Subject: [club-l] По поводу Поспелова, Русского Телеграфа и вообще музыкальной критики


привет всем! :)

тема музыкальной критики в России, на мой взгляд, очень горячая, и для ее
обсуждения требуется опять-таки кухня, а не дискуссионный лист: много ли
можно напечатать... тем не менее, позволю себе еще чуть-чуть ее развить,
благо Михаил Лидский дает такую возможность...

Кстати, чтобы сразу все расставить по местам: меня зовут Борис ЛИФАНОВСКИЙ.
Петр Поспелов - мой хороший знакомый, даже не приятель. Мы симпатизируем
друг другу, так скажем. Каждому из нас до какой-то степени нравится то, чем
занимается другой, но многое и не нравится. Для Русского Телеграфа (где Петя
рулит отделом культуры) я в свое время написал один материал о концерте
Стерна в Москве. Больше я пока ничего для них не делал. Теперь: Борис
ФИЛАНОВСКИЙ, пишущий в РТ регулярно - абсолютно реальное лицо, это муз.
критик, живущий в Питере и ничего общего со мной не имеющий, мы даже не
знакомы. Ни я, ни он не виноваты, что мы тезки, да к тому же с до смешного
похожими фамилиями. Если у кого остались какие-то подозрения - обратите
внимание на след. факт: человек 5-6 на этом листе могут подтвердить, что
регулярно меня видят в Москве, общаются просто так и на концертах;
практически КАЖДЫЙ вечер меня, при желании, можно достать по ICQ (#3182176).
Филановский же пишет ТОЛЬКО о событиях в Питере, кажется, ни разу - о
Москве. Даже у РТ не хватит денег для того, чтобы регулярно снабжать меня
авиабилетами до Питера и обратно, да еще купить ноутбук и устроить
роумированный доступ к Сети. Я  достаточно ясно все описал? :)

-----Original Message-----
From: olyama@cityline.ru 
To: clubMMH 
Date: Sunday, April 05, 1998 5:33 PM
Subject: [club-l] музыкальная критика


>Думаю, следует учесть, что профессиональная музыкальная критика пишется 
о
>музыке и ради музыки, т.е. разговор ведется по существу дела.
с этим я согласен. больше того (если это кому-то интересно, конечно ;) ),
свои собственные литературные опусы я стараюсь сочинять именно исходя из
этой предпосылки.

>В противоположность этому, существуют (сейчас в Москве, по-видимому,
>преобладают) журналисты, пишущие не столько о музыке, сколько по поводу
Миша, по-моему, я очень хорошо понимаю, о чем именно Вы говорите. Позволю
себе сразу Вас немного поправить, потому что, мне кажется, Вы одно
принимаете за другое. Действительно, сегодня в нашей стране чисто
музыкальные издания - в загоне, у них ничего нет, нет, в том числе, и денег
на то, чтобы воспитывать или покупать по-настоящему профессиональных
журналистов. Не знаю, как Вы относитесь к Музыкальному обозрению, но
по-моему - они лучшая иллюстрация этого тезиса.

Но деньги имеют издания, так скажем, "для деловых людей" (типа Коммерсант,
Русский телеграф и т.п.). Разумеется, мы должны их понять: нет никакого
резона тратить те деньги, которые у них есть на поднятие из, как там это
самое дело называется, МО. Но завести в своей газете полосу под названием,
скажем, "Культура и общество" они в состоянии и даже считают, что это очень
важно и нужно. Доказательством этому - то, какие гонорары получают,
журналисты, которых они считают возможным пригласить. Другое дело, что,
действительно, в такой газете, как РТ, возможно, и не стоило бы НАСТОЛЬКО
ГЛУБОКО влезать в музыкальные дебри, насколько это делается. Потому что,
действительно, люди, которые читают эту газету, не настолько хорошо
разбираются в предмете. Для того, чтобы в ненавязчивой форме помочь им таки
разобраться, и был введен тот стиль, в котором работают сейчас многие
музыкальные критики. Конечно, Ларош или Асафьев бы все это написали не так.
Но и сказать, что сегодняшние статьи написаны плохим русским языыком я не
могу. Просто-напросто это СЕГОДНЯШНИЙ язык, это МЫ говорим на этом языке.
Если взять шире, то, извините за банальность: язык, стиль речи - всего лишь
отражение времени. НАШЕ отражение. Не нравится - пожалуйста, только нечего
на зеркало пенять (оговорюсь - это НЕ наезд на Лидского лично, это сказано
про всех). Про себя могу сказать, что мне нравится, как сейчас пишут, даже
больше: я сам взял себе именно такой стиль совершенно отдельно от Поспелова
и компании тогда, когда еще не знал, что вообще происходит в
газетно-журнальном бизнесе в связи с музыкой. Потом узнал и с удивлением
обнаружил, что я прекрасно вписываюсь в ситуацию. Так это витает в воздухе.

К чему это все? К тому, что я думаю - Вам не нравится СТИЛЬ изложения, а 
не
суть его. Почти уверен, что если Вы чуточку себя поанализируете, то со мной
согласитесь... Иначе - прошу извинить! ;)

>Ясно, что требования к таким печатным высказываниям будут совсем другими,
>нежели предъявляемые к профессиональной критике.

Профессионализм журналиста, по большому счету, в том и заключается, чтобы
сделать что-то понятным как  можно более широкому кругу людей. Вернее, это
одна из задач профессионального журналиста, мне кажется.

>Позволю себе прибавить к сказанному глубокоуважаемым собседником одну
>цитату, которая, полагаю, дополнит картину. В материале, написанном
>композитором Сергеем Самуиловичем Беринским, речь идет о фестивале
>"Московская осень" 1996 года.

Позволю себе не приводить эту цитату во второй раз и засим вновь обращаюсь
непосредственно к Лидскому.
Прежде всего - трудно переоценить значение приведенной цитаты для участников
листа. Я, будучи любителем РТ, последовательно насаждаю интерес к этому
изданию. Как уже говорилось, делаю это ТОЛЬКО потому, что мне нравится, как
они работают. Для свидетелей и жертв моей деятельности ;) очень полезно
прочитать отрицательный отзыв, пусть не о газете, а только о "рулевом"
отдела культуры (который нас, собстна, и интересует :) ). И я не имею ничего
против такого отзыва. Я даже вижу в нем отдельные правильные мысли. Но есть
вещи, которые мне не очень понятны. Прежде всего - что значит "идеология
группировки"??? Что значит - "киллеры"? Если уж Вы, Миша, как-то на днях
журили меня за слово "сумасшедший" в применении к музыке, то  давайте тогда
привлечем РУОП к работе над "делом Поспелова", а то и вправду, не дай Бог,
перебьет половину Союза композиторов, хулиган! А дружеские отношения отныне
позвольте считать уголовно наказуемыми!
    Примите в отместку за поиски моих фальшивых нот в трио Мендельсона! ;)

Прежде, чем идти дальше, хотел бы процитировать слова композитора Владимира
Дашкевича (он, кажется, еще жив), сказанные год назад, но и посейчас не
потерявшие актуальности:

"... многие перекосы в российской музыкальной жизни происходят оттого, что 
в
повседневной журналистике <...> не выработался тип критика-профессионала,
очень жестко оценивающего каждое исполнение, каждый концерт вне зависимости
от положения исполнителя в иерархической сетке".

Я ничего не знаю, про комплекс неполноценности у Поспелова. Из опыта личного
общения - не показалось. А вообще очень похоже на то, как кляли Филановского
за выставление "нЕуда" Рострапу. Я не знаю, читали ли Вы РТ. Если нет -
почитайте. Думаю, Вы согласитесь со мной в следующем: критик работает не 
для
того, чтобы облить грязью исполнителя или композитора. Он (или она - а то
обвинят еще и в сексизме!) работает для того, чтобы исполнитель или
композитор мог вынести для себя из статьи, ЧТО КОНКРЕТНО было плохо в
исполнении или сочинении и как можно улучшить ситуацию. Мне кажется, что 
это
основная забота критика. С этой точки зрения работа Поспелова, Бирюковой,
Филановского, Гершензона и т.п. очень качественна. Другое дело, если объекты
критики расценивают все как личное оскорбление... Но тогда это уже другая
опера. И тогда глупо обижаться на "наезды" - легче просто не подставляться.
Да, критики бывают разные, но мы говорим о лучших. И статьи Гершензона,
скажем, о гастролях Мариинки в Москве, или статья Поспелова о "Лючии" в
Большом (то, что приходит в голову "навскидку") только подтверждают это.
Просто кто-то пишущий предпочитает не ссориться ни с кем и на любой бред
готов сказать "Гениально!", а кто-то стремиться помочь и улучшить. Яша
Кацнельсон ведь не обижается, когда Вы ему делаете замечания. Он делает
выводы.

Не бывает святых при жизни! Не бывает объектов вне критики! Нет больше ни
партийных указаний, ни методических разработок, ни обкомовских директив!
Газета, журнал или сайт - для читателя! И читатель делает выводы - сам!
Другого пути нет. Точнее есть. Через Зимний дворец или Белый дом на
набережной.

Boris Lifanovsky X:\>
E-mail: boris@doubt.com ICQ#: 3182176
Moscow Music Herald: academic music on-line
URL: http://www.mmv.cityline.ru E-mail: mmv@cityline.ru

]°▀