Назад

Главная страница

 

 


Metha2.jpg (10621 bytes)Зубин Мета

   Его вудеркиндовские дни миновали, но Зубин Мета все также великолепен и блестящ, как был в те годы, когда в свои 25 лет он стал одновременно дирижером Монреальского симфонического и Лос Анжелосского филармонического оркестров. Это сделало его не только самым молодым дирижером Америки, но и первым дирижером управляющим двумя Северо Американскими оркестрами одновременно. Позднее в течение 13 лет он был главным дирижером Нью Йоркского Филармонического оркестра.
   Имя этого виртуоза дирижерской палочки, индийского происхождения и означает, между прочим, “Властелин меча”. Родился Зубин Мета в Бомбее. Оставив занятия медициной, он продолжил дело своего отца, Мехли Мета, основателя Бомбейского Симфонического оркестра.
   Являясь Музыкальным директором Израильской филармонии с 1968 года (с 1981 - пожизненно), он подписал также 5 летний контракт с Баварским Оперным театром в Мюнхене и станет его музыкальным директором с 1998г. В свои 62 Зубин Мета, сохраняет огромную работоспособность, славу бонвивана, неизменно привлекает в свои залы миллионы поклонников его искусства, где бы не звучала его музыка.
   Вопрос: Где Вы больше всего любите дирижировать в качестве гостя?

Ответ: В Вене и Берлине. Я работаю с этими оркестрами уже более 30 лет, с 1961 года

В: Вы проводите много времени, переезжая из одного города в другой. В чем секрет Вашего элитарного стиля жизни?

О: У меня нет стиля жизни, у меня есть жизнь. И элитарности у меня тоже нет. Я некоторое время живу в одном месте, скажем 2 недели в Лос Анжелесе, потом во Флоренции у меня запись и я остаюсь там на 6 месяцев. Далее я отправляюсь в турне с оркестром: концерт в Милане, следующий вечер в Риме, третий - в Лондоне.

В: Вы должны знать много языков.

О: Бегло семь. Большинство из них я выучил в молодости на практике, в общении с музыкантами других стран. Я хочу научиться говорить по-русски. В моем Израильском оркестре много русских. Это мне поможет.

В: Какая музыка помогает Вам восстанавливаться между исполнениями?

О: Когда я еду отдыхать, я никогда не беру никаких записей с собой. Прослушивание означает концентрацию, анализ. Как только мы начинаем слушать, мы начинаем критиковать, разбирать: “Это плохо, здесь не тот темп”. Поскольку это опять работа, слушание музыки - табу.

В: В молодости вы играли на скрипке, пианино и контрабасе. Дирижируя Лучиано Паваротти и Пласидо Доминго не пробовали ли вы научиться петь?

О: Нет, по-настоящему я никогда не учился петь. Поэтому часто, дирижируя оперой, я пою вместе с певцами и сажаю голос.

В: Не сочиняете ли Вы музыку?

О: Нет, никогда не было таких наклонностей. Более того, я настолько критично отношусь к современным композиторам, что не хотел бы быть одним из них.

В: Должен ли композитор иметь абсолютный слух?

О: Я его не имею и соответственно так не думаю. Во всяком случае не испытываю никакого дискомфорта

В: Расскажите нам о Вашей палочке

О: Это просто кусочек дерева. Я предпочитаю дирижировать налегке. Миссис Мондейл, будучи женой вице-президента, однажды спросила: “Это настоящая или нет”? На что я ответил: “Они все не настоящие

 

В: У Вас есть любимая палочка?

О: У меня вообще ни одной нет. Ее дают мне прямо перед выходом на сцену.

В: Мы слышали множество историй о дирижерах травмирующих себя палочками или падающих с пульта. Что-либо подобное с Вами случалось?

О: Иногда палочка вылетает из рук и приземляется прямо среди зрителей. Представьте себе: кто-нибудь спит или находится под сильным впечатлением от прекрасной музыки, как вдруг кусок дерева падает ему на колени, как ракета. Это не очень-то весело.

В: У теннисистов есть теннисный локоть. Может ли быть у дирижера дирижерский локоть?

О: У меня да. У меня была даже операция. Иногда действительно делаешь слишком резкие движения.

В: Судя по всему, Вам требуется атлетическая закалка в некоторые моменты работы.

О: Это точно. Однажды я был прямо-таки выжат после первого действия оперы Вагнера, которое продолжалось 2 часа. Это была генеральная репетиция. Когда я спустился с подиума, я не мог пошевелиться. А мне предстояло еще 2 действие 1 час 20 мин и третье действие 1 час 15 мин. Я не представлял себе, как я буду продолжать дирижировать оперой дальше. Тогда я сказал своему самому огромному певцу-шведу, исполнявшему басовую партию “ Будет лучше, если вы мне будете подавать мне знак, когда мне продолжать дирижировать дальше”

В: Когда вы еще подростком впервые взяли в руки дирижерскую палочку, чтобы репетировать с оркестром отца, у вас видимо была уверенность и ощущение власти над музыкантами?

О: Нет, нет. Не заблуждайтесь. В первый раз, вскарабкавшись на подиум, я очень нервничал и все думал: “Смогу ли я начать вовремя? Смогу ли я закончить вовремя”?

В: Ваши дети проявляют музыкальные наклонности? Их заставляли учиться на пианино?

О: Нет, они делают, что хотят. Скажем, играют рок дома. Мой сын актер, дочь домохозяйка с двумя детьми.

В: Общаются ли дирижеры друг с другом?

О: Мое поколение - да. Многие из нас - близкие друзья.

В: О чем Вы говорите?

О: О других дирижерах. О музыкальных сплетнях. Вы были бы страшно удивлены.

В: Какую музыку Вы больше всего любите слушать?

О: Я люблю камерную музыку Вены от Гайдна до Брамса. Я вырос под эту музыку - она всегда звучала в доме моего отца. У него был очень хороший струнный квартет.

В: Какие вещи наиболее сложны для дирижирования?

О: 2 Акт “Свадьбы Фигаро” Моцарта сложен, т.к. ты дирижируешь оперой, а на сцене 8 актеров распевают в комедию. Последняя часть Стравинского “Весна Священная” имеет ритмические проблемы. Но если ты знаешь их, ничего сложного.

В: У Вас есть любимые дирижеры?

О: Два: Артуро Тосканини и Вильгельм Фуртвенглер. Я выбрал себе среднюю дорогу между ними. Все, что эти джентльмены сделали для первой половины нашего столетия, собственно для интерпретации классики, мы используем и сегодня.

В: Легенда гласит, что вы повсюду возите с собой красный перец. Это правда?

О: Я совершенно не переношу Вашу еду. Такое ощущение, что отправляешься в больницу, поэтому я и добавляю красный перец. Выращиваю его в моем саду. Между прочим, в этом году у меня замечательный урожай.

Материал подготовила Ольга Рыбалкина

 



Воспроизведение любых материалов ММВ возможно только по согласованию с редакцией. Если Вы ставите ссылку на ММВ из Internet или упоминаете наш узел в СМИ (WWW в том числе), пожалуйста, поставьте нас в известность.