Назад

Главная страница

 


Юрий Башмет: "Не стыдиться своих чувств"

   Юрий Башмет (18423 bytes)

Не так давно российский альтист Юрий Башмет дал цикл концертов с Израильским филармоническим оркестром, и в субботу вечером, накануне первого выступления, в перерыве между репетициями мы берем у него небольшое интервью. Разговор с ним - сколь бы коротким он ни был - доставляет редкое удовольствие. Первое ощущение - невероятного обаяния, легкого и доброго остроумия, и в то же время - простоты: Башмет, один из ведущих альтистов нашего времени, ни секунды не важничает и не манерничает. Он готов поддразнить собеседника, но, похоже, делает это из артистизма, во имя игры, чтобы было веселей - и тут же бросает внимательный взгляд: не обидел ли? Конечно, нет - он очень теплый человек. Отвечая на вопросы, он смотрит и не смотрит на интервьюера, он с ним и не с ним: он - с собой. И когда замечаешь, как на твоих глазах Башмет заново формулирует не раз, наверное, обдуманное, то понимаешь, насколько он серьезен.

- Вы всю жизнь играете, так что вопрос, наверное, прозвучит дико: что вы, собственно говоря, ищете в музыке?

- Мне повезло: хобби и работа у меня совпадают, да мне еще и деньги за это платят, - для начала отшучивается он, но сразу же становится серьезным. - Я люблю музицировать с такими коллегами, перед которыми мне не стыдно открыть свои чувства. Это очень важно - не стыдиться своих чувств. Музыка есть некий язык, в котором я могу себя выразить много полнее, чем в словах и в поведении.

- Как вы подходите к разучиванию новых произведений? Важны ли для вас душевные обстоятельства, в которых находился композитор в момент написания опуса?

- Дополнительное знание может чуть-чуть изменить исполнение, но не более того. Я думаю, что композиция, - как и любое творчество, - это мир, куда талантливая личность может уйти. Хотя, быть может, это иллюзия и самообман. Но все равно, что бы ни происходило, композитор остается одаренным человеком. Например, я столько раз дирижировал "Серенадой" Чайковского - я ее так люблю. И лишь совсем недавно я нашел в одной книге письмо, из которого следует, что создана она была в самый неплодотворный период его жизни - он просто переживал депрессию. Я даже был немного расстроен, потому что мне казалось, что в "Серенаде" весь Чайковский собран, как в фокусе. Так что далеко не всегда состояние композитора соответствует тому, что он пишет. То же самое порой происходит и с исполнителем: музыкант, чувствующий себя скверно физически и душевно, может дать яркий концерт - и наоборот.

- Что же для вас действительно важно?

- Сами нотные знаки: они говорят очень многое тому, кто умеет их читать. А уже потом не помешает что-либо знать. Да я и так, наверное, уже кое-что знаю - в Консерватории учился, и вообще - живу, что-то слышу, книжки читаю, - усмехается он.

- Как вы выбираете репертуар?

- Я очень люблю драматическую, романтическую музыку. Хотя, конечно, не меньше, чем Шостаковича и Шнитке.
   А к "аутентичной" музыке отношусь достаточно выборочно: некоторые вещи тогда просто "отписывались". Конечно, сегодня крамолой будет сказать, что-то или иное произведение у Моцарта написано недостаточно хорошо. Но он тоже был человеком. Просто уровень у него был феерический, даже в неудачных вещах.
   Я всю жизнь играю Марена Маре - еще до того, как вышел фильм "Все утра мира" с Депардье - две его сюиты, больше у него нет. Несмотря на скованность стиля и ограниченность средств, у него было потрясающие чувство элегантности и юмора, и меланхолии, - он был очень яркий талантливый артист.
   Это - один из примеров того, как я выбираю произведения: по тому, что они в себе содержат. Вот еще. Я больше люблю играть "Чакону" Баха, чем его же сюиты, потому что это - сочинение, смотрящее далеко вперед по отношению к тому, чем была чакона в ту эпоху. Это музыка очень яркая, драматичная, романтическая, наделенная колоссальной энергией и в то же время это - настоящий Бах.

- Какие у вас отношения с современной музыкой?

- Очень ее люблю. Недавно, заполняя документы, я насчитал 39 произведений, посвященных мне. Из них шесть-семь чрезвычайно талантливых, одно гениальное - это большой концерт Шнитке - и одно сильно к нему приближающееся: изумительный концерт Губайдулиной. Он написан совсем в другом плане, но на той же высоте, что и концерт Шнитке. Премьера недавно состоялась в Чикаго, а через неделю концерт повторился в Бостоне.

- Чем интересна современная музыка?

- Тем, что композитор живет в то же время, что и ты, дышит тем же воздухом, получает примерно ту же информацию, что и ты - порой просто слышишь слово, которое ни к чему не имеет никакого отношения, какую-то фразу... Из этого складывается некий организм.

На секунду задумавшись, он доводит мысль до конца:

- Когда ты живешь с композитором в одно время, путь к истине ближе.

Он продолжает:

- Может быть, те произведения Моцарта, которые нам кажутся менее удачными, на самом деле - потрясающие и изумительные, но та эпоха ушла, и какая-то категория ощущений в человеке исчезла. Жизнь все-таки идет. Оглядываясь лет на двести назад, ты это хорошо понимаешь.

- Что вы думаете о так называемом "аутентичном исполнении"?

- Это очень важно и очень интересно, я давно этим переболел - считаю это болезнью, исключительно приятной. Я увлекался тем, что делал Николас Арнонкур, и мне многое пришлось в себе ломать, потому что московская школа была совершенно к этому не подготовлена. Но я быстро выздоровел: на среднем уровне "аутентичный" подход обезличивает исполнителя. Есть великие музыканты, которые сказали свое слово в "аутентике" и уже изменились - они не такие, какими были десять лет назад.
   Я не хочу выражаться примитивно, но ведь мы и правда сегодня не ездим по городу в каретах - их заменили машины. И если я хочу увидеть картину, я иду в музей. Во всяком случае, сегодня очень естественным выглядит то, что этот бум пошел на спад.
   Исполнители на старых инструментах не могут играть так, как это делали их предшественники, а многие претендуют на то, что именно они знают, как надо. Тем более, что нам оставлены кое-какие книги - Кванца, Леопольда Моцарта, Тартини. Но все равно, представьте себе, если бы я не преподавал, а просто составил бы записку, и сказал студентам: "Всем придти в десять утра, а ты прочтешь". Так что, все бы сразу научились?
   Но все равно, это повальное увлечение было очень полезным, показало музыку в новом ракурсе, расширило возможности исполнителей, и повлияло на мышление даже тех музыкантов, кого оно непосредственно не захватило.

Неожиданно Башмет говорит:

- А вообще-то я думаю, что если бы услышал тот же Бах ту же Чакону, которую играют современным смычком, с современными струнами, он был бы доволен, потому что ясно, что эта музыка - для большего зала и большего масштаба звучания. И если завтра будет изобретена скрипка, которая звучит в десять раз громче, она бы ему понравилась еще сильней: это заложено в музыке.
   Современному человеку нужна большая динамика: усредненность и в динамике - ужасная вещь. Когда-то еще в Москве Ростропович на репетиции гениально сказал: "Да'агие д'узья, у нас сегодня на повестке дня бо'йба с меццо-фо'йтизмом".

...В дверь комнаты дирижеров тель-авивской аудитории Манна стучат: "Музыканты на сцене". Перед тем, как вернуться на репетицию, Башмет заключает:

- Старые композиторы были бы довольны тем, как сегодня играют их музыку. Композиторы всегда смотрят вперед.

Максим Рейдер
mcreider@bigfoot.com
"Вести", Тель-Авив

 



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.