|
Пресс-конференция,
посвященная дню рождения Евгения Светланова
- Дорогие друзья! Я
очень ценю то, что каждый из вас нашел время в
такие тревожно-волнующие дни и часы, я бы даже
сказал, найти время и прийти сюда, и все внимание
свое подарить одному человеку, то есть мне.
Разрешите мне считать, что это не только мне, ибо
я сам по себе ничего бы не смог сделать, если бы не
был связан с прекрасными коллективами нашей
страны. Ответить на любые Ваши вопросы мне будет
легче, чем держать какую-то тронную речь, да и в ней нет никакой необходимости.
Но, предвосхищая все, я хочу поблагодарить всех
пришедших и, особенно, представителей
Независимой газеты, которая практически не
словом,. а делом помогла и помогает
Государственному Оркестру России, по праву
который постоянным, тяжелым, многолетним трудом
завоевал право называться Первым оркестром
страны. Я имею в виду всю его историю и всех тех,
кто его возглавлял до меня.
- Тот факт, что Ваш
творческий вечер состоится в Большом театре -
является ли это неким залогом будущего
сотрудничества?
- Боюсь, что я не смогу ответить
конкретно. Скажем, назвать какие-то названия или
формы участия в работе Большого театра, ибо на
эту тему мы как-то раз мы наметили разговор с
Васильевым на завтра. И пока что разговор не
состоялся. Времени нет ни у него, ни у меня - это
будет завтра. Поэтому, что же опережать события, я
бы не хотел говорить сейчас. Вы меня понимаете?
Но, в принципе, как только мы встретимся - будут
уже конкретные ответы. И это не будет тайной.
- Несколько слов о программе
концерта. Принцип его формирования именно
сейчас.
- Я ничего не делаю случайно. Я считаю,
что вообще в мире ничего не происходит случайно.
Но это только мое мнение. В данном случае все
конкретно продуманно и, это, кажется,
воплощается. Я говорю "кажется", потому что
мы сейчас живем каждым днем. И я вспоминаю в этой
связи древнее изречение: "Прошлого уже нет,
будущего еще нет, но есть сегодня". Мы живем в
некотором плане сегодняшним днем и это не наша
вина. А этот вечер задуман таким образом:
"Золотой петушок" - это
была последняя работа моя в Большом театре. К
60-летию, ровно 10 лет назад вышел спектакль. Но
перед тем, как начнется мой самый любимый второй
акт, где, я считаю, Римский-Корсаков достиг таких
откровений, от которых потом оттолкнулась целая
плеяда композиторов 20 века, начиная, прежде всего
со Стравинского, вплоть до более поздних.
Удивительные находки в этой опере. Особенно во
втором акте. Перед тем, как откроется занавес,
оркестр Большого театра, с которым меня
связывает пожизненная любовь и дружба, должен исполнить фрагменты из
"Китежа", который был поставлен в 1983 году.
Это то, что связано с театром, с моими работами. И
вторая часть - оркестр теперь уже России, а не
СССР, исполнит Вторую симфонию Рахманинова.
Потому что именно Вторую симфонию Рахманинова я,
оканчивая консерваторию, дирижировал на
дипломном концерте. И это был тот удивительный,
уникальный случай, когда студенту, выпускнику,
предоставили один из лучших оркестров мира - БСО.
Вот почему появилась такая программа концерта. А
что касается места его проведения, то позвольте
сказать откровенно - моя жизнь была связана с
Большим театром с трехлетнего возраста. У Мадам
Баттерфляй родился сын. И этот сын во втором
действии - это был я. По блату. Потому что и мать и
отец работали в Большом театре. И была там такая
сцена перед приездом американского корабля,
когда бабахнула пушка, и Чио Чио Сан начала
наряжаться, а я, подражая матери, тоже пудрился,
красился, и все делал то, что она делала. Детей
артистов большого театра задействовали в разных
постановках в разном качестве. В "Тихом
Доне", например, участвовало очень много
мальчиков. В Большом театре я много чему
научился, даже танцевать полонез. Единственное,
что у меня не выходило - это мазурка. У меня
осталась масса впечатлений и в этот момент
решилась окончательно моя судьба. Я счастлив, что
дирекция театра дала мне эту возможность -
скромно отметить, именно музыкой, свой юбилей.
- Как Вам удается совмещать посты
главного дирижера Вашего оркестра и главного
дирижера оркестра в Голландии?
- Невольно создалось впечатление, что я
начал меньше выступать в Москве. Это неверно. Я
всегда давал концерты по пятому абонементу. Это
наш фирменный абонемент. Эта традиция существует
еще с 1965 года, с тех пор как я пришел в оркестр. В
рамках этого абонемента было пять
концертов. Иногда - дополнительные. Например,
смотры новых сочинений, юбилейные концерты. Все
то же самое осталось. Я только снял свое имя с
абонементов, для того, чтобы могли выступать и
другие дирижеры. Это, прежде всего, талантливые
молодые дирижеры. Это не изменило мой график. Я
также выступаю - минимум пять концертов в Москве,
не считая гастролей везде - и по России, и по всему
миру, и абонемент в МГУ и т.д. И записи. Это не все
видят и даже не все слышат, но это огромная
сторона нашей работы. И это работа на будущее.
Теперь уже можно прямо сказать - много наработано
на 21 век. И это то, что остается от нас. Увы! жизнь
музыканта - недолговечна. Теперь о Гамбургском
оркестре. Я никогда не сомневался - кто главнее
для меня - Госоркестр я считаю своим детищем, в
которое я вложил все, что умел и вкладываю на
протяжении почти 40 лет. Кроме того, я имел
неосторожность взвалить на свои плечи шефство в
Голландском оркестре. Еще есть оркестр Шведского
радио, с которым меня связывает 22 летняя
творческая деятельность. Пока я еще что-то могу -
мне очень жаль отказываться от приглашений
Англии, Франции, Японии. Не знаю, может быть, я
делаю ошибку, потому что наш великий и
неповторимый дирижер Е.А Мравинский, кроме
своего оркестра - он ни с кем не имел дело, ни с кем
не работал. Но, Вы знаете, у меня так не
получилось, а жалеть теперь поздно.
- Какими именами ознаменовался для
Вас 20-й век?
- Если я начну всех перечислять - я
больше половины забуду! На этот вопрос нельзя
ответить так сразу. К этому надо готовиться. Но
сам век останется в памяти тем, что он унес больше
всего жизней за всю историю человечества - на это
я не могу закрывать глаза! Об этом не думать я не
могу, да и каждый из нас, в какой-то момент,
обязательно думает об этом... В то же время - 20 век,
как ни один другой, был подобен чудовищным
катаклизмам в области культуры и искусства - и
это тоже неповторимо. То есть аналоги были, и в
другие века - новые стили, борьба музыкальных
течений и партий - это все было. Но до такой
степени - нет. Ну конечно, 20 век останется для меня
и тем, что я застал расцвет нашего искусства во
всех областях. Этому способствовал - сейчас я
скажу страшную вещь - железный занавес. Все
отдавали все нам, своему народу, своей стране.
Конечно, ужасно, что они остались
недовыявленными в мировом
масштабе из-за этой же причины. Я чувствую себя
человеком переходного периода - я не все могу
принять сейчас, в разных областях, не только
искусства, но и политики и прочего. Может быть, в
этом отношении я запрограммированный
консерватор. Не фанатичный, а именно
запрограммированный. Но, с другой стороны - много
было чудесного, и сейчас происходит - мы просто не
все это видим, нам некогда смотреть, нас жизнь
сейчас так заставляет глядеть не туда, куда
хочется, а туда, куда надо. Но я твердо верю - за спадом обязательно будет подъем.
Это уроки истории. Я твердо верю в новый подъем, в
новый расцвет России, ее искусства, ее общества.
Материал подготовили
Лариса Рощина и Ольга Рыбалкина
theatral@usa.net
|