|
Высокородному
князю и господину Вильгельму,
епископу
Страсбургскому и ландграфу Эльзасскому,
милостивому господину, представлена
Себастианом Вирдунгом, священником из
Амберга, его добровольная
верноподданническая служба
высокородному князю, милостивому
господину. Ибо он, по его княжеской
милости, в прошлом году на прошлом
Рейхстаге в Аугсбурге*
мое сочинение о немецкой музыке увидел и
пожелал [его прочесть]. И с тех пор меня
часто просили и призывали Его княжеская
милость и мой старый школьный друг и
капельмейстер в письмах и
многочисленных устных обращениях, и
спрашивали, когда будет готова моя книга
и я дам ее прочитать.
Но
на это сочинение ежедневно уходило
очень много трудов и денег, потому-то я
так сильно задержался [с моей книгой].
Вот я и решил сделать из полной книги
маленький трактат, чтобы показать его
моему хорошему другу, по имени Андрkас Сильванус, меня о том просившему.
И
завершив мой труд, хочу я тем самым
прославить княжескую милость, посвятить
его милостивому князю и сообщить о
княжеской милости и славе, что теперь я и
делаю в ответ на княжескую милость.
Всемилостивейше
прошу я принять мою книжечку, а когда
будет готова другая, то хочу я, если на то
будет княжеская милость, выслать и ее. С
тем доверяюсь я княжеской милости с
верноподданническим смирением.
Дано
в Базеле в воскресенье св. Маргариты 1511
года.
Beatus populus, qui scit jubilationen (ps.LXXXVIII)*.
Эти
слова сказаны святым пророком Давидом в
указанном псалме и означают они: «Блажен
народ, познавший ликование». В этих
словах называет пророк блаженным тот
народ или людей, которые знают, как
славить Господа; и в псалме XCIIII
он говорит: «Обратимся
к Господу, восславим Господа нашего и
восхвалим его в псалмах...»* Эти слова следует понимать
так, что есть
двоякое ликование: первое называется
Jubilatio contemplativa*
или усердное ликование сердца в Господе;
другое называется Jubilatio activa*,
что есть действенное ликование, [в
отличии] от первого, которое есть
усердное ликование сердца в Господе,
сказанное Христом Марии Магдалине*.
Мария избрала лучшее, потому и мы должны
усердное более высшим и лучшим почитать,
чем действенное, но первое присуще более
теологии, чем музыке. Потому я далее не
пишу об этом, но [пишут] Отцы в Святых
Писаниях и Посланиях орденов. Но Господь
Христос затем и действенное [ликование]
похвалил, сказав о нем Марфе; и в
Священном Писании о нем также открыто и
ясно сказано, как о службе и хвалах Богу;
и объяснено и рассказано, как
должно хвалить Его в псалмах.
Laudate Deum de celis (ps. CXLVIII)*
Хвалите Его в вышних,
Хвалите Его, все Ангелы.
Хвалите
Господа все Ангелы,
Хвалите
Его, все воинства Его,
Хвалите
Его, солнце и луна,
Хвалите
Его все звезды света.
(ps. CXLIX)
Воспойте
Господу новую песнь.
Хвалите
Его во всех Святых
Христианских
Церквях.
Да
славят имя Его хором* и тимпаном
И
в псалмах Его воспевают,
Ибо
это есть благословение Господа
народу его (ps. CL)*.
Хвалите
Его со звуком трубным,
Хвалите
Его с псалтерием и арфами,
Хвалите
Его с литаврами и хором,
Хвалите
Его на струнах и органе,
Хвалите
Его благозвучными кимвалами,
Хвалите
Его кимвалами громогласными,
Хвалите
Его небесной радостью
(ps.
XCVII)
Хвалите
Господа арфами и звучанием псалмов,
Хвалите
Его Busaune и звучанием труб (ps. XCI)
Далее
говорит он в XCI псалме: «Должны
мы Его хвалить псалтерием с десятью
струнами, пением и арфами...»,
и в другом говорит он: «...должны
мы хвалить Его Neomenia tuba...» - что есть башенный рог*
.
Из этих слов пророка можем мы заметить,
как он все креатуры*
вспоминает, Господа восхваляя, и говорит,
какими инструментами должно хвалить
Господа, и рассказывает, и называет
некоторые с их именами. И говорит он
специально для тех священников и Святых,
которые находятся в доме Божием и должны
денно и нощно воздевать руки к Господу и
хвалить Господа.
А
мы — ибо мы не самые совершенные
создания Господа и не можем постоянно в
усердном ликовании жить, то нам во
многих заповедях и посланиях сказано
Господа истинно, то есть c инструментами,
хвалить и славить, и
не одному человеку, но всем верующим во
Христа.
Потому
я написал маленький трактат об
инструментах, чтобы каждый мог
научиться и приобщиться к блаженству.
Потому его можно назвать Основами или
Началами инструментов, призывающим к
обучению, дабы достичь вечного
блаженства. И потому хотим мы с пророком
Исайей в XXXIII главе*
сказать: «...Господь
сделал меня счастливым и хочу я каждый
день петь псалмы в доме Господа...»
Да
поможет нам в том Пресвятая Дева Мария,
Матерь Божия. Аминь.
Следующими
словами А.Сильванус встретил Бастиана:
Мой
любезный господин Бастиан, приветствую
тебя тысячу раз.
С.
— Благодарю тебя, мой дорогой.
А.
— Как твои дела?
С.
— Все хорошо, Божьей милостью.
А.
— Любезный, скажи мне, где ты был так
долго?
С.
— Я долгое время блуждал и странствовал и
испытывал нужду.
А.
— А это что [у тебя]?
С.
— Это [сочинение] о музыке созерцательной
и практической или инструментальной*.
А.
— Я много слышал о том, что ты со времени
ухода со службы создал нечто новое и
необычное, но что— мне не известно.
Поэтому, если в том нет секрета, то
я тебя прошу мне все рассказать и
показать.
С.
— Ну, так и быть, я согласен, ведь вреда
мне от этого никакого.
А.
— Я понимаю тебя, так позволь же мне
посмотреть.
С.
— Это совсем не просто, это немецкое
сочинение и не рифмованное, как латинская
поэзия; и если ты хочешь быстро
посмотреть картинки — я не могу тебе
отказать, но если же ты хочешь читать — то
это будет очень долго.
А.
— Позволь мне посмотреть твой труд без
спешки.
С.
— Ладно, тогда возьми и посмотри получше.
А.
— Учитель, в твоей книге столько красивых
картинок.
С.
— Здесь есть много фигур*
и историй об изобретении или
возникновении музыки из Библии, поэтов*
и христианских учений.
А.
— А что делают в книге изображения органа,
китары, лютни и скрипки?
С.
— Музыка делится на несколько родов и
один из них — музыка инструментальная,
потому они изображены здесь вместе с их
названиями, чтобы благодаря тому они
стали известны любому.
А.
— Сколько же существует различных
инструментов?
С.
— Ты должен различать три рода различных
музыкальных инструментов, это поможет
тебе правильно меня понимать.
А.
— Каковы эти три рода?
С.
— Первый — все инструменты со струнами,
они называются «струнные» (seytenspill). Другой
род — все инструменты, благодаря воздуху
издающие звуки или свистки. Третий род —
все инструменты, сделанные из металла или
иного звучащего материала.
А.
— Я что-то не очень хорошо понял, объясни.
С.
— Ну хорошо, я покажу тебе другое деление.
Первый
род — струнные (Saittenspill). Некоторые из этих
инструментов имеют клавиши*
и ими определяется высота звуков, и
потому [на них] возможно учиться по
правилам, как на клавире: Клавикорд
(Clavicordium), Верджинал (Virginal),
Клавичембало (Clavicimbalum), Клавицитерий (Claviciterium)*,
Органистр (Lyra).
Как
и верджинал, все они имеют струны, шипы и
перья; и выглядят они наподобие арф, с тем
же скосом [ряда струн]. Изобретены они
недавно и видел я их только раз.
Другой
вид струнных имеет не клавиши, а лады —
определенные точки или отметки, которые
можно видеть на грифе. Так, по колкам и
ладам, также можно определять звуки и
записывать [их] в табулатуру: Лютни
(Lauten), Гитерна (Quintern)*,
Виолы*
(Gros Geigen).
Третий
вид струнных — инструменты с колками, и
этими колками можно определять[их звуки]
и записывать для обучения, как в
следующих инструментах: Арфы
(Harpffen), Псалтерий (Psalterium), Цимбалы (Hackbrett).
Четвертый
вид струнных — без ладов, и только с одним
или двумя колками, самое большее — с
тремя; и потому их звуки в сущности нельзя
определять и
записывать для обучения*.
И они требуют много упражнений и
понимания в пении, чтобы записать их
посредством правил. Потому я об этих
инструментах пишу менее всего; и их я
считаю совсем бесполезными инструментами,
как Ребеки (Сleinen Geigen)* и Трумшайт (Trumscheit).
Другой
род музыкальных инструментов —
сделанные из полых труб и звучащие
благодаря воздуху; они также бывают двух
видов: так одним из них довольно
человеческого дыхания и на них может
играть один человек; на других же [один]
человек играть не может и для них нужны
меха.
Первый
вид полых труб (на которых [один] человек
может играть) бывает также двух видов.
Некоторые трубы имеют игровые отверстия,
которые можно прикрывать пальцами; и чем
больше имеют они таких отверстий, тем
лучше и точнее можно извлекать звук.
Однако редко одна трубка имеет более
восьми отверстий. Они бывают с тремя
отверстиями, а также с четырьмя, с пятью, с
шестью, с семью, с восмью:
Шалмей (Schalmey), Бомбарда (Bombardt),
Швегель (Schwegel), Поперечная флейта
(Zwerchpfeiff), Флейты (Flöten),*Цинки
(Zinken), Крумхорн (Krumhorn), Свисток (Ru[fs]pfeif),
Платершпиль (Platerspil), Гемсхорн (Heisenhorn).
Другой
вид полых труб — без игровых отверстий,
но на них также может играть один человек.
Они хотя и позволяют определять [высоту
звука] и можно научиться на них [играть];
но я о них [здесь] не буду много говорить, а
хочу написать о них нечто новое в другой
книге: Волынка (Sackpfeiff),Труба
(Felttrumer), Кулисная труба (Busan)*,Clareta*,
Башенный рог (Thurnerhorn).
Продолжение
следует
17
Классификация
musica est theorica vel practica впервые возникает в
музыкальных сочинениях Платона и
Аристотеля. Стремясь разделить научные
дисциплины, Платон в своем диалоге Philebos и
Аристотель в своей ранней работе Protreptikos
делают различие между научным учением (episteme,
scientia) и занятиями искусством (techne, ars).
Пунктом сравнения в обеих областях служит
вопрос о музыке в ее духовно-идеальной
сущности благодаря разумному познанию (nous,
ratio) и в ее вещественно-материальной
сущности благодаря чувственному (aisthesis,
sensus). Различие между теоретическим
музыкальным учением и практическим
применением теории (которое не
подразумевало музицирование) или между
музыкальной теорией и практикой принимали
ученик Аристотеля Аристоксен, Плутарх, Кл.
Птолемей, Клеонид, Аристид Квинтиллиан.
С
этой классификацией связана и другая
модель — musica est speculativa vel activa. Под musica speculativa
понималось умозрительное рассмотрение
музыки, которое в musica theorica представляла
гармонию души и сфер, musica activa была
идентична musica practica. В обеих классификациях
речь не идет инструментальной музыке.
Поскольку “маленькая книжечка”
посвящена исключительно музыкальным
инструментам, т.е. музыке инструментальной,
можно предположить, что здесь Вирдунг
рассказывает о полном трактате, ныне
утерянном. (назад)
Фигура
— зд. в значении "изображение, картинка";
далее используется также в значении "знак"
— средневековый термин: "Фигура — это
знак, изображающий звук или звуки согласно
своей продолжительности". (назад)
|