Назад

Главная страница

 


Работа есть работа

Энергия, труд и борьба - вот чем перерабатывается среда. Лишь трудом и борьбой достигается самобытность и чувство собственного достоинства.

Ф.М.Достоевский

   Прежде, чем речь пойдет о том, о чем я собирался рассказать еще в прошлой Колонке, мне бы хотелось сделать пару организационных замечаний.
   Для начала, спешу обратить внимание читателей на то, что с 8 по 29 ноября включительно ММВ находится в свободном полете. В этот период времени ни меня, ни Ильи не будет в Москве, в связи с чем у нас не будет возможности вести переписку, а также решать какие бы то ни было проблемы, связанные с "Вестником". Гостевая книга и дискуссионный лист также останутся без моего обычного пристального внимания, что, может быть, и непривычно, но, надеюсь, не очень страшно.
   По традиции отмечу наиболее интересные события выпуска. Прежде всего, мне очень приятно представить читателям Максима Рейдера, автора трех материалов выпуска. Максим - редактор отдела культуры одной из самых влиятельных израильских русскоязычных газет - "Вести". Кроме этого, он работает оперным рецензентом в газете "Jerusalem Post". Лично мне статьи Максима показались крайне интересными. По большей части, в России мало знают о том, как протекает музыкальная жизнь за пределами страны, поэтому я думаю, что для читателей небесполезно будет познакомиться этими материалами.
   Кроме того, в рубрике интервью публикуется беседа балетного критика Павла Гершензона с директором балетной труппы Мариинского театра Махаром Вазиевым и солистом балета Сергеем Вихаревым, опубликованном в газете "Русский телеграф" в апреле 1998 года. Основная тма беседы - обновление балета "Спящая красавица" в Мариинке, хотя по ходу дела было затронуто и несколько смежных тем.
     Программа радио "Орфей" в связи с нашим отъездом будет опубликована сегодня на две недели вперед. Дальше, к сожалению, выпадет одна неделя, но потом периодичность восстановится.  

Примечание автора: перечитав нижеследующий текст через некоторое время после написания, я нашел, что он кажется несколько сумбурным, неровным по настроению. Это потому, что, хоть я и заметил, что уже способен спокойно смотреть на события, связанные с этим нашим проектом, оказалось, что все-таки еще не способен. Несмотря ни на что, мы делали сайт Конкурса с радостью и, я уверен, это чувствовали все те, для кого мы работали. Проблемы проблемами, а радость общения и ощущение востребованности собственной работы все-таки важнее всего. И конечно, я очень благодарен Ире и Илье за то, что они смогли помочь мне и рассказать о своих впечатлениях от нашей совместной деятельности тогда. Думаю, вам будет интересно их послушать.

   В первой колонке этого сезона я обмолвился, что, возможно, в свое время расскажу об истории создания неофициального сайта XI Международного конкурса им. П.И.Чайковского (http://www.mmv.cityline.ru/tchaikovsky ). С одной стороны, со дня окончания работы над этим сайтом прошло уже достаточно много времени, и на бурные события тех дней я способен смотреть достаточно объективно. С другой стороны, воспоминания об этих самых событиях еще не успели полностью выветриться из моей памяти, так же, как и из памяти всех участников этого проекта.
   Прежде, чем давать оценки и рассказывать о чем-либо, хочу кратко описать этот сайт для того, чтобы даже те, кто не был на нем в июне, могли представить себе, о чем идет речь.
   Итак, в июне 1998 года состоялся XI Международный конкурс имени П.И.Чайковского. Несмотря ни на что, до сих пор это музыкальное состязание является одним из самых престижных в мире. Конкурс проводится раз в четыре года по четырем специальностям (фортепиано, скрипка, виолончель, вокал). Бюджет Одиннадцатого конкурса составил порядка 4 миллионов долларов США.
   По непонятным для меня причинам, Конкурс Чайковского не имел и до сих пор не имеет официального сайта. Редакция ММВ предположила, что большинству наших читателей будет интересно узнать о событиях, происходящих на конкурсе. Кроме того, мы рассудили, что, даже не зная о существовании ММВ, многие люди, как в России, так и за ее пределами, будут искать в интернете информацию о конкурсе. В связи с этим было принято решение о том, что ММВ разработает сайт, на котором во время конкурса на двух языках (русском и английском) будет публиковаться вся доступная редакции информация о конкурсе, обновляющаяся в реальном времени.
   Идея была сформулирована в ноябре 1997 года, первоначальный вариант структуры проекта появился примерно в конце марта 1998, дизайн был готов к концу мая. (Дима, Дима Фиронов! Помнишь, как мы тебя мучили?)
   26 мая 1998 - дата открытия неофициального сайта XI Международного конкурса им. П.И.Чайковского. Обновление информации на нем велось непрерывно с 8 июня по 2 июля. Крупные обновления появлялись раз в день, критически важная информация (например, результаты прослушиваний) публиковалась в среднем через 10 минут после того, как ее объявляли. Пресс-релизы о нашем проекте были разосланы примерно двумстам российским и зарубежным газетам, журналам и телеканалам. Нам известно, что не менее десяти широко известных СМИ готовили свои материалы к публикации, используя информацию, полученную с нашего сайта, а также комментарии наших сотрудников, полученные по телефону. Только одна газета посчитала нужным упомянуть об этом при публикации материала.
   В самом начале мы наивно предполагали, что Оргкомитет Конкурса охотно разделит с нами все радости и горести работы над проектом. Однако нашим надеждам не суждено было сбыться (интересующиеся могут прочитать письмо председателя Оргкомитета Конкурса Тихона Хренникова. Письмо написано в адрес ММВ по следам неосторожной статьи интернет-обозревателя газеты "Культура" Андрея Возияна).
   Когда мы окончательно поняли, что сотрудничество с Оргкомитетом - не более чем утопия, нам стало не по себе. Идея уже успела обрасти деталями, и мы с ужасом начали понимать, что никто, находясь в здравом уме и твердой памяти, не примется за осуществление подобного проекта, имея в активе лишь то, что имела тогда команда ММВ.

___________________________________________-

Илья Норштейн:

Первое, что вспоминается очень отчетливо – это бессонные ночи, проведенные за компьютером (иногда - да что греха таить, почти всегда - наш рабочий день заканчивался не раньше 5-6 часов утра, а начинался около 12 часов дня). Так что, забегая вперед, скажу, что наши физические, духовные, а также материальные ресурсы к концу работы над проектом были со знаком минус. И для их восстановления понадобилось все оставшееся лето.
   Ну вот, скажете вы, они уже и жалуются. Разве вас кто-нибудь просил в одиночку поднимать такой проект? И будете правы. Но только относительно того, что нас действительно никто не просил. Более того, некоторые, вопреки нашим надеждам и ожиданиям, старательно мешали нам заниматься своим делом.
   Разумеется, это была целиком и полностью наша инициатива, и отсутствие какой-либо помощи со стороны людей, казалось бы, кровно в нашей деятельности заинтересованных, совершенно не сказалось на нашем желании довести начатое до конца. Конечно, мы не совсем были готовы к количеству материалов, которое нам пришлось обрабатывать, но, тем не менее, я с уверенностью могу сказать, что проект удался.
   Конечно же, не могу не сказать отдельное “спасибо” Ире. И если бы не ее ангельское терпение, врожденные дипломатические способности, а также безусловный кулинарный талант, мы бы убили бы друг друга, если только еще раньше не умерли бы от голода. Кроме того, в моменты острой нехватки рабочего персонала, ей приходилось время от времени менять свои тарелки и ложки на клавиатуру, а иногда даже подрабатывать нашим водителем.

_________________________________________________

   С началом работы Конкурса (и сайта) мы обнаружили, что сбываются наши худшие подозрения. Не хватало буквально всего: компьютеров, рабочих рук, денег, бензина, времени, сил, опыта… Во врезках к этой статье мои друзья и партнеры делятся своими воспоминаниями о том времени. Лично я запомнил его, как очень трудное, и, вместе с тем, очень радостное.
   Лучше всего помню, как сидел в пустой квартире на Шаболовке (во время Конкурса мы все жили и работали в одном месте), писал итоговую статью и ждал телефонного звонка. Илья с Ирой уехали за результатами третьего тура вокалистов. Инструменталисты к тому времени уже отыграли, и публикацией результатов конкурса вокалистов мы завершали проект. Звонок раздался в пол-второго ночи. Через десять минут результаты уже были опубликованы на сайте. Как всегда - раньше, чем где бы то ни было.
   Официальные лица Конкурса обвиняли нас в том, что мы занимались пиратством, зарабатывая на чужом авторитете. Это неправда. Хочу процитировать Е.Дмитриеву (к сожалению, своего имени она не указала, только инициал), которая живет в Узбекистане:

"… вы дали единственную возможность, если не услышать, так хотя бы получить информацию о конкурсе".

В адрес нашего проекта пришло еще несколько десятков подобных писем. Остается только предполагать, сколько людей думают так же, хотя и не написали нам об этом. Руководитель пресс-центра Конкурса г-н Андрей Устинов сказал мне, что Конкурсу имени Чайковского не нужен сайт в интернете. Пусть так - члену Оргкомитета видней. Зато я очень хорошо знаю, чем интересуются читатели ММВ, и не считаю возможным без видимого повода лишать их какой-либо информации.

______________________________________________

Ирина Петухова:

Что мне больше всего запомнилось? Пожалуй, это были вечера. Так уж получилось, что это было самое жаркое время. Как раз где-то часам к 9-10 к нам в квартиру наконец-то стекались все печатные варианты отзывов, рецензий и.т.д. Отправной точкой на ночь была передача о конкурсе по Культуре, после которой был перекур с обсуждением произошедшего, ну, а потом начиналось...
   Аппетитное постукивание 20 пальцев по 2-м клавиатурам.... (Потом мне долго не хватало этого звука.) И так всю ночь. Ложились часов в 7 утра. Те, кто не выдерживал, могли отоспаться где-нибудь. На кухне, например, на балконе; если повезет, то на чьей-нибудь постели... Но к утру справедливость восстанавливалась и отдыхающих перетаскивали по их законным местам....
   Так уж получилось , что лично мне пришлось совмещать сразу несколько "должностей". Этакая многостаночница: кок, она же завхоз, она же секретарь... Сложно было, скажу честно. Сложно одновременно забивать очередной текст, варить макароны и размышлять об участи 2-х редакторов, которых где-то носит, когда форточки в доме грозятся быть вырваны пролетающим мимо ураганом. (Форточки, кстати, остались целы, а вот стекла в окнах пострадали).
   Почему-то запомнилось, как мы ссорились. Ссорились, потому что уставали, но, что характерно, никогда не ругались все сразу. Обычно кашу заваривали двое, ну а третий, естественно, разнимал.
   А завершилось все это лихо проведенной ночью, итогом которой был грибной пирог, обильно залитый пивом и братание с Петром Ильичом прямо на глазах у удивленных бомжей.
(По окончании работы над сайтом Конкурса мы, на радостях, часов в пять утра подрулили к консерватории. Теперь у меня и у Ильи есть фотографии, на которой каждый из нас сидит на коленях у памятника Чайковскому. Причем это не монтаж… - прим. ред.)

___________________________________________________

   Сайт Конкурса им. Чайковского не был коммерческим проектом. Точно так же, кстати, как не является коммерческим проектом и сам "Вестник". С другой стороны, публикуя информацию о Конкурсе, мы все же кое-что заработали: например - благодарность и уважение наших читателей. Но если уж на то пошло, мы заработали их своим собственным трудом, а не тем, что использовали громкое имя Конкурса.
   Здесь я мог бы рассказать о том, как и сколько мы работали. Точно так же, как мог бы в подробностях изложить историю наших взаимоотношений с Оргкомитетом и пресс-центром Конкурса. Мог бы привести бесчисленное количество цитат, принадлежащих высокопоставленным лицам, связанным с Конкурсом. Сначала я так и хотел сделать. Но потом понял, что это ни к чему. И цель этой статьи - не выставить команду ММВ героями. В конце концов, мы сами выбрали путь, по которому идем, и во всех неприятностях, которые случаются с нами на этом пути, виноваты только мы сами. Все сложности, которые у нас были и есть, мы тоже придумали себе сами.
   Но речь не о том. Речь о том, что, несмотря на 100-процентную самоотдачу всех участников проекта, активные попытки Оргкомитета помешать нам в нашей работе не могли не сказаться на ее результате. Да и вообще, что за позиция такая: самому лень, но и тебе ничего делать не дам! Жалко, что ли? Кстати, если эту "Колонку" прочтет кто-то, кто хорошо разбирается в проблемах авторского права, я бы с удовольствием выслушал его комментарий по поводу наших ссор с Оргкомитетом Конкурса.
   А в том, что мы не опустили руки (хотя было с чего!) и, несмотря ни на что, продолжали работать, огромную роль сыграли наши друзья. Они помогали нам всем, чем могли. Я считаю совершенно необходимым упомянуть об этом здесь.
   Владимир Смолкин, наш давний читатель и активный участник дискуссионного листа ММВ, пришел на помощь в момент, когда нам казалось, что возможности продолжать работу у нас просто нет. Без всякого преувеличения, за то, что мы все же довели работу до конца, все должны быть благодарны именно Володе.
   Петр Поспелов, редактор отдела культуры газеты "Русский телеграф" (которая, к моему великому сожалению, уже не существует), постарался сделать нашу работу на конкурсе в некоторых отношениях более комфортной, и ему это удалось. Кроме того, из всех известных нам журналистов, пользовавшихся нашими услугами, только Петя счел возможным упомянуть ММВ в своей статье об итогах конкурса.
   Яков Пудалов, которого также часто можно встретить на нашем дискуссионном листе, познакомил меня с Ростиславом Снакиным, веб-мастером компании "Таском". Результатом этого знакомства стало размещение баннера нашего проекта на одной из страниц сервера www.tascom.ru .

   Отдельно хотелось бы сказать и о Ярославе Чистозвонове, чей сервер www.tchaikovsky.ru разместил ссылку на наш проект - таким образом мы получили дополнительных посетителей.
   И конечно, не могу не отметить Илью Моисеева, Ольгу Чепижную, Александра Андреева и Михаила Бельского. Они очень помогли нам, подав хорошие идеи и снабдив информацией, которую мы бы не смогли получить без их помощи.

Надеюсь, о том, что без фирмы CITYLINE и ее руководителей не было бы вообще ничего, никому напоминать не надо!

***

   Как я уже однажды сказал, сайт Конкурса им. Чайковского был и остается самым удачной нашей затеей, оказавшейся, к тому же, намного более популярной, чем сам Вестник. Конечно, в этот проект было вложено фантастическое количество сил, нервов и времени. Единственное, чего в этот проект вложено не было - это адекватной суммы денег. Я твердо убежден в том, что это - основная причина того, что не все у нас вышло так, как мы рассчитывали. У команды, работавшей над этим проектом, хватило мужества, идеализма и целеустремленности довести его до конца, причем с максимально возможным качеством. Говоря о команде, я, конечно, имею в виду и себя тоже. Хотя, будучи координатором этого проекта, я просто обязан был смотреть на него немножко "со стороны", пытаться объективно оценивать проделанную работу. Так что, дотянув до последнего, все же не могу не сказать: спасибо вам, ребята! Я, как никто, знаю, что ни за какие деньги на свете никто не мог бы выложиться так, как выложились вы в июне 1998 года!
   Пускай вы не сможете ответить на вопрос "Зачем вам это нужно?" Но я-то знаю ответ…
   За сим позвольте попрощаться до 1 декабря. Еще раз напоминаю свой адрес для переписки - boris@lifanovsky.com  . Оставляю за собой право опубликовать письма, которые придут ко мне в связи с сегодняшней "Колонкой". Если Вы категорически против этого, прошу Вас явно указать это в письме.

Искренне Ваш,

Борис Лифановский
boris@lifanovsky.com



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.