Назад

Главная страница

 

 

Любовь должна быть взаимной?

 Деньги - великая вещь, но не они поднимают нас с постели по утрам.

Где-то я это вычитал. Или сам придумал…

   В прошлой Колонке я грозился написать сегодня о, так сказать, негативных сторонах американского стиля работы. Честное слово, я так и собирался сделать, но боюсь, что сегодня для этого не хватит времени. Просто с каждым днем появляется масса мыслей и идей, о которых немедленно хочется рассказать и которые не терпится обсудить. Так что, видимо, развитие "американской" темы придется оставить на будущее, а пока поговорить о "наболевшем".
    Прежде всего, отзывов на мою зарисовку о профсоюзах пришло до обидного мало, а именно - один. До какой-то степени я объясняю это для себя тем, что прошлая Колонка была написана откровенно скучно. Но идея-то была хорошей! В который раз убеждаюсь, что тема музыкальных профсоюзов не рождает никакого отклика в сердцах россиян. С чем это связано - ума не приложу. Возможно, люди просто боятся очередного обмана…
    В то же время лично я абсолютно убежден, что только профсоюз или что-то в этом роде может защитить российских музыкантов от произвола со стороны работодателей. Разумеется, при этом могут проявиться некоторые побочные эффекты, которые мы еще как-нибудь обсудим. Но факт остается фактом: в таких ужасающих условия, в каких работают сейчас музыканты в России, работать просто нельзя. По этому поводу нужно срочно что-то предпринимать, и мой прогноз, что настоящий, работающий музыкальный профсоюз в России появится в течение ближайших двух лет. Я выделяю слово "настоящий", потому что в одном Большом театре сейчас работает два или три так называемых профсоюза. Но толку от их работы пока не видно.
    А вот, например, Алексей Чарыков, автор того самого единственного отзыва в нашей гостевой, вряд ли согласится с моим прогнозом. Вот что он пишет:
    "В стране скоро музыканты вымрут как класс, а мы о каких-то профсоюзах. Сообщите лучше народу, какая сейчас ситуация на рынке труда в Москве по специальности 'артист оркестра'. Время развеивать иллюзии".
    Что касается иллюзий, то я с Вами, Алексей, не согласен. У большинства людей в нашей замечательной стране никаких иллюзий уже, по-моему, не осталось. Что же касается ситуации на рынке труда, то это как раз очень интересная тема, на которую мне хотелось бы высказаться чуть подробнее.
    В настоящее время в России музыканту действительно нелегко устроиться на работу. Кризис тут не при чем: эта проблема начала проявляться еще несколько лет назад. Кстати, тогда у нас тоже был кризис. Он у нас вообще продолжается уже, по меньшей мере, лет семь: почему все так переполошились именно сейчас?.. Ну ладно, продолжаем.
    Если немного подумать, то дело тут в совершенно неправильной и нелогичной схеме приема студентов в музыкальные ВУЗы. Обсуждая эту тему подробно, мы в конечном итоге придем к тому, что вся система музыкального образования у нас построена не совсем правильно. Но сейчас коснемся хотя бы вершины айсберга. Какой же путь должен проделать, например, скрипач, для того, чтобы устроиться на работу в оркестр?
    Для начала ему необходимо закончить музыкальную школу. Далее, если принято решение сделать музыку своей профессией, нашего скрипача ждет музыкальное училище. После чего - консерватория. И вот потом - оркестр.
    Надо сказать, что для поступления в оркестр необходимо сыграть конкурс. Таким образом, заведомо ясно, что на одно место должно претендовать сразу несколько человек. В масштабах всей страны это говорит о том, что музыкантов в принципе должно быть несколько больше, чем это нужно для стопроцентного укомплектования всех оркестров. Конкуренция в этой профессии просто необходима. Но!
    То, что происходит в настоящее время уже сложно назвать конкуренцией. Скорее это напоминает давку в метро во время часа пик. Проблема в том, что музыкантов становится слишком много, и у подавляющего большинства из них заведомо нет шансов на получение работы. При этом училища и консерватории, вместо того, чтобы начать плавно снижать приемные квоты, думая при этом о будущем своих выпускников, эти самые квоты увеличивают (по крайней мере, в Москве), демонстрируя при этом завидную беззаботность.
    Однако от осознания корней проблемы жить, само собой, легче не становится. Кстати, я вряд ли сделаю открытие, сказав, что даже те музыканты, перед которыми не стоит проблема поиска работы, с нынешним соотношением заработков и цен прокормить себя фактически не в состоянии. Многие из них не утруждают себя выяснением причин, а просто стараются тем или иным способом исправить положение. В частности, есть замечательный и относительно действенный способ, название которого уже слегка стерлось из нашей памяти. Правда, в связи с последними событиями в стране, это слово начинает звучать отовсюду все чаще и чаще - эмиграция.
    Некоторые в самом скором времени обещают чуть ли не четвертую волну. Сам я смог поверить в это только пару дней назад, когда узнал о том, что уезжает один мой хороший знакомый, скрипичный мастер. Причем я бы в это и не поверил, если бы не услышал от него лично. "Я, - говорит, - очень люблю Россию. Но односторонняя такая, несчастная любовь - это патология, в конечном итоге. Любовь все-таки должна быть взаимной!"
    Вот такая цитата. У меня есть подозрение, что под ней могли бы подписаться очень многие. Каждый решает для себя эту проблему самостоятельно и это не тот случай, когда упреки уместны. Другое дело, что лично я искренне убежден в том, что человек должен жить там, где он родился. Иначе теряется что-то очень важное…
    Впрочем, возможна и другая точка зрения: человек должен жить там, где ему хорошо. А вот что подразумевать под понятием "хорошо" - это вопрос.
А любовь, наверное, приложится...
     В заключение хотелось бы прокомментировать сегодняшний выпуск, поскольку он получился довольно объемным, а, кроме того, к нему приурочено несколько приятных событий.
    Прежде всего, спешу представить читателям Ольгу Рыбалкину. Ольга - автор проекта о Мариинском театре, который с сегодняшнего дня существует в рамках ММВ. В ближайшее время обещаны новые материалы. Кроме того, мы обязаны Ольге сегодняшними материалами в рубрике "Интервью".
   Новой рецензией нас радует Сергей Конаев. В этот раз рубрика "Рецензии" отошла от нехорошей традиции публиковать отзывы на события, так сказать, с оттяжкой. Сергей пишет про случившуюся на днях премьеру в "Геликон-опере". Острые ощущения во время чтения гарантируются.
    Также имеет место быть давно планировавшееся обновление нашего "Досье". Надеюсь, что к регулярному обновлению "Музыкального телетайпа" читатели уже привыкли и специально приглашать в эту рубрику никого не надо.
    Из неприятного. Рассылка программы музыкального радио "Орфей" продолжает оставаться нерегулярной, за что я, как администратор этого сервиса и главный редактор журнала, приношу свои глубочайшие извинения. Мы работаем над улучшением этой стороны нашей деятельности и я надеюсь, что в обозримом будущем ситуация с "Орфеем" утрясется.
    За сим позвольте пожелать Вам приятного чтения и попрощаться до 1 ноября.

Напоминаю свой адрес для переписки - boris@lifanovsky.com . Искренне Ваш,

Борис Лифановский




Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.