Зубин
Мета
Его вудеркиндовские дни миновали, но
Зубин Мета все также великолепен и блестящ, как
был в те годы, когда в свои 25 лет он стал
одновременно дирижером Монреальского
симфонического и Лос Анжелосского
филармонического оркестров. Это сделало его не
только самым молодым дирижером Америки, но и
первым дирижером управляющим двумя Северо
Американскими оркестрами одновременно. Позднее
в течение 13 лет он был главным дирижером Нью
Йоркского Филармонического оркестра.
Имя этого виртуоза дирижерской палочки,
индийского происхождения и означает, между
прочим, “Властелин меча”. Родился Зубин Мета в
Бомбее. Оставив занятия медициной, он продолжил
дело своего отца, Мехли Мета, основателя
Бомбейского Симфонического оркестра.
Являясь Музыкальным директором
Израильской филармонии с 1968 года (с 1981 -
пожизненно), он подписал также 5 летний контракт с
Баварским Оперным театром в Мюнхене и станет его
музыкальным директором с 1998г. В свои 62 Зубин Мета,
сохраняет огромную работоспособность, славу
бонвивана, неизменно привлекает в свои залы
миллионы поклонников его искусства, где бы не
звучала его музыка.
Вопрос: Где Вы больше всего любите
дирижировать в качестве гостя?
Ответ: В Вене и Берлине. Я работаю с этими
оркестрами уже более 30 лет, с 1961 года
В: Вы проводите много времени, переезжая из
одного города в другой. В чем секрет Вашего
элитарного стиля жизни?
О: У меня нет стиля жизни, у меня есть жизнь. И
элитарности у меня тоже нет. Я некоторое время
живу в одном месте, скажем 2 недели в Лос Анжелесе,
потом во Флоренции у меня запись и я остаюсь там
на 6 месяцев. Далее я отправляюсь в турне с
оркестром: концерт в Милане, следующий вечер в
Риме, третий - в Лондоне.
В: Вы должны знать много языков.
О: Бегло семь. Большинство из них я выучил в
молодости на практике, в общении с музыкантами
других стран. Я хочу научиться говорить
по-русски. В моем Израильском оркестре много
русских. Это мне поможет.
В: Какая музыка помогает Вам восстанавливаться
между исполнениями?
О: Когда я еду отдыхать, я никогда не беру
никаких записей с собой. Прослушивание означает
концентрацию, анализ. Как только мы начинаем
слушать, мы начинаем критиковать, разбирать:
“Это плохо, здесь не тот темп”. Поскольку это
опять работа, слушание музыки - табу.
В: В молодости вы играли на скрипке, пианино и
контрабасе. Дирижируя Лучиано Паваротти и
Пласидо Доминго не пробовали ли вы научиться
петь?
О: Нет, по-настоящему я никогда не учился петь.
Поэтому часто, дирижируя оперой, я пою вместе с
певцами и сажаю голос.
В: Не сочиняете ли Вы музыку?
О: Нет, никогда не было таких наклонностей.
Более того, я настолько критично отношусь к
современным композиторам, что не хотел бы быть
одним из них.
В: Должен ли композитор иметь абсолютный слух?
О: Я его не имею и соответственно так не думаю.
Во всяком случае не испытываю никакого
дискомфорта
В: Расскажите нам о Вашей палочке
О: Это просто кусочек дерева. Я предпочитаю
дирижировать налегке. Миссис Мондейл, будучи
женой вице-президента, однажды спросила: “Это
настоящая или нет”? На что я ответил: “Они все не
настоящие”
В: У Вас есть любимая палочка?
О: У меня вообще ни одной нет. Ее дают мне прямо
перед выходом на сцену.
В: Мы слышали множество историй о дирижерах
травмирующих себя палочками или падающих с
пульта. Что-либо подобное с Вами случалось?
О: Иногда палочка вылетает из рук и
приземляется прямо среди зрителей. Представьте
себе: кто-нибудь спит или находится под сильным
впечатлением от прекрасной музыки, как вдруг
кусок дерева падает ему на колени, как ракета. Это
не очень-то весело.
В: У теннисистов есть теннисный локоть. Может ли
быть у дирижера дирижерский локоть?
О: У меня да. У меня была даже операция. Иногда
действительно делаешь слишком резкие движения.
В: Судя по всему, Вам требуется атлетическая
закалка в некоторые моменты работы.
О: Это точно. Однажды я был прямо-таки выжат
после первого действия оперы Вагнера, которое
продолжалось 2 часа. Это была генеральная
репетиция. Когда я спустился с подиума, я не мог
пошевелиться. А мне предстояло еще 2 действие 1
час 20 мин и третье действие 1 час 15 мин. Я не
представлял себе, как я буду продолжать
дирижировать оперой дальше. Тогда я сказал
своему самому огромному певцу-шведу,
исполнявшему басовую партию “ Будет лучше, если
вы мне будете подавать мне знак, когда мне
продолжать дирижировать дальше”
В: Когда вы еще подростком впервые взяли в руки
дирижерскую палочку, чтобы репетировать с
оркестром отца, у вас видимо была уверенность и
ощущение власти над музыкантами?
О: Нет, нет. Не заблуждайтесь. В первый раз,
вскарабкавшись на подиум, я очень нервничал и все
думал: “Смогу ли я начать вовремя? Смогу ли я
закончить вовремя”?
В: Ваши дети проявляют музыкальные наклонности?
Их заставляли учиться на пианино?
О: Нет, они делают, что хотят. Скажем, играют рок
дома. Мой сын актер, дочь домохозяйка с двумя
детьми.
В: Общаются ли дирижеры друг с другом?
О: Мое поколение - да. Многие из нас - близкие
друзья.
В: О чем Вы говорите?
О: О других дирижерах. О музыкальных сплетнях.
Вы были бы страшно удивлены.
В: Какую музыку Вы больше всего любите слушать?
О: Я люблю камерную музыку Вены от Гайдна до
Брамса. Я вырос под эту музыку - она всегда
звучала в доме моего отца. У него был очень
хороший струнный квартет.
В: Какие вещи наиболее сложны для
дирижирования?
О: 2 Акт “Свадьбы Фигаро” Моцарта сложен, т.к. ты
дирижируешь оперой, а на сцене 8 актеров
распевают в комедию. Последняя часть
Стравинского “Весна Священная” имеет
ритмические проблемы. Но если ты знаешь их,
ничего сложного.
В: У Вас есть любимые дирижеры?
О: Два: Артуро Тосканини и Вильгельм
Фуртвенглер. Я выбрал себе среднюю дорогу между
ними. Все, что эти джентльмены сделали для первой
половины нашего столетия, собственно для
интерпретации классики, мы используем и сегодня.
В: Легенда гласит, что вы повсюду возите с собой
красный перец. Это правда?
О: Я совершенно не переношу Вашу еду. Такое
ощущение, что отправляешься в больницу, поэтому я
и добавляю красный перец. Выращиваю его в моем
саду. Между прочим, в этом году у меня
замечательный урожай.
Материал подготовила Ольга Рыбалкина
|