Назад

Главная страница

 


10 марта 2001

Позволь мне рассказать о том, как идут дела.
Новости какие в нашем маленьком городке...

Гр. «Чиж и Ко.»

 Последняя Колонка вышла в районе Нового года. Сам себе иногда напоминаю Носика, который в каждом выпуске клянется, что вот теперь-то «Вечерний Интернет» будет выходить регулярно, после чего снова замолкает месяцев на шесть. Кстати, ВИ до сих пор продолжает выходить, хотя и нерегулярно. Тем приятнее зайти иногда по давно знакомому адресу и внезапно обнаружить там новый текст.

Моя Колонка, конечно, не так популярна, как ВИ, но хочется верить, что есть на свете люди, которые периодически приходят на MMV.RU и с удовольствием отмечают обновления, в том числе и в этой рубрике. Собственно, только эта мысль и заставляет периодически отложить все дела и взяться за написание очередного текста, пускай и не похожего на былые пространные выступления. Все течет, все изменяется...

Между прочим, если говорить об изменениях, в первую очередь приходит на ум недавняя случайная встреча с моим «двойником», питерским композитором и музыкальным критиком Борисом Филановским, который, если кто не помнит, в свое время регулярно писал для газеты «Русский телеграф», а после отметился в качестве редактора рубрики «Классика» на Music.Ru . Так вот, от него я узнал, что эта рубрика, оказывается, прекратила свое существование. Если зайти сейчас на Music.Ru, то ссылка на нее еще осталась, но последние материалы датированы началом февраля. Не знаю, насколько своевременно утверждать, что раздел окончательно «умер», но если это так – очень обидно. Одним профессиональным ресурсом об академической музыке стало меньше.

С другой стороны, не без удовольствия продолжаю следить за развитием колонки Андрея Рубцова «MP3 и пара слов». Стиль непритязательный и автора ни к чему не обязывающий, но читается, с моей точки зрения, неплохо. Из этой новой колонки можно узнать о разных музыкальных и сетевых событиях, а также об отношении к ним автора. Никто, кроме меня, почему-то никогда не пытался сделать в Сети музыкальную колонку. Теперь это недоразумение исправлено молодым и горячим Рубцовым. Ко всему прочему, можно послушать хорошую музыку в приличных исполнениях. Если, конечно, не полениться скачать. К настоящему времени вышло уже девять еженедельных выпусков, темп автор держит железно. Не сглазить бы...

Другим приятным событием последнего месяца стал выход MMV.Ru в финал ежегодной российской Интел интернет-премии в номинации «Музыка». Не скажу, что мы так уж рассчитывали ее получить или предпринимали для этого что-либо сверх обычного, но сам факт признания таким образом некоторых наших заслуг, конечно, приятен. Саму премию, правда, нам не дали, он досталась более широко известному Zvuki.Ru. Что, впрочем, и понятно. Заслуги у нас, конечно, есть, но большого общественного резонанса они не имеют. С пиратством мы не боремся, напротив, можно сказать, активно миримся с его существованием. Концептуальных планов по авторизованному переводу в Сеть всех российских исполнителей мы тоже не имеем. Ну, слегка расцвечиваем собственным существованием уныло-эстрадный российский сетевой пейзаж – так ведь чуть-чуть не считается.

А если серьезно, то я по этому поводу думаю все то же, что думал два года назад: обидно, что хороших и долгоживущих обзорных проектов об академической музыке на русском языке как не было, так и нет, хотя их могли бы сделать многие, от звукозаписывающих фирм до газеты «Музыкальное обозрение». Первым, вероятно, как всегда жалко денег, а «российская музыкальная газета», видно, от своего истеричного страха перед Сетью уже избавилась, но материалы нахаляву выкладывать все еще жалко. Вот и мучаются, бедные. Было бы иначе, может быть, появилась бы в Премии отдельная номинация «Академическая музыка», там бы и посоревновались. А пока дело обстоит так, как есть, соревнуется MMV.Ru со «Звуками» и Севой Новгородцевым. Отсюда и результат.

Еще одна важная новость: вялотекущий скандал вокруг Московской консерватории завершился избранием 7 марта нового ректора. Им стал Александр Соколов. Все произошло в лучших традициях жанра. Кандидатур было две: музыкальный теоретик Александр Соколов и композитор Александр Чайковский. Непосредственно перед выборами г-н Чайковский снял свою кандидатуру и выбирать стало очень удобно. Александр Соколов избран 143 голосами «за» при 8 против и 1 воздержавшемся.

Комментировать такой финал можно по-разному. В данном контексте я просто промолчу: примерно через год все выяснится само собой. Хотелось бы только отметить, что я искренне убежден в том, что Московская консерватория вполне способна жить во всех смыслах гораздо лучше, чем она живет сейчас и без увеличения госдотаций. Надеюсь, на это и будет направлена деятельность нового ректора. Возможно, даже в ущерб надзору за службой охраны консерватории (которая регулярно пытается не пускать в здание профессоров и студентов) и очистке консерваторского двора в пользу автомашин из соседних банков и с государственными номерами.

Из концертов последнего времени хотелось бы отметить выступление Виктора Третьякова в Питере в конце февраля с концертом Брамса. Скрипач был в отличной форме и продемонстрировал все свои самые лучшие качества, чего не скажешь об оркестре. Впрочем, Третьякову к игре с откровенно слабыми коллективами не привыкать, он отнесся к этому, как всегда, философски. Писать подробную рецензию на этот концерт не входит в мои планы, поэтому ограничусь кратким резюме: Третьяков одержал в Питере очередную победу.

Напоследок хотелось бы поделиться еще одним приятным моментом последнего времени. Будучи в Италии, я приобрел видеокассету с фильмом Брюно Монсенжана о Давиде Ойстрахе. Сказать, что фильм интересный – ничего не сказать. Идет он примерно полтора часа, даже меньше, но режиссеру удалось показать за это время столько, что диву даешься. Главное – это, конечно, видеофрагменты с выступлениями Ойстраха. Довольно большие куски скрипичных концертов Мендельсона, Брамса, Чайковского и Шостаковича. Никогда не был поклонником записи Двойного концерта Брамса в исполнении Ойстраха и Ростроповича, но те фрагменты, которые появляются в фильме, производят невероятное впечатление! Подозреваю, что брал какую-то не ту запись. Надо будет послушать еще раз.

Очень интересны воспоминания об Ойстрахе Ростроповича, Рождественского, Менухина и Игоря Ойстраха. Вспоминает что-то и Кремер, который у него учился. Кстати, Монсенжан несколько раз дает куски из концерта Сибелиуса в исполнении то Ойстраха, то Кремера. Поучительно.

Фильм, конечно, далеко не новый, но целиком мне его удалось посмотреть только сейчас. Те, кто его уже видел, я думаю, поймут, что заставило меня так подробно рассказывать о впечатлениях. Тем же, кто не видел, я настоятельно рекомендую при первой же возможности раздобыть кассету и потратить на ее просмотр полтора часа жизни. Жалеть не будете.

В сегодняшнем номере мы публикуем отзыв на новый фильм Брюно Монсенжана о выдающихся скрипачах XX века. Предпремьерный показ прошел в Москве, но сам я в этот момент был в Питере и, к сожалению, на него не попал. Отзыв, кажется, достаточно субъективный, но, думаю, небезынтересный. Также вниманию читателей предлагается новое интервью с Гидоном Кремером.

Кроме того, в ближайшее время на MMV.Ru должен появиться новый раздел, посвященный старинной музыке. В свое время такой раздел вел у нас Николай Должников, но ему это занятие быстро наскучило. Теперь свои силы на этом поприще пробует Юлия Пушкина, хорошо знакомая нашим постоянным читателям. Заглянуть в этот раздел, когда он появится, рекомендую и тем, кто не интересуется старинной музыкой, как таковой: Юля – человек широких взглядов, и в этом разделе наверняка будут появляться не только узкопрофильные материалы. Впрочем, как всегда, узнать обо всех без исключения обновлениях на MMV.Ru можно из нашего списка рассылки. Подписывайтесь. За сим позвольте попрощаться до следующего раза.

Борис Лифановский
boris@lifanovsky.com

 P.S. Да, разумеется, поздравляю всех дам с прошедшим праздником весны. :-)



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.