|
Режиссер Брюно Монсенжен о своем фильме
“Рихтер, Непокоренный”
Телеверсия фильма "Рихтер, Непокоренный"
- впервые показана именно в России. Еще в период
создания фильма по инициативе вдовы Рихтера Нины
Дорлиак было принято решение о том, что мировая
премьера этой уникальной ленты состоится в
России. Кинолента уже была показана во многих
европейских странах, США, Японии. Фильм создан на
основе интервью и дневников великого музыканта
20-го столетия. Работа осуществлялась в течение
двух последних лет жизни Святослава Рихтера 1995-97
годах известным французским режиссером Брюно
Монсенженом. Святослав Рихтер на протяжении
своей долгой творческой жизни был практически
"закрыт" для журналистов и его чрезвычайно
редкие интервью становились подлинной
сенсацией.
Брюно Монсенжен - профессиональный
музыкант. Он - автор большого числа фильмов о
выдающихся музыкантах современности, таких, как
скрипачи Иегуди Менухин и Давид Ойстрах, пианист
Гленн Гульд, дирижер Геннадий Рождественский.
Впервые он услышал Рихтера в 1966 году,
познакомился с ним лично в 70-х, а задумал фильм о
нем в начале 90-х. Предлагаем Вам эксклюзивное
интервью Монсенжена Московскому радио, любезно
предоставленное нам Ларисой Рощиной.
- Как был встречен Ваш фильм?
- Показ прошел во Франции, Германии, Японии - в во
Франции премьера прошла в Лувре. Я только что
вернулся из Америки - премьеры прошли в Нью-Иорке,
Сан Диего, Сан-Франциско. Что меня очень трогает -
во всех странах, у всех людей совершенно разных
национальностей этот человек, эта гигантская
фигура нашего века - он принадлежит, конечно же
России - но он человек мира, художник мира, - во
всех странах то же впечатление, что и в России -
это конечно же меня очень трогает.
- Что для Вас Рихтер? Какие у Вас о нем самые
сильные впечатления?
- Все, что говорит Рихтер - это не придумано, это
его естественная природа, истинная сущность. Мои
главные впечатления - его искренность, чистота
артиста. Он в каком-то смысле - невинный человек.
Он один из самых редких музыкантов в этом смысле.
то, что он жил только искусством и только для
искусства. Он не интересовался политикой, всегда
отдавал себя музыке, искусству исключительно,
без всяких других стремлений. Поэтому я назвал
этот фильм - непокоренный. Я хотел показать две
главных идеи - то, что он не подчинялся ни
политическому режиму, ни нравам музыкальной
жизни. Его карьера была уникальна в том смысле,
что если в начале он много гастролировал с
оркестрами по всему миру, то в последние годы
Рихтер выступал только там, где ему хотелось, где
он считал нужным, без плана и без какого- то
влияния со стороны . Вы знаете, как он много
путешествовал по Франции? Он ехал на машине, за
ним ехали грузовики с роялями, он останавливался
где-то, в деревне - видел прекрасную церковь,
узнавал, можно ли играть в этой церкви - и давал
концерт. Таким образом проходили его гостроли.
Таким образом, я думаю, осуществлялась связь
между ним и людьми - с теми людьми, которые
действительно хотели его слушать. Я помню один
очень трогательный момент, когда в девяносто
шестом году я нашел для него дом в том местечке,
где работал когда-то Ван Гог, и он провел там три
месяца - он был очень болен, не вставал с постели.
В один из дней он сказал мне: "Вы знаете, я
думаю, что нашел решение: все эти концерты, все
эти похвалы меня никак не касаются - и вот выход -
я хочу только выступать за бесплатно, чтобы
только те люди, которые действительно любят
музыку, могли присутствовать на моих
концертах." И улыбаясь, он добавил:"А Вы
знаете, кто против? - Организаторы. Но я знаю
выход. Мы поставим на сцену большую черную шляпу -
и те, кто пожелают, будут класть деньги". Причем
он говорил очень искренно. Это такой человек.
Чистота. В то же самое время был один импрессарои
из Карнеги-холл - приехал специально в Париж,
чтобы предложить Рихтеру два концерта - причем
этот импрессарио был абсолютно уверен, что
Рихтер согласится, поскольку предлагал очень
высоку оплату – полмиллиона долларов за два
концерта. Конечно, Рихтер его даже не принял. Для
него существовал только мир искусства
Я думаю, что ни у одного другого пианиста
не было такого гигантского репертуара. В свое
время я был очень связан с другим очень известным
пианистом Гленом Гульдом - у него был тоже очень
большой репертуар, но у Рихтера конечно же
больше. И если Глен записывал какое-то
произведение и потом, может быть забывал его и
брался за новое, то у Рихтера весь репертуар был в
голове. В последнее время Рихтер играл только с
листа - но не потому, что забывал произведение, а
потому, что считал, что это более честно, что у
него не спектакль, что таким образом помогает
слушителям сосредочится только на музыку.
- Вы с ним общались очень близко в
последние годы. Каким он был? Чем он жил?
- Он был очень депрессивным в последние годы. Он
хотел играть. Он хотел жить. Но он был очень болен.
Когда мы еще жили в доме Ван Гога - он пешком
поднялся до квартиры Ван Гога - начал задыхаться,
но все время говорил: "Я не хочу в больницу, я
хочу здесь, хочу играть, хочу жить". Это было
очень тяжело. А иногда были дни, когда он был на
подъеме, в очень хорошей форме и уже мечтал, что
будет играть. Но как-то он сказал мне, что у него
пропал весь интерес ко всему. Это очень можно
понять, потому что такой энергичный человек, для
которого музыка была все - и при этом быть
буквально скованным болезнью, быть лишенным
музыки - для него это было такое страдание. Но я
уверен, что были такие моменты, когда жизнь
приносила ему радость, и мы были уверены, что он
снова будет играть.
- Вы представляете Рихтера скорее как аскета.
Но такой человек, такой музыкант, не мог не любить
жизнь
- Я думаю, что в нем было все. Я был на днях у
Натальи Гутман. Она записала мне кассету - Рихтер
играет концерт Шумана 10 лет назад в Минске. Было
такое ощущение, что играет юноша, который очень
сильно в кого-то влюблен. Он играет с такой
свежестью! Вы знаете, он был довольно суровый,
очень честный - он говорил, что надо играть то, что
написано. А здесь, в концерте Шумана, вдруг – ну,
такие моменты, и в то же самое время - он знает, что
он делает. И в тоже время это молодой человек,
который импровизирует, говорит"Я тебя
люблю!" А в жизни, в быту - он совершенно
спокойно относился к комфорту, не требовал
каких-то особых удобств. Я его как-то
спросил"Ну как в Вашем возрасте можно
гастролировать по Сибири?" На что он мне
ответил"Да мне не нужен Крым каждый вечер".
Но, когда он был в Крыму, он тоже был очень
доволен. Это как наивный царь - он просто
наслождался всеми сторонами жизни.
- Расскажите, как Вы с ним познакомились и,
собственно, о работе над фильмом.
- С музыкой Рихтера я познакомился очень давно.
Первый концерт на котором я присутствовал - был в
Париже, в 1966 году. Огромный зал был забит битком, а
еще добавили стулья на эстраде и как раз так
получилось, что я сидел рядом с роялем и вышел
Рихтер - и еще стоя он сыграл первые ноты - но с
такой силой, была такая атака, что рояль
отодвинулся и порвало струну. Но он продолжал
выступление, закончил сонату Прокофьева, он
вернулся в кулисы, струну поменяли. И Рихтер не
продолжал программу, а сразу же исполнил ту же
сонату на настроенном инструменте. Это произвело
на меня очень сильное впечатление. А лично мы
познакомились в начале 70-х. А совсем близко - во
время его фестиваля в Туре. Рихтер нашел там
маленький амбар XII века - в этом амбаре проходили
концерты. Каждый год он собирал там своих друзей
и играл камерную музыку. Я впервые был там с
венгерским пианистом Золотоном Кочеш и мы там
играли вместе. Я переводил для Кочеша и для
Рихтера - с английского на русский. Так что мы
постоянно общались. Он часто репетировал у меня
дома. Надо сказать, что за Рихтером все время
следил агент. Этих агентов Рихтер просто терпеть
не мог, один раз он просто исчез на три дня и никто
не знал, где он, а Рихтер в это время просто
наслаждался свободой. В последний раз мы с ним
работали в 84 году. В начале 90-х у меня появилась
мысль снять этот фильм. Это была моя мечта. Я
просто считал, что это необходимо. Мы вели
переговоры. Все мне говорили, что он никогда не
заинтересуется этим и не даст свое согласие. Еще
в марте девяносто пятого года он был в Париже
шесть месяцев, и у меня была встреча с его
помощницей. Она мне тоже сказала, что очень бы
хотела, чтобы я сделал этот фильм, но Рихтер
просто не обращает на это внимание. Я уже потерял
надежду, и вдруг, в сентябре девяносто пятого
года, она мне позвонила от него и сказала, что
Маэстро хочет, чтобы Бруно сделал его биографию.
Я сказал, что нам надо встретится. Но Рихтер
отказывался - он был очень болен. Я был в
недоумении. Как же можно сделать фильм, если я
даже не могу с ним встретиться и поговорить. Я со
своей стороны мог бы написать что-то - общую
канву, составить список вопросов, которые
касаются Рихтера как-то, ведь я знаю Рихтера
только так, как все знают. Я работал целую ночь, и
к утру я понял, что мне нужно какое-то заключение -
до этого я был в Москве и нашел там перевод всего
Пруста - тогда я еще не знал, что Рихтер так его
любит. Так вот там я нашел эпизод, где Пруст
ставит центральный вопрос об исполнительстве, об
интерпретациях: он говорит, что актриса, играющая
Федру - к гениальному шедевру добавила
гениальную интерпретацию. То есть, существуют
гениальные шедевры и могут существовать не менее
гениальные интерпретации. Я просто переписал
этот отрывок и поставил вопрос, какие мысли есть
у Маэстро по этому поводу. Все закончив, я
отправил это факсом и через два часа звонок из
Парижа - Маэстро хочет с Вами немедленно
встретиться. И через полчаса я был уже у Маэстро.
Первое, что он мне сказал:"Привет!" Причем
так, как будто мы вчера поужинали вместе. И тут же
спросил меня - "А Вы помните, когда я был у
Вас?" - а это было 12 лет назад! Я сразу понял, что
он все очень хорошо помнит - а ведь вокруг него
столько людей. И тут же он спросил меня:"А что, у
Вас есть Пруст на русском языке?". Я сказал, что
нашел в Москве. "Что Вы говорите, а последний
том тоже есть?" Я сказал: "Нет, Маэстро,
только последнего тома нет - все другие, кроме
последнего." Рихтер просто рыдал:"Как же, что
я должен умереть не прочитав Пруста целиком!" И
именно это - мое упоминание Пруста - то ли
интуиция, то ли какой-то знак с небес - именно это
мне помогло, произвело на него какое-то
впечатление и мы стали работать и работали
каждый день до его смерти. Тогда не шла речь о
фильме. Мы даже не могли определить - что это
будет. Он мне сказал: "Я Вам отдам все свои
записки, дневники – может, Вы в них что-то найдете
для себя интересное, но я не знаю - а может Вам это
будет совсем не интересно". Встречи у нас были
каждый день, а я все думал: как же ему сказать, что
я хочу сделать фильм - привести камеру, оператора.
Ведь это бы мешало ему. Только в конце октября,
ему стало лучше, врач сказал, что все в порядке с
ногами, и он сразу вышел из гостинице и гулял три
часа. Вернувшись, у него было очень хорошее
настроение. И если раньше он все время говорил,
что вся инициатива должна быть у меня, он был в
очень депрессивном состоянии, то в этот день он
просто был блестящим. Мне даже показалось, что
наши разговоры были ему нужны, он нашел какое-то
удовольствие в этом. Когда он рассказывал мне о
своих родителях - это было ему и очень трудно и
очень большой эмоциональный подъем. И именно в
этот день я ему сказал, что было бы еще
интереснее, чтобы все это происходило перед
камерой. А его реакция была гениальной: "Ну, да,
нет, потом..." Для меня это значило уже
положительный настрой. Тут вошла Нина и начала
его уговаривать. Он наоборот стал говорить, что
нет, не хочу - я решил, что это конец. Он, правда,
мне сказал - до завтра. Но на следующий день,
естественно, позвонил мне, что не может, что
устал. И я решил, что все - я его больше не увижу, но
через пять дней опять звонок - Маэстро хочет Вас
видеть...
Я не могу уже дальше рассказывать в
подробностях, потому что я могу говорить об этом
беспрерывно.
Камеру мы смогли привести только через
полтора года, когда он уже жил на юге Франции, у
него была квартира в Антибе, где он жил шесть
месяцев. Я привез камеру - очень маленькую и
оператора, которого я представил как своего
ассистента. Он был очень симпатичный человек, у
них сложились хорошие взаимоотношения, и мы
тогда начали съемку. К тому времени я собрал уже
очень много материалов - мы вели поиски по всему
миру архивов и материалов. Я хотел, чтобы Рихтер
сам участвовал в фильме. Поскольку мы снимали
фильм о человеке, который живет - да еще как живет!
Надо сказать, что Рихтер делал вид, что не
замечает камеры. Но иногда давал понять, причем
самым очаровательным образом, что следит за
съемкой. Как-то вошла в комнату Милена
(помощница), и принесла Рихтеру свежую рубашку. На
что Маэстро ответил:"Нет, этот наряд
интереснее для Бруно." Хотя оператор был на
кухне, а мы всегда старались находиться на
террасе, чтобы не мешать. Мы не говорили о моей
работе, это было само собой разумеещееся. Только
однажды вечером, когда мы после съемки поехали в
ресторан - он находил всегда самые хорошие
рестораны - я хочу сказать, что он все замечал.
Когда мы ехали в машине, он смотрел не только на
соборы - на все. Он очень гордился, когда он
находил хороший ресторан. Так вот он очеь
заинтересованно спросил меня - так Вы смогли
что-то снять сегодня. И когда я ему сказал, что да,
и что очень красиво получилось, он был
удовлетворен. И потом, накануне его отъезда в
Москву, я ему показал части фильма - совершенно не
законченного. Но я ему показал - все три с
половиной часа еще не смонтированного фильма -
очень внимательно смотрел и резюмировал
буквально в двух словах, он сказал "Это я."
Все. Эти два слова для меня были и будут высшей
похвалой, которую я когда -нибудь слышал и смогу
услышать в адрес моей работы, моего фильма. Вы не
можете себе представить, до какой степени мне
помогало это работать потом - ведь монтаж длился
14 месяцев. Я заканчивал работу уже после его
смерти. Мы должны были еще снимать с ним в Москве.
Он согласился. В конце жизни он очень серьезно
относился к этому. Он понимал, что это важно,
очень интересовался ходом работы. Мы
договорились, что я приеду 2 августа со съемочной
группой. Но, поскольку были какие-то визовые
проблемы, организационные, я предложил перенести
на конец августа. И тогда его реакция была: "Но
Вы знаете, а может и поздно..." И я был в ужасе, я
подумал, что Рихтер говорит о смерти. Но
оказывается, он уже начал заниматься опять -
начал готовить концерт после двухлетнего
перерыва. Очень серьезно занимался, по три часа в
день, я все это видел. Так что поздно означало
только то, что не будет времени, поскольку будут
концерты. И мы все же договорились на второе
августа. А первого августа он скончался. И я потом
конечно продолжал монтаж. Я понимал, что это еще
более важно, чем, если бы он был в живых. Шок был
колоссальный во всех странах. И, конечно, для меня
лично. Я в течение трех лет занимался только им.
Мы закончили фильм в феврале 98 года.
Публикуется с разрешения
автора.
Материал подготовлен О.Р.
|