Назад

Главная страница

 


Пресс-конференция, посвященная дню рождения Евгения Светланова

- Дорогие друзья! Я очень ценю то, что каждый из вас нашел время в такие тревожно-волнующие дни и часы, я бы даже сказал, найти время и прийти сюда, и все внимание свое подарить одному человеку, то есть мне. Разрешите мне считать, что это не только мне, ибо я сам по себе ничего бы не смог сделать, если бы не был связан с прекрасными коллективами нашей страны. Ответить на любые Ваши вопросы мне будет легче, чем держать какую-то тронную речь, да и в ней нет никакой необходимости. Но, предвосхищая все, я хочу поблагодарить всех пришедших и, особенно, представителей Независимой газеты, которая практически не словом,. а делом помогла и помогает   Государственному Оркестру России, по праву который постоянным, тяжелым, многолетним трудом завоевал право называться Первым оркестром страны. Я имею в виду всю его историю и всех тех, кто его возглавлял до меня.

- Тот факт, что Ваш творческий вечер состоится в Большом театре - является ли это неким залогом будущего сотрудничества?

- Боюсь, что я не смогу ответить конкретно. Скажем, назвать какие-то названия или формы участия в работе Большого театра, ибо на эту тему мы как-то раз мы наметили разговор с Васильевым на завтра. И пока что разговор не состоялся. Времени нет ни у него, ни у меня - это будет завтра. Поэтому, что же опережать события, я бы не хотел говорить сейчас. Вы меня понимаете? Но, в принципе, как только мы встретимся - будут уже конкретные ответы. И это не будет тайной.

- Несколько слов о программе концерта. Принцип его формирования именно сейчас.

- Я ничего не делаю случайно. Я считаю, что вообще в мире ничего не происходит случайно. Но это только мое мнение. В данном случае все конкретно продуманно и, это, кажется, воплощается. Я говорю "кажется", потому что мы сейчас живем каждым днем. И я вспоминаю в этой связи древнее изречение: "Прошлого уже нет, будущего еще нет, но есть сегодня". Мы живем в некотором плане сегодняшним днем и это не наша вина. А этот вечер задуман таким образом: "Золотой петушок" - это была последняя работа моя в Большом театре. К 60-летию, ровно 10 лет назад вышел спектакль. Но перед тем, как начнется мой самый любимый второй акт, где, я считаю, Римский-Корсаков достиг таких откровений, от которых потом оттолкнулась целая плеяда композиторов 20 века, начиная, прежде всего со Стравинского, вплоть до более поздних. Удивительные находки в этой опере. Особенно во втором акте. Перед тем, как откроется занавес, оркестр Большого театра, с которым меня связывает пожизненная любовь и дружба, должен исполнить фрагменты из "Китежа", который был поставлен в 1983 году. Это то, что связано с театром, с моими работами. И вторая часть - оркестр теперь уже России, а не СССР, исполнит Вторую симфонию Рахманинова. Потому что именно Вторую симфонию Рахманинова я, оканчивая консерваторию, дирижировал на дипломном концерте. И это был тот удивительный, уникальный случай, когда студенту, выпускнику, предоставили один из лучших оркестров мира - БСО. Вот почему появилась такая программа концерта. А что касается места его проведения, то позвольте сказать откровенно - моя жизнь была связана с Большим театром с трехлетнего возраста. У Мадам Баттерфляй родился сын. И этот сын во втором действии - это был я. По блату. Потому что и мать и отец работали в Большом театре. И была там такая сцена перед приездом американского корабля, когда бабахнула пушка, и Чио Чио Сан начала наряжаться, а я, подражая матери, тоже пудрился, красился, и все делал то, что она делала. Детей артистов большого театра задействовали в разных постановках в разном качестве. В "Тихом Доне", например, участвовало очень много мальчиков. В Большом театре я много чему научился, даже танцевать полонез. Единственное, что у меня не выходило - это мазурка. У меня осталась масса впечатлений и в этот момент решилась окончательно моя судьба. Я счастлив, что дирекция театра дала мне эту возможность - скромно отметить, именно музыкой, свой юбилей.

- Как Вам удается совмещать посты главного дирижера Вашего оркестра и главного дирижера оркестра в Голландии?

- Невольно создалось впечатление, что я начал меньше выступать в Москве. Это неверно. Я всегда давал концерты по пятому абонементу. Это наш фирменный абонемент. Эта традиция существует еще с 1965 года, с тех пор как я пришел в оркестр. В рамках этого абонемента было пять концертов. Иногда - дополнительные. Например, смотры новых сочинений, юбилейные концерты. Все то же самое осталось. Я только снял свое имя с абонементов, для того, чтобы могли выступать и другие дирижеры. Это, прежде всего, талантливые молодые дирижеры. Это не изменило мой график. Я также выступаю - минимум пять концертов в Москве, не считая гастролей везде - и по России, и по всему миру, и абонемент в МГУ и т.д. И записи. Это не все видят и даже не все слышат, но это огромная сторона нашей работы. И это работа на будущее. Теперь уже можно прямо сказать - много наработано на 21 век. И это то, что остается от нас. Увы! жизнь музыканта - недолговечна. Теперь о Гамбургском оркестре. Я никогда не сомневался - кто главнее для меня - Госоркестр я считаю своим детищем, в которое я вложил все, что умел и вкладываю на протяжении почти 40 лет. Кроме того, я имел неосторожность взвалить на свои плечи шефство в Голландском оркестре. Еще есть оркестр Шведского радио, с которым меня связывает 22 летняя творческая деятельность. Пока я еще что-то могу - мне очень жаль отказываться от приглашений Англии, Франции, Японии. Не знаю, может быть, я делаю ошибку, потому что наш великий и неповторимый дирижер Е.А Мравинский, кроме своего оркестра - он ни с кем не имел дело, ни с кем не работал. Но, Вы знаете, у меня так не получилось, а жалеть теперь поздно.

- Какими именами ознаменовался для Вас 20-й век?

- Если я начну всех перечислять - я больше половины забуду! На этот вопрос нельзя ответить так сразу. К этому надо готовиться. Но сам век останется в памяти тем, что он унес больше всего жизней за всю историю человечества - на это я не могу закрывать глаза! Об этом не думать я не могу, да и каждый из нас, в какой-то момент, обязательно думает об этом... В то же время - 20 век, как ни один другой, был подобен чудовищным катаклизмам в области культуры и искусства - и это тоже неповторимо. То есть аналоги были, и в другие века - новые стили, борьба музыкальных течений и партий - это все было. Но до такой степени - нет. Ну конечно, 20 век останется для меня и тем, что я застал расцвет нашего искусства во всех областях. Этому способствовал - сейчас я скажу страшную вещь - железный занавес. Все отдавали все нам, своему народу, своей стране. Конечно, ужасно, что они остались недовыявленными в мировом масштабе из-за этой же причины. Я чувствую себя человеком переходного периода - я не все могу принять сейчас, в разных областях, не только искусства, но и политики и прочего. Может быть, в этом отношении я запрограммированный консерватор. Не фанатичный, а именно запрограммированный. Но, с другой стороны - много было чудесного, и сейчас происходит - мы просто не все это видим, нам некогда смотреть, нас жизнь сейчас так заставляет глядеть не туда, куда хочется, а туда, куда надо. Но я твердо верю - за спадом обязательно будет подъем. Это уроки истории. Я твердо верю в новый подъем, в новый расцвет России, ее искусства, ее общества.

 

Материал подготовили
Лариса Рощина и
Ольга Рыбалкина
theatral@usa.net

 



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.