Назад

Главная страница

 
Весь мир - оркестр!

А Москва для него - сцена

Делу время - потехе час!

Русская пословица

   В то время, когда эти заметки увидят свет, я буду находиться довольно далеко от России. Конкретнее - в США, откуда намерен привезти, если не серию очерков, то, по крайней мере, одну большую статью для ММВ. Я решил написать этот выпуск перед отъездом, поскольку не совсем уверен, возможно ли будет передавать из Штатов оперативную информацию, да еще на русском языке. Так что сейчас я бы хотел, пусть бегло, но коснуться события, на которое в свое время Вестник не обратил внимания, но которое, без всякого сомнения, внимания заслуживало бы. Речь идет о Всемирном юношеском музыкальном форуме, прошедшем в первой половине июля в Москве.
   Честно предупреждаю: я самым непосредственным образом участвовал в этом событии в составе Американо-Российского молодежного оркестра, поэтому могу быть необъективным. И все же я хотел бы поделиться с читателями некоторыми своими мыслями по поводу этого события.
   Форум проходил в рамках Первых Всемирных юношеских игр. Думаю, все знают и помнят, что эти самые Игры проводились с подачи и под патронажем мэрии Москвы и лично товарища Лужкова. Что автоматически гарантировало этому событию успех и пристальное внимание со стороны прессы. Форум мог бы оказаться довольно скромным, по сравнению с самими Играми, мероприятием. Но такой расклад, видимо, не устраивал ЮМЛ, и он решил, что когда девять молодежных оркестров, пусть даже из разных стран мира, просто по очереди выступают на сцене БЗК - это скучно. Вернее, не то что скучно, а как-то… тускло. И родилась идея - а почему бы не собрать все эти оркестры вместе на одной сцене, и пусть они все вместе грянут что-нибудь повеселее… Встал простой, но очень грамотный вопрос - а где же мы найдем такую сцену, чтобы 900 человек усадить? Ответ был так же прост - а Красная площадь на что?
   И вот стало ясно, для чего на самом деле собрались все эти девять оркестров в Москве: 15 июля на огромной сцене, возведенной на Красной площади, оркестром из 900 человек были исполнены "Картинки с выставки" Мусоргского и попурри на темы из популярных оркестровых произведений. Дирижировал Валерий Гергиев.
   Естественно, в конце попурри не обошлось без увертюры "1812 год", канонады, звона церквей и фейерверка.
   И вот это мероприятие, как и любая затея ЮМЛ, заставила всех в очередной раз страшно возмутиться. Возражения сводились к следующему: во-первых, денег, как всегда, нет, а тут еще дополнительные траты возникли (постройка сцены, установка света и звука, разгон облаков и т.д. и т.п.); во-вторых, эталонного исполнения не получилось, а получилось… как минимум не эталонное. Ну, и в-третьих: зачем это вообще нужно?
   Упреки сыпались со всех сторон, сам я неоднократно подвергался допросам (поскольку сам играл в этом огромном оркестре): и что, это было интересно? И чем это было для тебя полезно? И зачем это было нужно Гергиеву? И разве это было так уж красиво?
   Вот ради того, чтобы ответить на эти и подобные вопросы, касающиеся концерта на Красной площади, я и затеял писать сегодняшнюю Колонку.
   Да, это было интересно. В силу природного любопытства и тяги к общению с разными людьми, за время подготовки к концерту я перезнакомился с огромным количеством ребят из разных оркестров. Ни от одного я не услышал слов "скучно", "неинтересно" и т.п. Все, с кем я разговаривал, были очень довольны, во-первых, представившейся возможностью побывать в Москве, во-вторых, поиграть под руководством Гергиева, в-третьих, просто пообщаться.
   Что касается полезности… Гергиев, без сомнения, очень мощный дирижер и яркий музыкант, поэтому даже просто посмотреть, как он работает с оркестром, для такого, например, молодого человека, как я, было крайне полезно. Сейчас меня потянет в несколько другую степь, хотя я постараюсь не слишком долго в ней задерживаться.
   Дело в том, что в настоящий момент вообще очень мало хороших дирижеров, причем я не говорю о "великих". Я имею в виду просто хороших профессиональных дирижеров - их нет. По крайней мере, Гергиев - один из немногих дирижеров, с которыми мне приходилось играть и требования которых не вызывали у меня чувства протеста.
   Теперь по поводу качества исполнения. Мне совершенно непонятно, почему многие решили, что это исполнение будет совершенно гениальным? Вернее сказать, почему все так упирают на то, что это исполнение не было совершенно гениальным? Насколько я понимаю, ни устроители, ни музыанты, ни сам Маэстро не ставили перед собой цель создать шедевр. Более того, при таком количестве музыкантов на сцене, скажем, "Картинки с выставки", мне кажется, принципиально невозможно исполнить идеально! Спрашивают: а зачем же было вообще играть?
   Отвечаю: ради процесса. Мне очень жаль людей (даже если они не музыканты), которым ни разу в жизни не хотелось вскочить и, к примеру, спеть что-нибудь, или стишок прочитать… Конечно, тут несколько иной размах, но принцип тот же. Просто не всегда абсолютное качество абсолютно необходимо. Этот концерт на Красной площади не был "филармоническим". Он был придуман "всего лишь" для того, чтобы устроить зрителям праздник. И в данном случае как раз больше "зрителям", чем "слушателям". Кстати, им все очень понравилось! Вы бы видели, как по дороге к парковке люди, идущие с концерта, увидев молодых людей с футлярами, начинали кричать наперебой: "Спасибо!". И даже не возьмусь предполагать, кто был доволен больше…
   А потом я приехал домой и включил телевизор, где как раз показывали запись этого концерта. И вот ту я понял, что, вдобавок ко всему, все было сделано еще и очень красиво!
   Конечно, Лужков любит, извините за жаргон, "понтяру". Но он, при этом, еще и любит работать. Вот так все просто - поработали, а потом отдохнули. Причем не с пивом у телевизора, а как следует: с пушками, фейерверками, колоколами…
   "Если концерт - то на Красной площади, если радио - то "Максимум!"

Уметь надо…



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.