером,
когда будет играть Пикайзен. Он, конечно, хороший скрипач, но пришли-то все
на Гутман с Вирсаладзе...
Короче говоря, наступил момент, когда общественное сознание не выдержало
этих издевательств, и толпа студентов при поддержке сочувствующих просто
смела КПП, уронила столик и радостно ломанулась на балкон. Бабушки стояли
насмерть, но их было всего двое... Впрочем, насколько я успел заметить,
пострадали они не сильно. В этом деле важно вовремя уйти в сторону. ;)
На балкон мы попали раньше всей толпы (т.к. бежали в первых рядах), поэтому
еще успели отхватить три стула и сесть прямо у перил балкона, так что все
было прекрасно слышно, а главное, плотный ряд видеокамер не загораживал нам
обзор, как тем, кто сидел на нормальных местах.
Вобщем, это все лирика, главное, конечно, случилось потом.
С самой первой фразы Гутман поразила своим абсолютно безразмерным звуком. 
Не
часто бывает, чтобы виолончель так заполняла Малый зал. Причем звук
красивейший, и, что самое главное, очень гибкий. Кстати сказать, Гутман
вообще отличается гибкостью и тонкостью игры, и в этом смысле их дуэт с
Вирсаладзе очень удачен - они похожи в этом. Обе могут звучать очень мощно,
но редко пользуются абсолютным форте, предпочитая качество звука количеству.
И Гутман, и Вирсаладзе очень здорово умеют играть именно звуковыми красками,
а не прямолинейной нюансировкой по шкале p-mp-mf-f. Это, между прочим, очень
редкое качество, особенно для современных исполнителей.
Впрочем, надо сказать, что в отличие от Вирсаладзе, которая все время, даже
во время кульминаций, играет очень, я бы сказал, интеллигентно, Гутман
иногда позволяет себе играть грубовато. Особенно это ощущается в верхнем
регистре в нюансе форте. Тогда звук становится несколько скрипящий и сразу
теряет в выразительности, чего никогда не происходит  внизу.
Возможно, я отношусь к ней предвзято, но меня это мало раздражает, тем
более, что если звук у нее и бывает иногда не слишком качественным, с
музыкальной точки зрения все остается исключительно интересно.
Иногда появлялось ощущение, что Гутман играет с большими усилиями, чем
Вирсаладзе. Хотя мне  всегда и казалось, что в сонатах Бетховена большую
часть работы берет на себя фортепиано, а виолончель как-то больше "на
подхвате", но Элисо Константиновна как-то очень легко (по крайней мере, со
стороны так казалось) справлялась с этой работой. Вирсаладзе играла очень
мягко, очень красиво и очень выразительно. Возможно, кому-то такая мягкость
показалось бы и чрезмерной для такой музыки,, но это на любителя. У нее, 
мне
кажется, прекрасно получилось продемонстрировать то, что Бетховен может быть
_разным_, что это не обязательно только "та-та-та-там" (Пятая симфония). 
И
получилось это очень хорошо.
С другой стороны, возможно, Вирсаладзе так подошла к исполнению сонат в
связи с Гутман, которая, при всех своих хороших качествах, иногда, конечно,
несколько перегибала палку и играла подчеркнуто жестко. Хотя в данном случае
мне бы не хотелось отдельно говорить о виолончелистке и о пианистке,
поскольку они представляются мне ансамблем такого уровня, когда уже не имеет
смысла говорить об исполнителях по отдельности.
На круг, мне кажется, что Сонаты удались (Вариации тоже удались, конечно!).
Во всяком случае, я получил массу удовольствия от их исполнения, и даже тот
списочек критических замечаний, который я набросал выше, составлен скорее 
по
привычке. Лично меня все вполне устроило в том виде, в котором это было
представлено в воскресенье. :) Скажу даже больше: думаю, что в будущем мы
еще не раз будем иметь повод гордиться, что мы слушали таких музыкантов, 
как
Гутман и Вирсаладзе.
Они, вероятно, этого не знают, а если им скажут - не поверят, и все-таки:
если и есть кто-то, кого можно назвать гордостью современной музыки, то это
они.
Напоследок вспомнилось, как гордость современной музыки, кажется, в Третьей
сонате стала настраивать виолончель между частями, а Элисо Константивна,
видимо, от волнения, решила, что уже пора играть, и вместо "ля" вдарила
финал. Впрочем, быстро поправилась. Слушатели получили массу удовольствия.
:)
И вот еще: если кому интересно, как Вирсаладзе играет Бетховена одна, без
Гутман, то 10 мая в БЗК можно будет послушать Первый и Второй концерты.
Аккомпанировать будет камерный оркестр "Музыка вива" п/у маэстро Рудина, 
но
я надеюсь, что это не сильно испортит впечатление.

Всегда ваш,

Борис Лифановский
http://www.mmv.cityline.ru
http://www.mmv.cityline.ru/we/boris/

╕х	╦