Назад

Главная страница

 


PS

 Уходя – уходи, не жалей и не жди.
Что у нас впереди? Ответ на вопрос ветер принес
И унес...

Гр. «Машина времени»

 Возможно, это выглядит забавно, но, прощаясь в предыдущей Колонке, я действительно рассчитывал закрыть сезон. Уж по крайней мере до сентября. Но вышло так, что из своего круиза приехал Илья, а я внезапно обнаружил себя с охапкой новых материалов в почтовом ящике. В то же время, опубликовав «финальную» Колонку, я не успел опубликовать больше ни один другой материал, даже новости, которые обещал. Таким образом, на самом деле свежий номер ММВ выходит сегодня, ну, а выпускать его без Колонки редактора как-то не пристало.

Надо сказать, что среди новых материалов выделить хочется буквально каждый. Действительно, на мой взгляд, все, что мы публикуем сегодня, достойно самого пристального читательского внимания. Тем не менее, проанонсировать все материалы без исключения я вряд ли смогу, поэтому ограничусь лишь несколькими.

Для начала, очень хотелось бы, чтобы все ознакомились с отрывками из книги Бернара Гавоти, подготовленными к публикации Кириллом Веселаго. О незавидной доле музыкального критика написано довольно много, но эти строки – одни из самых вдохновенных. И далеко, между прочим, не лишенных справедливости.

В разделе «Интервью» сегодня можно прочитать три новых образца жанра. Среди них одним из наиболее интересных мне кажется интервью с Андроном Кончаловским, где он, среди прочего, сообщает о том, что опера по нынешним временам – не что иное, как музей. Вообще, стоит заметить, что г-н Кончаловский за последнее время изрядно поднаторел в деле раздачи интервью по поводу своей постановки оперы Прокофьева «Война и мир» в Мариинском театре. Во всяком случае, я навскидку могу перечислить минимум пять разных корреспондентов, задававших режиссеру вопросы после премьеры. К чести Кончаловского, он почти не повторяется в ответах и всегда находит сообщить что-то новое и интересное. Хотя и не всегда, на мой взгляд, бесспорное. Впрочем, читайте сами.

Продолжая тему «Войны и мира», хочу обратить внимание читателей еще и на следующую публикацию в разделе «Музыкальные хроники»: Виктор Игнатов рассказывает о недавней постановке этой же оперы в Париже.

В заключение презентации этого номера, хотелось бы еще отметить материал о том, как пережил реконструкцию Лондонский Ковент-Гарден в тех же «Музыкальных хрониках», а также интервью с новым артистическим директором этого театра Антонио Паппано.

За скобками оставляю еще несколько интересных сегодняшних публикаций – ссылки на них можно найти на нашей главной странице.

Продолжая тему, начатую в прошлой Колонке, хочу обратить всеобщее внимание на только что обновленный сайт под названием Konsa.Net . Как ни странно, этот проект не имеет непосредственного отношения ни к Московской, ни к какой-либо еще консерватории, хотя предназначен в первую очередь для именно для студентов и сотрудников Московской консы. Автором проекта является довольно известный в музыкальных кругах русскоязычной Сети Алексей Чарыков. В рамках Konsa.Net существует веб-конференция, чат и каталог ссылок. Обновленная редакция проекта также предполагает, насколько я понимаю, участие в работе над проектом нескольких независимых друг от друга заинтересованных лиц, которые должны будут периодически сообщать о тех или иных новостях, связанных с консой. Размытость границ между новостями самой консы и новостями, так или иначе с ней связанных, оставляет нешуточную надежду на то, что этот раздел проекта может стать весьма интересным.

Стратегическая мощь решения, подразумевающего включение в работу над проектом нескольких независимых редакторов несомненна. Однако в данном конкретном случае она слегка нивелируется тем фактом, что российская сетевая аудитория, теоретически заинтересованная в той информации, на предоставление которой нацелена и Konsa.Net , и ММВ, отличается, мягко говоря, инертностью. И об этом, кстати, тоже шла речь в прошлой Колонке.

В консерватории есть компьютерный класс, который пользуется неизменной популярностью среди студентов (да и среди преподавательского состава тоже). Насколько я знаю, количество «индивидуально подключенных» в консерваторской среде также велико. При этом сервер консерватории не содержит ни чат, ни веб-форум (подозрения в существовании внутренней сети с тем и другим отметаю, как безосновательные). То есть, на первый взгляд, имеет место совершенно однозначная тусовка, community, сообщество – называйте, как хотите – напрочь лишенная средств коммуникации. Кроме вербальных, естественно. Хотя для студентов консерватории, с удовольствием общающихся друг с другом в чатах и по электронной почте, вербальная коммуникация – не совсем то, что нужно. Не говоря уже о том, что многие из действующих студентов одновременно учатся и живут за границей.

Одним словом, по целому ряду причин, Konsa.Net , как проект, нацеленный только и исключительно на то, чтобы данную конкретную тусовку «легализовать», придать ей однозначный статус не только в реальной жизни, но и в сети, был и остается обреченным на успех. В теории. А на самом деле ничего подобного!

Этот проект Чарыков создал еще два года назад, но до сих пор ничем, хотя бы слегка напоминающего популярность, он в консерватории не пользуется. У меня лично это вызывает только недоумение. Правда, с такой же проблемой, только в приложении к более широкой аудитории, столкнулся Вестник, когда сначала медленно утихла жизнь на нашем Дискуссионном листе, а теперь никак не наберет силу веб-форум.

Сам я отношу все эти странности исключительно на счет какой-то патологической инертности «академической» сетевой публики. К такому выводу подталкивают наблюдения за всеми без исключения интерактивными начинаниями сайтов, обращающихся к этой аудитории. Вероятно, для того, чтобы те усилия, которые мы прикладываем, начали вызывать адекватный отклик, необходима некая критическая масса, которую эта аудитория еще не набрала. А ведь, как справедливо недавно заметил все тот же товарищ Чарыков в частной беседе со мной, для того, чтобы работа над проектом приносила удовольствие, никак не обойтись без определенного количества откликов на него в единицу времени. Цитата не прямая, но за точность передачи смысла ручаюсь.

Между тем, если моя догадка о нашей до сих пор не до конца сформировавшейся аудитории верна, возможность самого существования таких сайтов, как ММВ - большой вопрос. Как ни печально, но на определенном этапе одного лишь энтузиазма становится недостаточно, по крайней мере, если задача состоит не только в поддержании проекта на определенном уровне, но и в его развитии. Сценарий этот уже довольно избит, и формулируется одним словом: капитализация. Что бы это ни значило на самом деле. Но это слово можно начинать пытаться произносить вслух лишь при определенных условиях, уж, во всяком случае, при уровне посещений или хотя бы уровне реакции не в пример больших, чем может похвастаться сегодня ММВ или любой другой сайт «академического» направления.

Понятно, что упрекать читателей в «недостаточной» заинтересованности в нас – бред. Я, собственно, и не собираюсь этого делать. Безусловно, однажды та самая критическая масса появится. Некоторую грусть вызывает лишь тот факт, что сложно предсказать точные сроки ее появления. А также то, что Вестник-то как раз существует не в отдаленном и прекрасном будущем, а сегодня. Сейчас.

          Чуть ли ни единственной верной стратегией на этом пути мне видится тотальное объединение всех со всеми. Разумеется, в рамках избранной темы. Строго говоря, это как раз то, чем на протяжении всего своего существования занимается Вестник. В ближайшем будущем я не исключаю новых альянсов с участием ММВ. Во всяком случае, повторяю, сегодня, как и раньше, я не вижу для ММВ другого пути, кроме как последовательно объединятся с теми, с кем нам объединиться выгодно, и с теми, кто считает такое объединение выгодным для себя. Иначе нам не выжить.

Говоря так, я имею в виду не только Вестник, но и все остальные сайты, которые работают с нами в одной информационной нише. Иначе не выжить нам всем. А ведь стоило бы попытаться.

 

 Борис Лифановский
boris@lifanovsky.com



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.