Назад

Главная страница

 

  
"Если бы у меня была возможность поговорить с Шубертом…"
Интервью со скрипачом Гидоном Кремером 

В пятничный полдень 23 февраля тель-авивский зала "Гейхал ха-тарбут" был заполнен до отказа. Публика собралась на концерт выдающегося скрипача Гидона Кремера, выступавшего с Израильским филармоническим оркестром под управлением Джузеппе Синополи. Кремер вместе с молодой латвийской виолончелисткой Мартой Судрабой исполнил Двойной концерт Брамса. Возможно, не все сидящие в зале были согласны с трактовкой, которую предложили музыканты. Возможно, "Гейхал ха-тарбут", вмещающий две тысячи человек, оказался слишком велик для камерного звучания скрипки Кремера. Но все присутствующие сошлись во мнении, что исполнение Брамса было на редкость творческим; музыкантам в полной мере удалось донести до слушателей созидательную энергию произведения, а это именно то, за чем, собственно, люди и ходят на концерт.

А накануне концерта корреспонденты "МИГnews" встретились с Гидоном Кремером в гостинице "Хилтон". За окном свирепствовала буря, а в номере спокойный и доброжелательный Кремер отвечал на наши вопросы.

- Господин Кремер, для вашего творчества всегда была характерна некая пропагандистская идея: Альфред Шнитке и музыка композиторов советского авангарда, затем прибалтийские композиторы, Астор Пьяцолла. Чем вы увлечены в эти дни?

- Я никогда не подходил к своей работе как к чередованию неких этапов. Для меня гораздо важнее спонтанность, увлеченность, верность друзьям, служба тем людям, которых я считаю достойными этого. Более половины моего репертуара по-прежнему составляет классика, ведь скрипка - это классический музыкальный инструмент, и я стараюсь исполнять лучшие произведения, написанные для нее. Другое дело, как я подхожу к интерпретации этих произведений, - она не всегда соответствует принятым нормам. И если я всегда оставался верен таким композиторам как Альфред Шнитке, Арво Пярт и Валентин Сильвестров, значит, считаю, что они заслуживают этого. Интерес к прибалтийским композиторам и Прибалтике в целом связан с моим желанием вернуться в свою юность, которую я провел в Риге, и с созданием оркестра "Кремерата Балтика". Мы часто играем музыку прибалтийцев. Что касается Пьяцоллы - его я исполняю уже пять лет, но теперь постепенно уменьшаю долю его произведений в своем репертуаре. Нет, я не разочаровался в этом прекрасном авторе, одном из самых ярких композиторов XX века. Просто я иду дальше, продолжаю развиваться. То, что вы называете этапами моего пути, я называю творчеством, полным неожиданностей.

- Альфред Шнитке во многом благодаря вашим стараниям стал кумиром российских музыкантов последней четверти XX века. А удалось ли ему снискать такую же славу на Западе?

- Я не знаю статистики и не читаю Книгу рекордов Гиннесса, но мне говорили, что из всех композиторов последнего времени Шнитке исполняют наиболее часто. И это абсолютно справедливо. За тридцать лет нашего с ним знакомства, длившегося с конца 60-х годов вплоть до его кончины, музыка Шнитке прочно вошла в сознание людей. Его творчество аккумулировало опыт всего XX века - недаром он называл себя полистилистом. И поэтому Шнитке пользуется популярностью во всем мире, в том числе в консервативной Японии. Я часто бываю в этой стране, и в последний раз меня пригласили выступать там с программой из произведений именно этого композитора. В прошлом месяце компания Би-Би-Си подготовила большой цикл концертов, посвященный исключительно его музыке. Все это доказывает, что Альфред Шнитке занял достойное место в мировой культуре.


- И ваша заслуга здесь огромна…

- Спасибо. Но я служил не только Шнитке, но и Софье Губайдулиной, и другим авторам, а сейчас много работаю с замечательным композитором Гией Канчели.

- Кроме творческих отношений, вас связывают с авторами еще и дружеские?

- Да, безусловно. Почти со всеми из них я дружу или, увы, дружил до самой их кончины. Общение с композитором является для меня очень важной частью творчества. Если бы у меня была возможность поговорить с Шубертом - я был бы счастлив.

- Где вы живете?

- На этот вопрос довольно трудно ответить. Формально - в Париже, но там я бываю не больше трех недель в году. Все остальное время распределено по многим странам и континентам, но в целом я - европейский гражданин.

- На каких концертах, помимо собственных, можно увидеть маэстро Кремера?

- Я очень мало хожу на концерты. Если мне хочется отдохнуть от музыки, я отдаю дань своим другим увлечениям - кинематографу или театру, где всегда стараюсь заглянуть за кулисы. Много времени занимает у меня работа с оркестром "Кремерата Балтика". Он существует уже пять лет, и ежегодно я провожу с музыкантами как минимум пять месяцев. В оркестре 25 молодых исполнителей (к моменту основания их средний возраст равнялся 22 годам) - исключительно из Латвии, Эстонии и Литвы, и мы постоянно выступаем вместе - то в Америке, то в Азии. В моей творческой биографии создание "Кремераты" было очень важным этапом - у меня, никогда не преподававшего, вдруг появились ученики.

- Такой "географический" отбор связан с особенностями прибалтийской школы или просто с любовью к Прибалтике?

- Скорее вторым. Я рижанин, Прибалтика - это мои корни. Накануне своего 50-летия я решил сделать себе подарок. Возможно, руководствуясь другими соображениями, я смог бы найти музыкантов и более высокого класса, но идея была в том, чтобы предоставить шанс людям, у которых в географическом смысле было немного возможностей продвинуться, занять свое место в музыкальном мире. Те, кто прошел прослушивания (я проводил их лично) и смог интегрироваться в коллектив, продемонстрировал мобильность и стремление к новым целям, начали играть в оркестре. Многие музыканты учатся в высших учебных заведениях Европы, и, когда мы пять раз в году выезжаем с концертными турне, приходится "собирать" их из не менее десятка стран.

- Марта Судраба - ваш партнер по нынешнему выступлению с Израильским филармоническим оркестром - тоже из "Кремераты"?

- Да, она ведущая виолончелистка оркестра. Помимо этого, она участница струнного трио, с которым израильская публика имела возможность познакомиться два года назад во время нашего приезда на Фестиваль Израиля.

- Господин Кремер, ваша первоначальная программа была несколько изменена - в некоторых выступлениях вместо концерта Шумана заявлен Двойной концерт Брамса. С чем это связано?

- Мои предыдущие выступления с Израильским филармоническим оркестром были посвящены современной музыке, и поэтому на сей раз я выбрал романтический репертуар. Сейчас у меня запланировано много концертов, а я не люблю повторяться. Поэтому я обрадовался возможности исполнить не только концерт Шумана, который я играю уже двадцать лет и который, к сожалению, до сих пор не вошел в традиционный скрипичный репертуар, но также и Двойной концерт Брамса. Я играл его с замечательными виолончелистами моего поколения - Мишей Майским и Йо-Йо Ма, и теперь решил предоставить такую возможность молодой исполнительнице.

- Как известно, концерт Шумана, написанный композитором незадолго до смерти, не исполнялся почти столетие - до 1937 года. Такова была воля вдовы Шумана Клары. Почему она приняла такое решение?

- Ответ на этот вопрос искали многие музыканты и исследователи и до сих пор не нашли. В любом случае, мне кажется, что Клара Шуман совершила преступление, запретив исполнять концерт. И хотя она утверждала, что дело в невысоком качестве музыки, мне думается, что ответ надо искать в сложных личных взаимоотношениях между Кларой, Шуманом и Брамсом. Но концерт действительно странный, особенно финал, он просто озадачивает слушателя. Для исполнителя финал тоже не слишком выигрышный, безумно виртуозный - он в то же время звучит как некий "приторможенный полонез". Но в целом в концерте есть неоспоримые гениальные стороны, и одного этого достаточно, чтобы он звучал. А отмена вето произошла, кстати, при весьма неприглядных обстоятельствах: в нацистской Германии по понятным причинам искали замену концерту Мендельсона, и так произведение Шумана впервые прозвучало на сцене. Но уж Шуман в этом точно не виноват.

- Когда вы впервые приехали в Израиль?

- Это произошло в 1978 году при весьма необычных обстоятельствах. Я еще жил в Москве, и никаких дипломатических отношений между СССР и Израилем не было. Но в тот год я чудесным образом получил возможность относительно свободно передвигаться по миру и немедленно - а я ведь по натуре авантюрист - воспользовался приглашением Леонарда Бернстайна приехать в Тель-Авив, чтобы исполнить его "Серенаду". Люди, встречавшие меня здесь, говорили, что впервые видят человека, который после визита в Израиль возвращается в Москву. А мне безумно хотелось сделать что-нибудь экстраординарное по отношению к советским властям, и после возвращения я сам объявил о своем вояже в министерстве культуры. Меня, конечно, пожурили, сказав: "Ну что же ты, мы тебе дали свободу, а ты - сразу в Израиль". Мне было очень интересно увидеть эту страну, но, главным, конечно, было приглашение Бернстайна. И что очень важно для меня - наше выступление было записано, вышел диск, так что после авантюрной поездки осталось вечное свидетельство - музыка.

Юлия Цодыкс,
Julia@mignews.com
Фото: Борис Равич

 



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.