Subject: [club-l] Полемика 2


Уже несколько дней собираюсь включиться в полемику, и написать письмо по
всем (довольно четко обозначенным) пунктам. Да все времени не хватает.
А вот сегодня, открываю письмо Юрия Лезнера и понимаю, ни прибавить ни
убавить... Замечательное письмо, разделяю все мысли, а  изложить бы так
здорово не  смог.
Немного все-таки напишу.
Начну с примера. Очень запомнился случай. Было это ~ лет 8 назад.
Приходит утром мой коллега по работе, знания классической музыки его
ограничивались танцем маленьких лебедей, и рассказывает такую историю.
Переключаю, значит, я каналы поздно вечером, хочется найти чего-нибудь
развлекательное, и по одному какая-то опера начинается, не успел быстро
переключить, и застыл, как вкопанный, а дальше до самого конца боялся
шевелиться, чтоб ни одной ноты не пропустиь.
А была это прямая трансляция из Метрополитен "Ариадны на Наксосе" с Дж.
Норман. Ни о каком существовании Штрауса и тем более Рихарда, этот
человек даже не подозревал... А потом говорите, что это не "пути
Господни".
И таких примеров знаю много.
По-моему мы совершаем ошибку, пытась судить о влиянии конкретных
исполнителей и условий (стадионы, тусовочная обстановка и т.д.) с точки
зрения любителей классической музыки или музыкантов.
Согласитесь, что этот наш  "уровень-опыт", позволяющий получать такую
огромную радость, слушая музыку, в чем-то замутняет чистоту восприятия.
Мы находимся в плену собственных традиций, авторитетов (абсолютная
гибкость потеряна). Не подготовленные же  люди, как дети (чисты). Их
открытия могут быть совершенно неожиданными и очень ценными. Думаю
(скорее чувствую), что отрицательное влияние здесь интегрально
ослаблено, а положительное усилено.

Теперь про Ростроповича.
Не могу сказать, что меня радует его общественная деятельность, и
мероприятия , происходящие вокруг него.
Но его вклад в музыкальное икусство совершенно не споставим с тем,
негативным, скорее только внешним впечатлением сегодняшнего дня.
Для меня его вклад огромен. Ему обязан любовью к виолончели, открытию
многих композиторов. По-настоящему стал понимать Шостаковича после того,
как услышал виолончельные концерты в исполнении маэстро. И это совсем не
прошлое, а настоящее (думаю не только для меня).
Здесь удобно вспомнить поучительную историю.
В 70-е годы, Ростропоич сыграл цикл из всех концертов Д.Д.Шостаковича
(посвященных, если не ошибаюсь, Ростроповичу), и вскоре после этого
Шостакович подписывает отвратительное письмо, осуждающее его друга, в
связи с историей с Солженицыным. Куда более неблаговидный (это очень
мягко сказано) поступок, чем сегодняшнее поведение Мстислава
Леопольдовича. Однако вся культурная общественность и Ростропович с
Галиной Павловной не опустились до оскорблений, а смогли понять и
объяснить эту слабость великого композитора.
А тут, сразу С"отрап" (игра слов), "понтярщик".  Но готов понять и
своего любимого Админа, если  признается, что у него у самого остается
горький
привкус во рту после таких слов.

И последнее.
Хочу еще раз подчеркнуть пользу таких споров. Аспектов вижу много, но
выделю один, м.б. довольно неожиданный.
Я, на самом деле, по своей категоричности, а порой и грубости(под
влиянием эмоций) очень похож на Бориса, чему совсем не рад.
Так вот, становясь, как обычно бывает в разговоре, оппонентом, начинаю
думать, а значит и меняться в нужном направлении.
Вот какая воспитательная сила у нашего mail-листа неожиданно
прорезалась!


--
Vladimir Smolkin
mailto:smolkin@dialogbank.com
VЬzФz