Subject: [club-l] Re: Кремер и по мелочам (Б. Лифановский)


< А тот же Рихтер - или он уже история?

        Да! А нет что ли, черт возьми. Играл он совсем недавно, но к
сожалению, не теперь!
        И то же ведь, кто его искусством божественного исполнения
восторгается, а кто ворчит по поводу того, что было ему до 20 лет как
следует техникой заниматься, а не под началом одного лишь своего отца
совершенствоваться...


>>     Насколько мне представляется, увеличение темпов и внесение прочих
>> атрибутов современности (тембры и характеры в звучании) в академическую
>> музыку почитается многими музыкантами как  необходимое соответствие духу
>> современности. То есть, утверждается, что как бы есть(!) в этом
"праведная"
>> составляющая.

>Если Вас интересуют комментарии именно по этому поводу, Вы не могли бы
>пояснить свою мысль? Что Вы имеете в виду под современными тембрами?

        - задача, далеко выходящая за пределы моего музыкального
образования, но я рискну по-наглому, формулировать, только не бейте потом
сильно! А то обижусь

        Итак, современные "тембры":

    1.    "Камерное" исполнение прошедших веков воспитывало бережное
отношение к звуку деревянного струнного инструмента, весьма изысканное и
утонченное звукоизвлечение. Примеры тому из современных исполнителей, из
тех, что поближе, наверное, не ошибусь, если назову Пикайзена, или, если
хотите, еще ближе - проф. класса скрипки Консерватории Кравченко.
        Современные залы воспитывают мощь компромисно в ущерб красоте тембру
звучания. Я не имею ввиду "запредельно", но все же в ущерб!

    2.    Существенное увеличение темпов. Характерный пример - буквально
все, получившие в настоящее время широкое распространение, интерпретации
камерными оркестрами "Времен года" Вивальди (от родных Итальянских до,
чужеземных для Вивальди, наших отечественных, причем названия всех этих
оркестров состоят из по разному наклоненных почти одних и тех же слов). И
ведь, возникает ощущение, что, возьми правильный из оригинала темп, и,
действительно, тяжело и утомительно будет современному слушателю такое ориги
нальное исполнение.

    3.    Смещение красок при исполнении в сторону современной
композиторской, "отражающей современную картину мира и нравственности", я 
бы
сказал "вычурности". Стремление к нагромождению...  Обоснованием служит то,
что современный мир, действительно, полон хаоса! Примеров, мне кажется -
масса в интерпретационных "вставках" Вл. Спивакова. Насколько я понимаю,
всегда интересно послушать, что он в очередном выступлении придумает, но
композитору, наверное, не понравилось бы очень! У современных молодых
выступающих скрипачей - выходцев из Консерватории, этой осовремененности 
- в
бесспорном, по-моему, переизбытке. Это показатель того, чему учат?

    4.    Наконец, просто облегчение восприятия внешними ЭФФЕКТАМИ.
    а)     Музыкальными - полбеды.
    б)     КОРПУСНЫМИ. С преувеличениями, поражающими меня лично не самим
эффектом, не тем, что при этом удается смычок удерживать где-то между грифом
и подставкой, а тем что
    а) все это мало заметно в звуке.
    б) все-таки звук дороже этой хрени!
        И сама работа корпусом сверх всяких эстетических рамок (на мой вкус)
мне лично мешает очень, потому что я люблю смотреть на технику исполнения, 
а
тут навязывается, помимо эффекта игры на скрипке, такое отвратительное
"прыгание по деревьям", что ли.

з└r