Назад

Главная страница

 


Бо СковусБо Сковус

   На прошлой неделе в Тель-Авиве состоялся дебют молодого датского баритона Бо Сковуса (36), которого принято считать одним из ведущих вокалистов наших дней. Его музыкальная карьера невероятна - и в то же время - традиционна. Он - из тех, про кого говорят: "Наутро он проснулся знаменитым".
  В интервью, которое Сковус накануне гстролей дал по телефону из Вены, певец рассказывает: "Я родился в маленьком городке с населением десять тысяч человек; мои родители живут там по сей день". Семья его - немузыкальная, и он считает, что в этом отношении ему повезло: "Нелегко, когда над детьми тяготеет слава великих родителей".
   Подростком он подумывал о том, чтобы стать врачом, "но вы знаете, я был таким лентяем, а студенты-медики должны учить латынь, все знают, что это - тяжелый труд. Мне повезло - я встретил замечательного учителя, который сказал, что у меня - хороший голос. И я решил, что проще стать певцом, чем доктором". Однако самым трудным было убедить родителей: "В нашем городке ты можешь заявить, что хочешь стать певцом, а можешь - что хочешь стать космонавтом, это совершенно одно и то же". Так что его отец с надеждой сказал: "Послушай, а не пойти ли тебе работать в банк? Там ведь дают пенсию".
   Чтобы сделать приятное родителям, Сковус начал изучать в университете музыковедение, но "это было так скучно, что через год я бросил учебу". Одновременно он брал частные уроки вокала. Он поступил в консерваторию - сперва в городе Орусе, затем продолжил занятия в Королевской Академии в Копенгагене.
   А затем - это произошло в 1988 году - он получил приглашение, которое перевернуло его жизнь. Певица, знавшая Сковуса по мастер-классам, которые она проводила в Дании, представила его директору Венской "Фольксопер" - нужно было срочно заменить заболевшего исполнителя заглавной роли в моцартовском "Дон Жуане".

- Я подумал - если я провалюсь сейчас, то смогу со спокойной душой позабыть о карьере вокалиста, и займусь, наконец, медициной, - рассказывает Сковус.

   На следующий день после премьеры критики писали, что такого Дон Жуана в Вене не слышали уже много лет.

- То есть вы, как говорится, "проснулись знаменитым".

- Да, что-то вроде того. Как-то все это выглядело довольно странно.

Речь Сковуса течет легко, он не манерничает, не строит из себя "важную птицу" - и это притом, что сегодня лучшие оперные сцены мира, включая "Метрополитен", лежат у его ног и график его выступлений плотно расписан на три года вперед. Он также имеет эксклюзивный контракт с фирмой "Сони" и выпустил немало дисков - в наши дни, когда бизнес звукозаписи переживает спад.
   Репертуар Сковуса невероятно разнообразен - он поет в операх и в опереттах, дает сольные концерты и солирует в "Военном реквиеме" Бриттена.
   Но он переключается с жанра на жанр безо всякого труда:

- Все это - музыка. Правда, когда возникает некоторая проблема, когда певец, составивший себе имя в опере, решает петь реситали. Почему-то принято считать, что оперному певцу это не по силам. Но я считаю, что просто нужно иметь голос.

- Ощущаете ли вы себя также и актером?

- Как вам сказать... В опере я играю, хотя специальной актерской подготовки не получил. Но сегодня в опере действительно играть: мы должны привлечь в залы молодую аудиторию, иначе когда сегодняшняя отойдет в иной мир, оперные театры опустеют. А для этого нужно что-то делать, в конце концов - музыке минимум двести лет, и в эпоху телевидения и видео нельзя просто стоять на сцене и петь.

- Таким образом, у вас нет никаких проблем с суперсовременными постановками.

- Лично у меня - нет. Я вообще считаю, что все, что именуется искусством, должно быть, как сейчас говорят, провокативным, иначе это - не искусство. Другое дело, что в Вене это не просто.

- Вас считают одним из лучших исполнителей "лидер" - художественной песни.

- Ох...

- Так написано в пресс-релизе. Ощущаете ли вы себя новым интерпретатором жанра, или следуете традиции?

- Конечно, я стараюсь исполнять "лидер" по-своему, но все мы находимся под влиянием Фишера-Дискау. Он творил чудеса. Однако проблема с этими песнями на мой взгляд состоит в том, что жанр утратил естественность. Я пытаюсь создать непосредственный контакт с каждым, сидящим в зале. Поймите: на сцене возле рояля стоит человек и поет - и ничего не происходит. Дело в том, что с изобретением телевидения люди постепенно теряют умение слушать.
   Еще 60 лет назад люди слушали радио, сегодня такого нет.

- Вы хотите сказать - люди больше не умеют концентрировать внимание на одном предмете, например, придти в музей и рассматривать одну-единственную картину?

- Да. И важно подчеркнуть еще один очень важный для меня момент: эти песни написаны на замечательные стихотворения, то есть сначала возник текст, и лишь потом - музыка.

- Есть ли у вас какие-либо предпочтения - композитор, эпоха, жанр?

- Да, я люблю Шуберта, я люблю... Нет, Шуберта я люблю больше всех. Но я стараюсь исполнять музыку композиторов, которых считают "новыми" - Шенберга, Альбана Берга. Что и говорить - по сей день есть люди, для которых Малер - новый композитор. Я не могу этого понять. Я также пою Пуленка - его вокальные произведения исполняют сегодня немногие.

- В Израиле вы поете Шесть ранних песен Малера в обработке Лучано Берио. Чем особенны эти обработки?

- О них мало кто знает, и если вы их услышите, вы скажете: "Нет, это точно не Малер". В некотором смысле это - очень типичный для Берио опус, потому что он, - певец задумывается - потому что порой он очень, очень странный. Оркестровка в целом старомодная, но все время есть какой-нибудь маленький инструмент, который пытается делать нечто абсолютно отличное ото всех остальных. Но оркестровка, повторяю, превосходная.

Максим Рейдер
mcreider@bigfoot.com
"Вести", Тель-Авив

 



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.